Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

 

К. иск. Бояринцева А. А.

Нижегородская государственная консерватория (академия) им. Глинки, Россия

Музыка С. Прокофьева в консерваторском курсе сольфеджио

Аналитически-слуховое, интонационное освоение музыки композиторов ХХ века – одна из важнейших задач консерваторского (вузовского) курса сольфеджио. То, как следует работать над современным репертуаром, что именно из обширного круга сочинений разных жанров  целесообразно включать в учебную программу разных факультетов, - всё это является предметом активного обсуждения в научной, научно-методической литературе. (Среди наиболее ярких исследований нужно выделить работы М. Карасёвой и Ю. Холопова.)

Тем не менее, для студентов всех специальностей обращение к этому пласту музыки по-прежнему представляет серьёзную трудность и нередко вызывает некоторую настороженность. Следовательно, педагог должен очень грамотно организовывать работу над современным репертуаром: для этого необходимо хорошее знание как самих нотных текстов, так и сопутствующей литературы по данной теме; понимание специфических особенностей авторских композиторских стилей; умение преподнести новый материал; постоянное внимание к тому, как он воспринимается студентами. Кроме того, педагогу не следует оставлять без внимания те вопросы, которые неизбежно возникают у студентов при самостоятельной работе над музыкой композиторов ХХ века (к примеру, при подготовке к зачёту или экзамену по сольфеджио). Оптимальный способ помощи студентам – это совместный предварительный анализ текста и обсуждение последовательности работы над ним.

         Далее будут кратко рассмотрены варианты освоения в курсе сольфеджио сочинений С. Прокофьева. Выбор конкретных примеров и способы их освоения во многом зависят от специальности студентов. В данном случае, автор опирается на опыт занятий со студентами дирижёрского факультета.

         Курс сольфеджио для студентов-дирижёров рассчитан на три года. Как показывает практика, прокофьевские сочинения стоит активно включать в работу уже со второго семестра I курса. Лирические темы из оперы «Война и мир», балетов «Ромео и Джульетта» и «Золушка», из скрипичных концертов, а также Пятой и Седьмой симфонии могут быть предложены в качестве одноголосных диктантов. Достаточно высокий уровень сложности подобных диктантов компенсируется необычайной красотой и выразительностью образцов. Важно, чтобы данные темы были исполнены с гармонической поддержкой, – это позволит осмыслить ладотональное содержание мелодии и сделает процесс записи более осознанным.

         Далее, на II курсе для работы в классе студентам можно предложить хоровые эпизоды из оперы «Любовь к трём апельсинам». Желательно предварить анализ и пение совместным просмотром соответствующих сцен в любой из известных театральных постановок (на DVD): это позволит получить чёткое представление о сюжетном, драматургическом значении эпизода и о характере звучания в его непосредственной связи со сценическим действием. Разумеется, студентам следует кратко изложить либретто, а также обратить особое внимание на образно-характерную дифференциацию хора (Чудаки, Трагики, Лирики и т. д.). В ходе анализа необходимо обратить внимание на соотношение хоровых, сольных и оркестровых партий, а именно: найти такты или доли, где оркестр «подсказывает» высоту, на которой должен вступить хор, или моменты, где хоровым исполнителям следует в большей степени прислушаться к партии солиста и опираться на его интонационный рисунок.

Перед пением важно выполнить эскизный анализ гармонического плана: в сложном языке Прокофьева всегда можно найти опорные гармонические точки. К тому же, сама аккордика композитора имеет преимущественно терцовое строение, что позволяет тщательно контролировать качество хорового звучания. После первого «чернового» исполнения вместе со студентами подробно обсуждается его качество: отмечаются положительные моменты, выявляются причины затруднений. Часто возникает необходимость в коррекции отдельных вертикалей, разъяснении ритмически трудных мест.

При повторных исполнениях следует придерживаться авторских указаний относительно темпа, артикуляции, динамики, агогики. Желательно, чтобы исполнение таких сложных сочинений студенты записывали на диктофон: это позволит им составить более точное представление о качестве своей работы.

      Для разбора и исполнения в классе студентам II курса могут быть предложены также хоры из кантаты «Александр Невский», из оратории «Иван Грозный». По возможности, их также рекомендуется услышать и увидеть в контексте «первоисточника», т. е. в одноимённых фильмах С. Эйзенштейна. Ход работы над указанными сочинениями, в целом, соответствует описанному выше.

      На II и III курсах со студентами следует пройти как можно больше прокофьевских камерно-вокальных сочинений, а также сольных и ансамблевых фрагментов из опер, кантат, ораторий. Как показывает практика, из камерной лирики наиболее органично воспринимаются студентами такие образцы, как цикл «Пять стихотворений Ахматовой», романс «В твою светлицу» (ор. 73), вокальная сказка «Гадкий утёнок» (во второй редакции). С интересом студенты относятся также к прокофьевским обработкам русских народных песен – неожиданным, увлекательным по гармоническому, фактурному решению.

Из сочинений кантатно-ораториального жанра можно остановиться на сольных эпизодах из «Баллады о мальчике, оставшемся неизвестным» (сопрано, тенор) и «Песне про бобра» из «Ивана Грозного» (контральто/меццо-сопрано). Выбор оперных фрагментов потребует от педагога знания творческого потенциала учащихся. Для большинства студентов вполне посильной - и очень полезной - будет работа над первой картиной из оперы «Война и мир» («Сад в Отрадном»), ариозо Наташи («Какое право…»), дуэтом Антонио и Луизы и ариозо Дуэньи из оперы «Обрученье в монастыре». Студентам, интересующимся музыкой ХХ века и готовым к серьёзной работе, можно предложить сольные эпизоды из опер «Огненный ангел» и «Игрок».

      Основными условиями, которые помогут студентам понять вокальный стиль Прокофьева, «привыкнуть», «приспособиться» к его вокальной музыке, можно назвать, во-первых, восприятие мелодии как «портрета» персонажа (это справедливо и по отношению к камерной лирике), как отражения его индивидуальной речевой интонации и, во-вторых, ощущение гармонической, ладовой содержательности каждого звука, каждого мотива. Всё это важно объяснить и показать студентам на занятиях, тогда их самостоятельная работа над этим репертуаром будет уверенной, осознанной и успешной.

      Инструментальная музыка Прокофьева – и, в частности камерно-ансамблевая, - предоставляет богатейшие возможности для развития гармонического, полифонического, тембрового слуха, совершенствования интонационных навыков, ритмической чуткости. В качестве примеров для пения сложного одноголосия с сопровождением могут быть предложены первая и вторая части Сонаты для виолончели и фортепиано, третья часть Первой сонаты для скрипки и фортепиано. Работа над двумя струнными квартетами композитора, его Квинтетом (для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и контрабаса) и «Увертюрой на еврейские темы» (для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано) позволяет параллельно развивать и навык чтения инструментальных партитур с применением ключей До. Разумеется, речь идёт о фрагментах из этих сочинений: выбирая материал, педагог должен руководствоваться конкретными учебными задачами. К примеру, некоторые эпизоды из финала Первого квартета могут стать основой для развития навыка исполнения сложного полифонического многоголосия. А работа над Квинтетом обогатит ритмические представления студентов, активизирует метроритмическую мобильность (умение быстро переключаться с одного метра на другой, не теряя пульсации и т. п.).

      Нестандартные, интереснейшие образцы для многоголосных фактурных диктантов можно найти в фортепианном наследии Прокофьева. Фортепианные сочинения композитора особенно полезны для дирижёров, привыкших к достаточно стабильному складу хоровых партитур: «непривычность» такого многоголосия, несомненно, стимулирует активность восприятия, внимания. В этом качестве для студентов II и III курсов могут быть рекомендованы законченные фрагменты пьес из «Сказок старой бабушки», «Детской музыки».

Резюмируя сказанное выше, важно подчеркнуть: новизна как особое качество музыки С. Прокофьева, яркое ощутимое и при сравнении с музыкой более «молодой» в хронологическом отношении, делает его сочинения неотъемлемой частью развития у студентов профессионального подхода к современному музыкальному языку. Это особенно значимо для студентов-дирижёров, чей успех в профессии во многом определяется умением чутко и грамотно реагировать на новое, нестандартное, экспериментальное.

Литература:

1.     Арановский М. Мелодика С. Прокофьева. – Л.: Музыка, 1969.

2.     Карасёва М. Профессиональный музыкальный слух в контексте современной практической психологии//Музыкальная академия – 1999 - №4 – С.172-185.

3.     Карасёва М. Современное сольфеджио: В 3-х частях. – М.: Научно-творческий центр «Консерватория», 1996; М.: Научно-творческий центр «Консерватория», 1996; М.: Композитор, 2002.

4.     Карасёва М. Сольфеджио – психотехника развития музыкальных способностей. – М.: Композитор, 2009.

5.     Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л.: Музыка, 1970.

6.     Холопов Ю. Как петь новую музыку//Воспитание музыкального слуха. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1985. – С. 86-99.