Филологические науки/7. Язык, речь, речевая коммуникация

магистрант Волкова М.Н.

Павлодарский государственный педагогический институт, Казахстан

Частотность употребления существительных словаря В.И. Даля (концепт Дом).

В 1861 был опубликован сборник русских пословиц и поговорок Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». В сборник вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. В. И. Даль сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу, стремясь охарактеризовать мнение народа о разнообразных явлениях природы и общества (161 группа).

Дом является смысловым и пространственно-энергетическим центром, вокруг которого группируются другие мифологемы и образы.

Всего в словаре Даля 1186 пословиц, содержащих сему Дом, в данной статье мы проанализируем частотность употребления существительных концепта Дом. Наиболее часто употребляемые существительные: лес, поле, жена, хозяин, человек, гость.

Лес – чаще всего окружал человека, в лесу добывали пищу охотой, собиранием ягод, грибов, в данных половицах и поговорках лес противопоставляется дому: За лесом, лесом жеребята ржут, а домой нейдут. В лес идет, домой глядит; из лесу идет, в лес глядит. Воров в лесу сторожили, а они из дому выносили.

Лес часто не только противопоставляется, но и сопоставляется дому: В лесу медведь, а в дому мачеха. Из дому жена, а из лесу змея (т. е. выживает).

Поле – другая половина жизни, основным средством пропитания крестьянина, было возделывание земли, не случайно существительное поле так часто употребляется в данных пословицах и поговорках. Вся жизнь крестьянина проходила в тесном взаимодействии с полем, зимой – подготовка к летней страде, проверка инвентаря, подготовка семян к посеву, весной, возделывание земли и посев, летом – работа на поле, прополка, попытка сохранить весь урожай, осенью – сбор урожая.

Часто поле понималось как продолжение дома, отработав на поле, человек возвращался в дом, урожай несли в дом: В поле тебе лебеды, да в дом три беды. В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой. В поле враг, дома гость: садись под святые, починай ендову.

Также поле понимается не только как место прокормления работного человека, но и как открытое, ничем не ограниченное пространство: Двое в поле воюют, а один и дома горюет. Не верь ветру в поле (в море), а жене в воле (в доме). В поле кто служит, о доме не тужит: где стал, тут и стан.

Семья – неотъемлемая часть дома, дом понимается прежде всего как жилое строение, неудивительно такая частотность употребления существительного жена. Именно жена – хранительница очага, именно она отвечает на порядок в доме.

Народная мудрость отмечает, предупреждает на какие качества женщины нужно обращать внимание мужчине, чего не должно быть у хорошей жены: Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет. Сварливая жена в доме пожар. Худо мужу тому, у котораго жена большая в дому.

Также пословицы сравнивают место жены и мужа в доме, указывают на то, что женщина изначальна за мужем, и она имеет меньше прав, чем мужчина, к ней относятся строже: Муж пьет - полдома горит; жена пьет - весь дом горит. Муж согрешил, так в людях грех, а жена согрешила, домой принесла. Мужнин грех за порогом остается, а жена все домой несет.

Сама сема дом подразумевает, что в этом доме должен быть хозяин, кто построил этот дом, или же кто в нем живет. Хозяин ставит свои правила в доме, которые домочадцы и гости должны слушаться: Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай! Дом дому (Хозяин хозяину) не указ (не указчик). Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так и ворочат).

Также пословицы сравнивают место хозяина в дому с примерами из Писания, животного мира: Хозяин в дому, как Авраам в раю. Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так и ворочат). Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

Сравнивается также дом и хозяин: Хозяин добр - и дом хорош; хозяин худ - и в доме тож. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. Дом дому (Хозяин хозяину) не указ (не указчик).

Больше хозяина употребляется слово человек, дом – жилое пространство, на отшибе дом стоял редко, вокруг были соседи, славяне отличались гостеприимством, также существовало противопоставление семья – люди, семья – ограниченное пространство, но не разобщенное, людей – много, они разобщены. Хотя данное слово и имеет также частотность употребления, оно легко ложится в схему: дом – люди, свои – чужие.

Чужой человек в доме — колокол. Зачем в люди по печаль, когда дома плачут. Прожить-то мы и дома проживем, а наживать в люди пойдем. Что дома скоплю, за тем в люди не пойду.

Гость, наиболее часто употребляемое слово в пословицах и поговорках  о доме. В сознании простого человека не было даже мысли, что возможно прожить без гостей. Над гостями подшучивали, указывали на их место (они все-таки чужие): Гость в дом, а бог в доме. Гость погостит, да и домой поспешит. Гость хозяину не указчик.

Сравнивался свой дом, вои домочадцы с гостями: В гостях хороша девка, а дома лучше того. В гостях хорошо, а дома лучше того. В гостях хорошо, а дома лучше.

Употребление других слов не так частотно, что указывает на незначительность их для языкового сознания русского народа в период написания словаря.

Литература:

1.  Даль В. Пословицы русского народа, тт. 1-2. — М., 1984