Новак М.В.

Белгородский государственный университет (БелГУ), Россия

 

Языки экрана и идеология

 

Телевидение, как и Интернет, являясь производными не только высоких технологий и достижений науки, но и нематериальной культуры, имеют и реализуют возможность транслировать и воспроизводить те или иные ценности общества, значимые идеи, а также реакцию на них. Достаточно часто в литературе можно встретить полемику научного сообщества относительно того, является ли экран инструментом манипуляции общественным сознанием, и в какой степени телевидение может влиять на людей. Так, например, Д. Дондурей рассматривает телевидение как возможность программировать поведение людей [4, 290], а И.А. Вершинина считает телевидение опасным средством массовой коммуникации, поскольку визуальные и аудиальные образы, сочетаясь вместе, особенно сильно могут воздействовать на сознание, в то время, как доступ к процессу производства телепередач имеет ограниченный круг людей, которые определяют правду и ложь, добро и зло [1, 285]. Здесь мы лишь укажем на то, что идеология может не только транслироваться, распространяться и завладевать мыслями людей через экран, так же как и экран может быть местом простого отражения общественных процессов. То есть, в любом случае – является ли такой культурный проект попыткой объединить людей под каким-либо лозунгом, идеей или же попыткой простой констатации фактов без нарочитой интерпретации реальности – на экране будет та или иная идеология «в чистом виде». И действительно, для идеологии как таковой всегда остаётся важной граница добра и зла, правды или лжи, пусть даже и определяют её узкий круг журналистов-профессионалов или пользователей Интернета, создающих страницы. 

Какие языки использует экран? Во-первых, укажем на документальный (информационный) и художественный языки,. Н.М. Чернышева говорит о том, что новости – яркий пример иерархичности культурного тематизма, они репрезентуют всё социокультурное пространство. Отбор тех или иных событий для транслирования является заявлением той или иной позиции, но в то же время, разные новостные передачи способствуют более критическому восприятию событий [5, 13]. В виртуальном пространстве, сидящий перед экраном человек не настолько привязан к иерархичности предлагаемой информации, которая представляет взгляд журналиста на важность событий, пользователь Интернета может пропустить эту иерархичность (А.А. Деникин говорит о том, что посетитель веб-сайта пропускает неважную, незначимую для себя информацию. В отношении телевидения в Интернет-формате, автор замечает, что оно становится своеобразным строительным материалом, который использует зритель, конструируя своё собственное мнение и видение реальности [2, 25].) Пользователь может воспользоваться прямым поиском в новостях определённой темы, выстроить новости по дате, или же начать читать Интернет-страницу с конца; также существует возможность перейти на другой новостной сайт (иногда специализирующийся на определённой сфере новостей – скандалы и звезды, новости культуры и кино, спортивные новости). В этом случае идеология будет представлена теми приёмами и средствами журналистики, которые создадут атмосферу происходящего события. Таким образом, мы приходим к мысли, что главный язык идеологии – всё-таки художественный, образный.    

Возвращаясь к документальному и художественному языкам экрана, отметим, что именно художественный передачи и фильмы более ярко представляют общественную идеологию. В защиту этого довода, приведём мнение С.П. Ежова, который пишет о существующем манипулятивном приёме сознания «двойной стандарт» и приводит в пример различную бытующую оценку личностей И. Сталина и Петра I. Эта разность оценки возможна вследствие оценки первого по средствам достижения результата, а второго – по результату действия [3, 249]. Таким образом, информационные передачи и художественное кино на телеэкране полярны в тех критериях оценки, которыми пользуются: в новостях демонстрируется прошедшее событие, т.е. результат какого-либо процесса, действия, в то время как кино (в особенности историческое, основанное на реальных фактах) имеет возможность выстроить и показать сложный комплекс образов, иллюстрирующих сам процесс, действие, способы взаимодействия с реальностью, достижения этой реальности. И здесь, возможности интерпретации этих способов у кино, конечно же, безграничны: в зависимости от той идеологии, которую транслирует та или иная кинолента, например, знаковая фигура И.В. Сталина в историческом кино может быть представлена как фигура диктатора или спасителя нации.   

     

Литература

 

1.     Вершинина И.А. Манипуляция общественным сознанием в современном обществе: проблемы и перспективы / И.А. Вершинина // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды 2-й Междунар. науч-теор. конф. – СПб.: изд-во Политехн ун-та, 2009, - С. 284-286

2.     Деникин А.А. Телевидение : новые реалии / А. Деникин // Обсерватория культуры. -  2006. - №4. - С. 18-25

3.     Ежов С.П. PRтехнологии и виртуализация социального пространства / С.П. Ежов // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды 2-й Междунар. науч-теор. конф. – СПб.: изд-во Политехн ун-та, 2009, - С. 247-249

4.     Пеунова С.М. Технологии манипуляций поведением и сознанием человека: можно ли остаться собой? / С.М. Пеунова // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды 2-й Междунар. науч-теор. конф. – СПб.: изд-во Политехн ун-та, 2009, - С. 289-297

5.     Чернышева Н.М. Социализирующие возможности телевидения / Н. Чернышева // Обсерватория культуры. – 2006. - №4. –  С. 10-18