Педагогические науки / 2. Проблемы подготовки специалистов

 

К.п.н Пирожкова О.Б.

Восточно-Казахстанский государственный университет, Казахстан

Современный учитель и ноосферная парадигма образования

 

Безусловно, что проблемы, возникшие перед человечеством в третьем тысячелетии, ставят его перед необходимостью фундаментальных изменений в ценностях и установках, выступающих как условие его дальнейшего существования. Именно на систему образования и учителя как одного из ведущих субъектов образовательного процесса возлагается задача гуманизации общественно-экономических отношений через формирование человека ноосферы как высшего духовного Человека. Сегодня делаются первые шаги на пути становления ноосферного образования, которое должно стать парадигмой формирования человека ХХІ столетия. Главное отличие нового образования – его футуризирующий характер (ориентация на будущее).

Решающим же для создания ноосферы фактором, становится единство человечества, выраженное в соединение духовных, интеллектуальных, экономических возможностей всего мирового сообщества через процесс непрерывного взаимодействия и обогащения. Продуктом такого обогащения в первую очередь станет расширение сознания, которое сможет «вместить» в себя значение сотрудничества с представителями других культур. Основополагающим принципом бытия человека в системе такого сознания выступает принцип общего блага [1]. Этот принцип является определяющим и в педагогическом процессе. Поэтому в этом ракурсе всё чаще стратегическим инструментом социально-экологического развития общества и формирования человека Разума рассматривается становление ноосферного образования, выраженное на уровне государства через конкретное изменение места науки и образования в обществе: в определении приоритетов такого образования, его всесторонней поддержке, превентивном финансировании, глубоком понимании и государственной пропаганде того, что именно ноосферное образование может иметь опережающий характер, задавая скорость и уровень развития общества [2]; на уровне личности  - через формирование ноосферного самосознания.

Казахстанский ученый А.Т. Дуйсебек [3], рассматривая научно-методологические основы образования XXI века, представляет методологию данного вопроса как совокупность концептуальных подходов: культурологической антропологии, космической науки, гуманистической, аксиологической и ноосферной концепций. На наш взгляд, достаточно емко отражают требования времени сформулированные автором задачи образования (культурная идентификация личности, раскрытие внутренних компетенций, социализация, формирование гражданственности и саморазвитие личности) и ожидаемый результат: формирование гармонично развитой компетентной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, планетарным мышлением и ноосферным сознанием. Следовательно, требование совершенствования природы, духовных и нравственных качеств личности, «взращивания» человека ноосферы диктует необходимость такой организации педагогического процесса, при которой передача и присвоение специальных знаний успешно сочетаются с формированием прочной системы нравственных ценностей, развитием высоко духовной личности. Школа должна быть ориентирована на рождение принципиально новой системы миропонимания, формирование качественно иного мировоззрения, базирующегося на стремлении отдавать, помогать, поддерживать через самоактуализацию и самореализацию собственного «Я».

Рождение ноосферной школы вопрос времени. Безусловно, что он не может быть решен одним, двумя и даже тремя десятилетиями. Необходимо изменение содержания образования, организации педагогического процесса, пересмотр материальной базы и условий существования такой школы с учетом неосферной парадигмы развития общества. Оценивая реалии нашей жизни, становится понятным, что мы находимся лишь на пути создания ноосферы и ноосферного образования.

Тем не менее, ноосферная парадигма, заявив о своем существовании, с каждым годом требует изменения реалий нашей действительности. Уже сегодня проводятся междисциплинарные исследования в этом направления, созданы программы и пилотные проекты для инновационного развития системы образования (реинжиниринг идей, целей и методик образования в направлении их совместимости с Законами Мира, человеческой цивилизации и постижения), решаются методологические и прикладные задачи реализации ноосферного образования. Ученые и педагоги Казахстана, России, Украины предпринимают попытки внедрения идей ноосферного образования в практику современной школы.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что учитель, которого сегодня и завтра ждет школа, должен иметь сформированное ноосферное мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях и имеющее под собой серьезную этико-философскую базу. Следовательно, необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть, что в контексте ноосферной парадигмы требуется естественная трансформация мышления, методологии и мировоззрения каждого отдельного педагога, пересмотр подходов к системе профессионального развития и саморазвития учителя.

 

Литература:

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520 с.

2. А.П. Лиферов, В.С. Лысенко. Философию и практику глобального образования – российской школе// Теория и практика глобального образования.– Рязань, 1994 .- С. 66-73; 

3. Дюйсебек А.Т. Духовно-нравственные и национально-культурные ценности как методологическая основа содержания среднего образования // Образование.- 2006.-  №4 – 29-32 с.