Специфика сюжета и фабулы в повести Т.Абдикова «Парасат майданы».

                                                                     Гакрама Каламкас.

                                                                                       Сеньор-лектор КОУ

            В 2004 году в Казахстане были вручены государственные премии в области литературы и искусства. В номинации «Литература» премию получил Толен Абдиков за повесть «Парасат майданы». В ней с проникновением, с глубоким философским смыслом описываются современные человеческие отношения, борьба правды и лжи, надежды и разочарования, проблемы общества.

Прозаические произведения Т.Абдикова давно известны широкому кругу читателей, его творчество – это в основном малые формы прозы, состоящие из повестей, рассказов. В основе многих произведений заложена человеческая жизнь, судьба главного героя и других второстепенных персонажей. В его прозе преобладает раскрытие истинных ценностей в жизни, показана борьба добра и зла, сомнений в человеческой душе, раскрывается связь с метафизическим миром человека.

         М.А. Кул-Мухаммед считает, что повесть «Незримый фронт» является своеобразным продолжением повести «Правая рука», некогда ставшей литературной сенсацией. По теме, считает он, она близка к «Запискам из мертвого дома», а по форме напоминает «Бедных людей» Ф.Достоевского. В основу «Незримого фронта» положен разворачивающийся философский конфликт – добро и зло, любовь и коварство [1].

         На сюжетную линию повести «Парасат майданы» нужно обратить внимание, поскольку ее развитие представляет собой сочетание самых различных приемов. Несмотря на то, что в повести привлекается множество эпизодов и минисюжетов, основная линия сюжета  развивается вполне логично. В эпиграфе повести уже видны первые особенности этого произведения. В данном случае эпиграф предваряет не только действие, но и смысл предшествующих событий. Происходит определенная «настройка» читателя на нужное русло. Т.Абдиков подсказывает, что речь пойдет о добре и зле, о бытии. Впоследствии этот ход послужит важным моментом в создании образа главного героя. А пока в эпилоге видны первые противоречия, которые впоследствии также станут частью характеристики – жизнь и смерть.       

Углубляясь в историю, нужно отметить, что разработкой проблемы сюжета и фабулы занимались представители формальной школы: Б.В. Томашевский, В.Б.Шкловский, Ю.Н. Тынянов и одновременно представители школы М.М.Бахтина. Но у каждого из них была своя оригинальная теория сюжета и фабулы. В.Б. Шкловский предложил различать «материал», который писатель может заимствовать из жизни или из произведения, и «систему приемов», с помощью которой этот «материал» эстетически оформляется в новом произведении. Соответственно, он различал фабулу как заимствованный «материал» и сюжет как прием его обработки. Фабулой он называл ход событий, происходящих в жизни героев, а сюжетом — ход повествования об этих событиях. Он писал: «Понятие сюжета слишком часто смешивают с описанием событий, с тем, что предлагаю условно назвать фабулой. На самом деле фабула есть лишь материал для сюжетного оформления». Б.В. Томашевский же считал, что фабула — это то, что было на самом деле, сюжет — то, как узнал об этом читатель, она предстает в работе автора как нечто внешнее по отношению к художественному тексту, предшествующее сюжету, а сюжет предстает как моделирование тех же событий, что составляют фабулу. Глубокие суждения о сюжете и фабуле мы находим в работах М.М.Бахтина и его последователей. Ученый исходил из того, что перед читателем возникает два события: событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания. По его мнению, фабула характеризует произведение с точки зрения его тематической ориентации в действительности, между тем сюжет — то есть конкретная последовательность изображаемых движений - есть уже художественная реальность, создаваемая в произведении. Он отмечал, что «провести между ними отчетливую границу невозможно, да и не целесообразно. Установка на сюжет, то есть на определенное реальное развертывание произведения, необходима уже для того, чтобы овладеть фабулой. Фабула и сюжет являются единым конструктивным элементом произведения. Ю.Н. Тынянов, последователь М.М. Бахтина, отмечал: «Фабула — это статическая цепь отношений, связей, вещей, отвлеченная от словесной динамики произведения. Сюжет — это те же связи и отношения в словесной динамике» [2].

         В нашем понимании различия фабулы и сюжета заключаются в том, что фабула - это как задумано, а сюжет - как подано. При чем,  фабула носит внешнюю сторону, а сюжет внутреннюю, то есть фабула на поверхности, а сюжет глубже. Фабула в повести «Парасат майданы» заключается в следующем: главный герой - больной из палаты №10, он проходит курс лечения в лечебнице. Когда-то в молодости он был знаком с героем-рассказчиком и жил обычной жизнью. Все это - так называемая «линия прошлого» в повести. Настоящее начинается с того момента, когда в произведении появляется еще один важный персонаж – таинственный незнакомец. Еще один герой, знакомый главного героя, глазами которого читатель видит все происходящее, является рассказчиком - человеком, от лица которого ведется повествование. Выбор композиции повествования - важный момент для автора литературного произведения, поскольку он выбирает не только свою позицию относительно происходящего, но и средства, с помощью которых он будет характеризовать героев. Рассказчик концентрирует героев «Парасат майданы», пространство и время в один фокус. Он постепенно рассказывает об истории жизни героя в больнице, являясь свидетелем трагедии главного героя. Что же касается пространственного соотношения, то таким местом становится лечебница для психически нездоровых людей - место, где встречаются главный герой и таинственный незнакомец.

            При этом движение времени не останавливается с появлением второго «я», ведь он - не пассивный наблюдатель, а активный участник всего происходящего. Без активных усилий со стороны второго «я», которые достигаются при анализе окружающей действительности, первое «я» главного героя не смогло бы сделать своего морального выбора, окончательно сформировать свое мировоззрение. Второе «я» является как бы частью  единственного, как оказалось далее, героя в повести: «Адам ішінде мінезі бөлек, дүниеге көзқарасы бөлек екінші тұлғаның пайда болуы – бұл адам психикадағы патология. Біреу – жақсы отаға, ал түнгі сағат 12-ден әрі қауіпті қылмыскер. Бір адамның бойында кезектесіп бір-біріне ұқсамайтын екі тұлға пайда болады, ал кейде екі тұлға ауысып отырады» [3, c. 56]. На примере показаны раздвоение взглядов главного героя, а так же проявление его второго «я», установки которого не совпадают с реальными духовными требованиями первого «я». Достаточно сравнить письма одного к другому.

         Сюжет должен по возможности стремиться к простоте, фабула к сложности. Сюжет повести «Парасат майданы» сложен, поскольку развернуты внутренний конфликт, колебания, соблазны, те, что в литературе могут послужить основанием для очень сложных драматических сюжетов. Фабула, наоборот, может быть как угодно сложна и действенна.

         В повести прослеживаются признаки постмодернизма в литературе, которые можно разграничить следующим образом:
         - авторский отказ от традиций классического повествования,
         - сложная фабульная и сюжетная организации текста,
         - интертекстуальность, обращенная к самым разным религиозным, философским и литературным концепциям минувших эпох,

         - корректирующая ирония, позволяющая подавать любой художественный факт, будь то моральное падение или смерть как максимально двусмысленное событие, существующее в своей незавершенности,
         - психопатология героя, размывающая границы нормальности и безумия, усугубляющая такие архетипические проблемы и оппозиции, как добро и зло, хорошее и плохое, победа и поражение, жизнь и смерть.
Принципом объединения текстов становится одно авторство и наличие общей сюжетной доминанты — ситуации смерти, позволяющей включить тексты в единое пространство сюжета.

 

 

 

1.     http:mci.gov.kz/showarticlt.php?lang=rus=3499

2.     Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. M., 1964. С. 119.

3.     Төлен Әбдікұлы. Повестер мен әңгімелер. – Алматы, Қайнар, 2005. – 384 б.