Обряды и поверья, связанные с грозой на материале английского и русского языков

Народная метеорология - это важнейшая составная часть традиционной культуры, результат многовекового опыта общения человека с природой и окружающим миром. Погода оказывает влияние на жизнь каждого из нас - иногда едва заметно, иногда резко и драматично. В течение многих столетий взаимодействие природы и цивилизации строилось в пользу первой: природа могла нанести неизгладимый урон беззащитному перед ней человеку. В результате чего возникла необходимость наблюдения за природными явлениями.

Гроза - в научном понимании является атмосферным явлением, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.

В народном сознании грозу воспринимают совсем иначе. Гроза начинается с небольшой вспышки молнии, которая обычно сопровождается ударом или раскатами грома. Оглушительные раскаты грома, сверкающие молнии, струи воды, словно вышедшие из самых глубин небосвода, постоянно навевают на человека чувства страха и трепета. «It is believed that the lightning appears when the dragons from the clouds fight.» - (Люди верили, что молния появляется, тогда  когда драконы начинают бороться в облаках).[1] Но гроза могла нести с собой не только разрушительный характер и смерть людей, а также во время грозы нередко образовывались святые источники, которые обладали целебными свойствами. Местные жители в Америки даже создавали храмы куда, по их мнению, приходили Боги.

Испокон веков молния вселяла в людей боязнь и благоговение одновременно. Так, например если говорить про английские поверья, то некоторые считали, что Господь намеренно вызывает молнии, чтобы искать нечисть на земле. «The lightning is the candle that God lights in order to search the devils or the evil spirits» - (Молнияэто свеча, которую зажигает Бог, чтобы найти дьяволов и духов). В России же люди верили, что загоревшийся от удара молнии дом – это «милость» божья, кара, которой запрещено сопротивляться. [2] Гроза - гнев Божий

Возникшие во время грозы пожары, способствовали созданию массы народных примет. В первую очередь, следует сказать о необычном способе тушения огня. Так, чтобы утихомирить огонь и избавить жилище от пожара, его следовало залить молоком, квасом или пивом. Водой дом не заливали, так как полагали, что от воды огонь только еще больше разгорается. «Если огонь занялся от молнии, то это все равно, что от десницы Божьей, поэтому тушить такой огонь обычной водой нельзя, разве что пресным молоком; Зажженный молнией предмет нельзя, да и невозможно потушить, так как тут горит убитый черт унимать такой пожар возможно лишь сладким молоком.» [3]  

Говоря о местных жителях Америки, интересным фактом является, то, что они верили, что существовало сверхъестественное существо по имени Thunderbird в переводе на русский язык Громовержец, он вызывал  грозу и молнию, а также сражался с водяными змеями. Изображения этих существ с распростертыми крыльями встречаются на различных культовых и бытовых предметах индейцев от восточных лесов до Великих равнин. Таким образом местные жители Америки полагали, что горящие крылья Громовержца вызывают молнию. - Native American tribes believed the flashing feathers and flapping wings of the mighty Thunderbird caused lightning.  

 Нельзя не упомянуть о том, что народ верил в силу Господа, и таким образом молитвы и просьбы, обращенные к Нему, всегда помогали. По английским поверьям можно судить, что, как и русский народ, они верили, Бог может уберечь их от молнии.  Так существует один обряд, где вокруг пожара, как бы по четырем углам, на одинаковом расстоянии между собой вставали четыре человека, считающиеся в селе порядочными людьми и читали молитвы с иконами в руках.

Существовало такое мнение, что молния не способна ударить в одно место дважды, а потому данные головешки бережно хранились в каждом доме. «Lightning never strikes twice in the same place». В соответствии с данным поверьем, существует также и народная пословица, что Несчастья или неудача не происходят с одним и тем же человеком дважды.

Нередки случаи, когда молния ударяет в дерево, под ним остаются небольшие камушки – стелы. Люди полагают, что такие камушки помогают в тяжелых заболеваниях, поэтому их широко применяют в народной медицине.

Нельзя не упомянуть об общепринятом правиле, креститься во время молнии. Данный обычай широко применяется не только в России, где люди в большей степени являются православными, но также и в Америки, где существует пратистанская и католическая вера. When there are lightens, humans must cross himself three times in order that the devil should run away from him and he should not be struck. - (Если молнии на небе, человек должен перекреститься три раза, для того чтобы дьявол убежал от него и человек не был поражен молнией.)

 Отмечалось также, что наиболее мощной силой грозы обладали в Ильин день, 2 августа. Согласно народному календарю, этот день является последним, когда Илья-пророк может уничтожить бесов на небесах.

Вследствие этого в церквях проходили молебны, в домах зажигались свечки и читались молитвы. Во избежание беды скотину даже не выгоняли на луга. Хозяйки в этот день проводили в своих домах дополнительные обряды. В срочном порядке закрывали печные трубы, двери и окна. Считалось, что потенциальную угрозу несут предметы с блестящей поверхностью: зеркала, самовары, посуда, окна. Что же касается английских поверий, то, как и в России, народ в Англии был уверен, что необходимо накрывать металлические предметы и зеркала, так как они могут привлечь на себя молнию. Cover shiny metal objects and mirrors in case they attract the lightning. Англичане всегда оставляли двери и окна открытыми, чтобы молния прошла сквозь помещение и вышла наружу,  Leave the doors open so that any lightning or thunderbolt will ‘pass through the house’.[4]

Приметы, обряды и поверья представляют собой особый интерес, так как за последние десятилетия люди все больше начали интересоваться их функцией и содержательным наполнением. Приметы и поверья, являются неотъемлемой частью нашей жизни, а изучение их позволяет внести вклад в исследование национального своеобразия языковой картины мира и обогатить тем самым научные представления о национальном языке.

Список использованной литературы

1.                 А. Н. Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу - фундаментальный труд

2.                 Ермолова, А.С. Народное погодоведение / А.С. Ермолов. – М.: Русская книга, 1995. -432 с.

3.                 Кондратенко, М.М. Лексика народной метеорологии в славянских языках. –М., 1995.-268 с.

4.                 Толстой, Н.И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог /Н.И. Толстой // Славянский и балканский фольклор. Этногенетическая общность и типологические правила. – М., 1984б.