Арцыбашева Т.Н.

профессор кафедры культурологии Курского госуниверситета

 

Провинциальный мир постсоветской России:

проблемы и тенденции

 

Переход постсоветской России к иному состоянию осуществлялся через стремительную дезинтеграцию и дезориентацию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, постепенное разрушение культуротворческих связей, смену жизненных идеалов и перевод интересов в сферу повседневных забот. Произошло расслоение по уровню достатка, снижение жизненно уровня и социального статуса в сочетании с невозможностью самореализацией большей части образованного населения – бывшего «советского среднего класса» и его потомков.

Углубляется характерное для всех российских регионов расслоение по уровню достатка. Так, социологические исследования [1] в, среднестатистической Курской области, дают такую его картину:

– слой «зажиточных» и «богатых» достигает 16,0–17,0% (что существенно превышает данные по России – 11,0%) и включает лиц в возрасте 25–34 и 35–44 лет;

– среди 29% «обеспеченных» доминируют городские жители (более 60%) и лица с высшим и средним специальным образованием. Это, так называемый, новый «средний класс», включающий предпринимателей, работников банков, госслужащих, ИТР, врачей;

– в ряду 17% «необеспеченных» преобладают женщины 45–54 лет и старше со средним и высшим образованием;

– «бедных» 33%.

Нельзя не заметить проявления ностальгических настроений: не уверенное в себе общество, повинуясь инстинкту самосохранения, ищет «убежище в воспоминаниях, рассматривая их как один из путей к спасению» [2], и «…каким бы мощным ни был характерный для новейшего времени сдвиг в сторону индивидуализации, на национально-государственном уровне “Мы – идентичность” скорее укрепилась» [3]. Еще больше ощущение землячества как выражение единства в рамках региональной идентичности.

Постсоветские годы – время активных миграций, связанных с усилением прессинга по национальному признаку, потерей материальных средств, иноэтнической враждебностью и дискомфортом существования в чуждой социокультурной среде. При этом российская провинция отличается высоким потенциалом терпимости и комплиментарности, индифферентным отношением к приезжим на фоне негласного одобрения консолидации по этническому признаку как основе разграничения на «своих и чужих». «Курский пример» подвергшихся миграционной активности российских регионов показывает, что ее последствия пока не столь очевидны: социальное и этнокультурное значение русского населения, его численная доля в общем составе жителей Черноземной России остаются стабильными.

Отмечается стратификация населения по возрасту, интересам, социальной мобильности, возможности доступа к потреблению как культурных, так и материальных благ; появление альтернативных, инновационных жизненных стратегий, часто связанных с переменой местожительства вплоть до оставления Отечества.

Характерная черта сегодняшней российской действительности – субкультуральность, развивающаяся в лоне русской культуры и заимствующая извне лишь сходное по духу, перерабатываемое под свой ритм, такт и вкус.

Нарастают процессы урбанизации – увеличение городского населения, и субурбанизации, выражающей желание обеспеченных людей жить в благоустроенных домах за пределами мегаполисов. В системе расселения отчетливо проявляются два противоположно направленных процесса: опустынивание территорий в связи с вымиранием старых аграрных поселений и «обживание» новых мест вблизи магистралей или в экономически перспективных районах.

За годы кризисной ситуации необратимые изменения произошли в селе, значительная часть пространства которого «бесхозна и безлюдна». Постоянные реорганизации колхозов и совхозов, кооперативов и сельхозпредприятий и их организованное банкротство привели не только к разрушению производства, но и к массовой безработице. Молодежь, особенно мужская его часть, уезжает на заработки в крупные города, преимущественно в Москву и Петербург, прошедшие армию оседают в мегаполисах, по большей части, пополняя «охранное воинство». Крестьянство как сословие кануло в лету. Родители стараются выучить своих детей городским профессиям, не видя их будущего в деревенском «развале».

Завершается трехсотлетний период «закрытого» существования русской, остававшейся по своей сути деревенской, культуры. Научно-техническая революция, «экранная» культура, активная информационная глобализация – вот те факторы, что разрушают культурные границы воспетой русской литературой России. Сегодня отечественная провинция скорее не востребованный в полной мере и быстро утрачивающий свой потенциал ее «социальный фрагмент».

Примечания:

1. См.: Курская область в динамике социокультурных измерений: монография / Е.А. Когай, Ю.М. Пасовец, Т.Г. Кульсеева, А.А. Телегин, Р.С. Горемычкин. – Курск: ООО «Учитель, 2011. – Сс. 163, 164, 170, 172.

2. Барышева Е. Ностальгия как фактор творческого созидания в современном Китае // Обсерватория культуры. – 2008. – №». – С. 51.

3. Элиас Н. Общество Индивидов. – М.: Праксис, 2001. – С. 291.