Биологические науки/ 6 Микробиология

проф., д.м.н. Давыдов Б.Н., доц., к.м.н. Гаврилова О.А., Федотова Е.Н., Хохлова А.С.

Кафедра стоматологии детского возраста с курсом детской стоматологии ФПДО, г. Тверь

Микробиологическая характеристика биопленки слизистой оболочки полости рта у детей школьного возраста

Наблюдающиеся в настоящее время загрязнение окружающей среды, радиационное воздействие, нерациональная лекарственная терапия, формирующиеся иммунодефициты, нарушение режима питания вызывают развитие дисбиотических состояний, которые имеют самые серьезные последствия для здоровья человека. Дисбиозы приводят к изменениям в количественном и качественном составе нормофлоры человека, представленной совокупностью микробиоценозов различных частей тела.

Верхние дыхательные пути и полость рта колонизированы широким спектром грамположительной и грамотрицательной флоры. Условия для размножения и длительной задержки микроорганизмов в полости рта исключительно благоприятны. Это: температурный оптимум, обилие влаги, близкая к нейтральной реакция среды, анатомические особенности, способствующие накоплению микробных клеток. Резидентная (постоянная) бактериальная микрофлора полости рта образует довольно сложную экосистему, складывающуюся с первых минут жизни ребенка.

Количество и видовой состав микробной флоры полости рта в норме, однако, мало варьирует благодаря стабилизирующему воздействию защитных приспособлений организма и взаимному влиянию микробных видов. Существующие индивидуальные колебания в структуре микробиоценозов зависят от возраста, общего состояния здоровья индивидуума, гормонального фона,  диеты, гигиенических навыков, резистентности слизистой оболочки, наличия патологических процессов в зубах и деснах.

При выделении микроорганизмов из разных зон ротовой полости отмечено преобладание на различных участках определенных видов. Полость рта, как экологическую нишу, обычно делят на несколько биотопов. Физико-химические особенности каждого биотопа (рН среды, вязкость, температура, наличие органических соединений и остатков пищи, парциальное давление газов) обеспечивают существенные различия в составе микробиоценоза каждого из биотопов.

В настоящее время доказано участие микрофлоры в процессах пищеварения, обмене веществ, синтезе витаминов, формировании иммунного статуса. В то же время проблеме микроэкологии полости рта, и, в частности, ее слизистой оболочки, как начального отдела слизистой ЖКТ, уделяется недостаточное внимание.

Целью настоящего исследования явилось изучение спектральных и симбиотических характеристик микрофлоры, формирующей биопленку на поверхности слизистой оболочки полости рта, что будет способствовать выявлению факторов риска развития стоматологических заболеваний, улучшению диагностики, лечения и  профилактики болезней полости рта.

Материал и методы. Для выполнения поставленных задач проведено комплексное обследование 40 школьников различного возраста, обратившихся по различным поводам в детское отделение поликлиники ГОУ ВПО Тверская ГМА Минздравсоцразвития Россиим. Дети были разделены на 2 возрастные группы: 1-я – младшие школьники 7-11 лет (19 человек), 2-я – подростки 12-17 лет (21 школьник).

При обследовании слизистой оболочки и мягких тканей полости рта устанавливали цвет, влажность, наличие патологических элементов. Для изучения спектра и количества микроорганизмов брали материал со слизистой оболочки щеки и дорзальной поверхности языка. Материал доставляли в бактериологическую лабораторию в течение 1 часа.

Слизистая полости рта ввиду своей обширности имеет достаточно вариабельный состав микрофлоры. Тем не менее, можно определить, что на ее поверхности имеются преимущественно стрептококки, пептострептококки, стафилококки, микрококки, пептококки. Микроорганизмы на слизистой щеки выделялись в ассоциации от 4 до 9 штаммов.

Со слизистой оболочки щеки  младших школьников выделено 14 родов микроорганизмов и бактерий семейства Enterobacteriaceae. В 100% случаев выделялись представители рода Streptococcus, в 91,7% – Peptostreptococcus, в 75% – Staphylococcus, в 66,7% – бактерии семейства Enterobacteriaceae, в 41,7% – Micrococcus и Peptococcus, реже Lactobacillus, Bacteroides, Stomatococcus, Neisseria, Veillonella и дрожжеподобные грибы рода Candida, в 16,7% – Bifidobacterium, у 8,3% – Bacillus и грибы рода Aspergillus. Количество микроорганизмов на 1 см2 слизистой оболочки щеки было незначительным и колебалось от 2,7 lg КОЕ/см2 у стрептококков и пептострептококков до 0,7 lg КОЕ/см2 у микрококков и в среднем составляло 1,5±0,6 lg КОЕ/см2.

Со слизистой оболочки языка в этом возрасте выделено 12 родов микроорганизмов и бактерии семейства Enterobacteriaceae. В 85,7% случаев выявлялись анаэробные пептострептокки, в 71,4% - факультативно анаэробные стрептококки,  стафилококки и вейллонеллы - в 57,1%, лактобациллы - у половины детей. Частота встречаемости других  микроорганизмов была ниже. Дрожжеподобные грибы рода Candida были высеяны из образцов материала у четверти школьников.

Количество микроорганизмов на 1 см2 поверхности языка составляло от 4,8 lg КОЕ/см2 у стрептококков до 2,4 lg КОЕ/см2 у коринебактерий и кандид и в среднем 3,4±0,8 lg КОЕ/см2. Ассоциации микроорганизмов насчитывали от 4 до 8 видов (в среднем 6,5±1,3) и представлены пептострептококками, стрептококками, стафилококками, вейллонеллами, лактобациллами и др.

На слизистой оболочке щеки школьников 12 – 17 лет обитают 14 родов бактерий и 1 семейства энтеробактерий. Выделялись преимущественно пептострептококки (100%), стрептококки – в 81,8%, стафилококки – в 72,7%, вейлонеллы – в 63,6%, в меньшем проценте выявлялись лактобациллы – 45,4%, стоматококки – 36,4%, микрококки – 27,3% и редко в 18,2% – бациллы, энтеробактерии, бактероиды, лептотрихии.

Количество микроорганизмов на 1 см2 слизистой оболочки щеки было небольшим и составляло от 2,8 lg КОЕ/см2 - у пептострептококков до 0,5 lg КОЕ/см2 - у микрококков, в среднем - 1,7±0,6 lg КОЕ/см2. Ассоциации микроорганизмов насчитывали от 1 до 7 родов (в среднем 5±1,9) и представлены в ассоциации стрептококками, пептострептококками, стафилококками, вейллонеллами, лактобациллами, микрококками и др.

На слизистой оболочке языка у школьников обнаружено 15 родов бактерий и 1 семейство энтеробактерий. В 100% случаев  выделялись стрептококки, в 92,3% – пептострептококки, в 61,5% – стафилококки, в 53,8% – вейллонеллы, в меньшем количестве обнаруживались стоматококки, пептострептококки, энтеробактерии, лактобациллы и коринебактерии. Количество бактерий на 1 см2 слизистой оболочки колебалось от 5,3 lg КОЕ/см2 - у лептотрихий до 2,3 lg КОЕ/см2 - у коринебактерий, бацилл и энтеробактерий. Микроорганизмы выделялись в ассоциации от 3 до 7 штаммов, в среднем 5±1,6.

Этиология стоматологических заболеваний часто сложна и может быть обусловлена аутохтонными микроорганизмами и внешними факторами в дополнение к любым проявлениям активности микробов, имеющихся в полости рта.  Необходим экологический подход к изучению микробных ассоциаций, так как в естественных условиях в биосубстратах обнаруживается не чистая культура возбудителя, а сочетание разных микробов, в том числе условно-патогенных и сапрофитов. Определение спектра и ассоциативных связей микроорганизмов различных участков полости рта может быть полезно для определения степени риска развития стоматологических заболеваний и мониторинга в целях профилактики.