Кузьмина Ж.Ю.

Донецкий Национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, кафедра философских наук

Инновационная культура как необходимая составляющая гармоничного развития современного общества

 

Опыт ведущих стран мира доказывает наличие прямой зависимости между уровнем благосостояния нации и инновационной деятельностью. Именно инновации, интеллектуальный капитал и информация являются приоритетами развития любого государства. Однако в научных исследованиях нашли отражения не все вопросы, связанные с инновационной деятельностью. Одним из этих вопросов является инновационная культура, процесс ее формирования, развития и функционирования.

В большинстве случаев термин «инновационная культура» использу­ется в научной литературе для того, чтобы подчеркнуть, что недо­статочно говорить о знаниях, навыках, умениях, необходимых для инновационной деятельности, но и важно понимание, каким образом лич­ность взаимодействует с этими знаниями, как новые знания могут влиять на структуру и внутренний мир личности [1, 8]. В широком смысле инновационная культура как социальный феномен - это готовность и способ­ность общества к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, обра­зовании, производстве, законодательстве [5,125].

Таким образом, инновационная культура может рассматриваться как комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной и, прежде всего, профессио­нальной практикой в различных сферах сообщества: управлении, эконо­мике, образовании, культуре.

Из понимания того, что инновационная культура отражает ценност­ную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях и навыках, а также в образцах и нормах поведения по отношению к инновациям, можно дать ей следующее определение.

Инновационная культура человека - это область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, зна­ниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к под­держке и реализации новшеств во всех сферах жизни.

Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является ее творцом.

Культура – это не застывшее образование. Она изменчива по своей природе. Но в разных культурах возможности инноваций и творчества различны. В традиционных обществах они значительно меньше, чем в техногенной цивилизации, где в системе мировоззренческих универсалий категории новизны и прогресса имеют приоритетную ценность.

Рассмотрим динамику инноваций в социокультурном пространстве. Инновативность и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии производства, науки, техники, экономики, искусства, общества в целом. В широком культурологическом контексте традиции необходимо рассматривать как необходимое условие всякого развития. Общество, утратившее традиции, свою историческую память перестает развиваться, деградирует, поскольку прерывается связь между поколениями, происходит маргинализация больших социальных групп, постепенно развертываются и иные деструктивные процессы. С другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь. 

Таким образом, единство инновативности и традиционности, которое фиксируется в общекультурном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой социального прогресса.

Сама же потребность в новом как социокультурный феномен является сравнительно молодым образованием, которое характерно для новоевропейского рационалистического (сциентистского) сознания в его отличии от религиозного и мифологического сознания.
В конкретно-научных исследованиях проблем инновационной культуры формируются различные концепции и интерпретации. Так, например, в теории культуры существует точка зрения, согласно которой инновация в искусстве представляет собой так называемую «вторичную обработку», т.е. обмен между сферой ценного и неценного. Примером может служить авангардное искусство как вторичная обработка архаичного и примитивного искусства, которое в эпоху Возрождения и Просвещения находилось в сфере неценного. Иными словами, инновация выступает как отказ от традиционных ответов и поиск нового ответа в неценном.      
С такой трактовкой перекликается понимание инновативности, которое предлагает известный итальянский философ А. Менегетти. Он полагает, что подлинным («свободным») инноватором может быть лишь индивид, полностью  «устранивший систему из самого себя» и тем самым получающий возможность использовать любую «систему» в качестве средства, как если бы она представляла собой простую пишущую машинку, т.е. такой индивид представлял бы собой человека так называемого «мефистофелевского» типа. И этот «инноватор» уже не просто новыми средствами, а новым применением старых средств может добиться совершенно новой социальной, экономической, политической или технической цели  [4, 127]. 
Инновационная деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Основоположник немецкой классической идеалистической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель  считал, что потребность в новом -  есть сущностная характеристика “социального человека”.

Высокий уровень инновационной культуры  объективно необходим и чрез­вычайно важен для решения наибо­лее острых проблем нашей страны ­преодоления экономической стагна­ции и безработицы, экологического и особенно нравственного кризиса, перехода от представительской к не­посредственной демократии, обеспе­чения устойчивого и прогрессивно­го развития [3, 10].

Инновационная культура как особая форма челове­ческой культуры предполагает тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего - правовой, управ­ленческой, предпринимательской, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться сущес­твенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей. При интернациональной сущности этой куль­туры усилия по ее развитию должны опираться на куль­турные традиции страны и сферы деятельности. Она в состоянии вооружить практику методами оценки и пре­сечения использования новшеств, способных причинить вред человеку, обществу, природе.

Повышение инновационной культуры личности (в том числе через систему общего и специального профессионального образования) наряду с обязательным нравственным совершенствованием человека способствует становлению подлинно гуманного общества, раскрывающего для каждого человека путь к свободному созиданию Культуры.

При высоком уровне инновационной культуры обще­ства в силу взаимной корреляции, взаимозависимости ее частей изменение одной составляющей вызывает быс­трое изменение других. В условиях же инновационной стагнации необходим мощный организационно-управленческий и правовой импульс, чтобы заработали меха­низмы саморегулирования. Для этого требуется институциализация инновационной культуры, т.е. превращение ее развития в организованный, упорядоченный про­цесс с определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников.

Инновационная культура – это непосредственная реализация свободы человечества, образец поведения, производства и отношений. Каждое достижение культуры возносит человека на новую высоту, раскрывая неисчерпаемые человеческие возможности, и открывает новые горизонты для творческого роста и развития. Культура формирует человека как носителя традиций, языка, духовности, мировоззрения. Инновации в сфере культуры обогащает разум, гуманизирует человеческие чувства, развивает конструктивно-творческие силы и стремления, пробуждает в человеке жажду творчества и самореализации. Таким образом, в условиях современного общества инновационная культура представляется объективной необходимостью, так как именно инновационная культура является основой, двигателем, определителем направления, уровня и качества развития личности и общества в целом.

 

Литература

 

1.                 Анисимов Н.М. Инновационная культура учителя: Учеб. пособие. М.: МАНПО, 1999. – 278 с.

2.                 Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. - М.: Наука, 1993. – 240 с. 

3.                 Джелали В.И., Кулиниченко В.И. Инновационная культура – основа, двигатель и определитель направления и качества развития социума и личности // Винахідник і раціоналізатор. – 2002. - № 4. – с.5-11.

4.                 Менегетти А.  Система и личность. М.: Изд. «Онтопсихология», 2003.–  319 с.

5.                 Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Вопросы культурологи. – 2006. - № 3. – с. 86-90.

6.                 Яковец Ю.В. Эпохальные инновации ХХI века. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. – 444 с.