Педагогические науки / 3.Методические основы воспитательного процесса

 

К.ф.н. Димитриева В.Н.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия

Освоение духовно-нравственных ценностей

в процессе изучения историко-литературных дисциплин

на основе методики диалога

 

Кризисное состояние духовности и нравственности цивилизации начала XXI века, отмечаемое современными социологами, философами, культурологами, психологами, побуждает педагогов к поиску путей и средств, которые обеспечили бы восстановление духовно-нравственных основ общества. В российской педагогической литературе способным ответить на наиболее опасные вызовы современной цивилизации признается образование, нацеленное на формирование у обучающихся компетенций, которые должны обусловить созидательную активность выпускников в контексте ценностных ориентаций (А.В. Мудрик, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Л.А. Степашко и др.).

Ценностные ориентации являются условием реализации личностью осознанной свободы выбора в конкретных жизненных ситуациях, в том числе связанных с общественно значимой профессиональной деятельностью. Это утверждение соотносимо с характеристикой ценностей, данной психологами: в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна ценности трактуются как особая психологическая реальность, выполняющая функцию целеполагания – опоры для личностного самоопределения.

Понимание ценностей как особой психологической реальности, в свою очередь, основывается на трактовке категории «ценности» в философских источниках. Так, в «Философском словаре» ценности определяются через понятие «значение»: ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества, и хотя внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, они присущи ему «не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу социальных отношений» [4, с. 512]. Сходное по смыслу определение ценностей дано в работах философа В.П. Тугаринова: «ценности это не только предметы и явления внешнего мира и их свойства <…>, но также факт мысли (идеи, образы, научные концепции и побуждения в качестве нормы и идеала); предпочтения (или отвержения) определенных смыслов, диктуемые чувствами и принимаемые сознанием» [3, с. 31]. Таким образом, о сформированных ценностных ориентациях можно говорить, если ценности интериоризированы личностью, то есть вошли в поле ее мировоззрения, ее духовно-нравственной культуры.

Интериоризация ценностей предполагает активное участие в этом процессе самой личности, следовательно, речь должна идти не столько о духовно-нравственном воспитании, сколько об освоении личностью (субъектом образования) духовно-нравственных ценностей. Широкие возможности для реализации личностной активности как условия освоения ценностей предоставляет методика диалога. В целях уточнения отметим, что в методику диалога нами включается как диалоговая форма общения между преподавателем и студентами на занятии (прием диалога), так и принцип диалога культур, положенный в основу изучения конкретных дисциплин учебного плана.

Рассмотрение принципа диалога культур в качестве существенной предпосылки освоения учащимися духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе может быть обосновано, исходя из аксиологического подхода к феномену культуры (А. Швейцер, А. Печчеи, А.Г. Здравомыслов и др.). Представители данного подхода акцентируют внимание на том, что культура есть процесс и результат осуществления ценностей в делах и отношениях людей, следовательно, ценности нельзя искусственно сформировать и внедрить, каждое новое поколение и каждый человек заново воссоздают ценности в процессе созидания культуры. При этом следует учитывать диалогический характер культуры: согласно диалоговым концепциям М.М. Бахтина и B.C. Библера, диалог становится центральным моментом культурного бытия человека, способом нахождения им в культуре человеческих смыслов; соответственно, явление культуры может быть понято только в диалогическом общении «культура – человек».

Говоря об осуществлении принципа диалога культур в процессе усвоения духовно-нравственных ценностей, следует также иметь ввиду, что данный принцип предусматривает необходимость, во-первых, жить в контексте мировой культуры, принимая её общечеловеческие ценности и гармонично сочетая их с национальными, отечественными; соответственно, «осуществлять профессиональную деятельность в формах культурного бытия родного народа и диалогическом общении с другими народами и культурами» [2, с. 99-100], во-вторых – признавать, что человек становится «Я», личностью, только через диалог с «ТЫ» – миром, Богом, другим человеком (М. Бубер) и «МЫ» – соборной сущностью, группой (С.Л. Франк), в-третьих – исходить из того, что творчество и диалог служат способами совместного существования и саморазвития субъектов учебного процесса в культурно-образовательном пространстве.

Приведем несколько примеров того, как эти положения реализуются на филологическом факультете ЗабГГПУ в практике преподавания дисциплин «Зарубежная литература и культура», «Литература ближнего зарубежья».

Усвоению традиционных для российского сознания духовно-нравственных ценностей (отзывчивость, сострадание, милосердие, скромность, совестливость и др.) способствует изучение западноевропейской и американской литератур: для большинства народов Европы и Америки, сформировавшихся в лоне христианской культуры, духовно-нравственная проблематика, как и для традиционного российского менталитета, восходит к библейской картине мира и евангельским ценностям, что позволяет ставить творчество зарубежных писателей в отношения диалога с отечественной литературой и культурой. Например, в контексте отечественной духовно-нравственной традиции могут обсуждаться следующие темы: «Духовные искушения героев-мечтателей и мистиков в прозе Э.Т.А. Гофмана», «Проблема духовно-нравственного совершенствования личности в «Отверженных» В. Гюго», «Индивидуализм и отчаяние как духовные болезни (по роману «Исповедь сына века» А. де Мюссе)». Хотя западноевропейские и американские романтические писатели, как правило, воспитаны в лоне католической или протестантской духовной культуры, в творческом сознании зарубежных авторов, в соответствии с концепцией христианской антропологии о человеческой душе-христианке, начавшей формироваться уже у Тертуллиана в конце II-начале III вв., реализуются и христианские ортодоксальные (с греч. – «православные») мировоззренческие позиции. Взаимодействие в творчестве писателя неортодоксальных и ортодоксальных христианских концептов, не всегда им осознаваемое, также может быть рассмотрено как диалог культур.

Анкетирование студентов-филологов, проведённое в начале изучения зарубежной литературы и культуры XIX века, показало, что студентам, по их собственному утверждению, она не понятна и, как следствие, не интересна. Двухсеместровый опыт освоения предмета в диалоге с отечественной литературой и культурой приводит к тому, что студенты приобретают вкус к чтению и оценке иностранной литературы с точки зрения духовно-нравственных ценностей. Этому значительно содействует диалоговая форма общения преподавателя и студентов на занятии, о чем студенты пишут в анкетах, заполняемых по окончании изучения курса.

Литература ближнего зарубежья изучается на филологическом факультете ЗабГГПУ в качестве элективной дисциплины. Принцип диалога культур реализуется в процессе ее освоения благодаря группировке авторов ближнего зарубежья на основе близости поднимаемых в их произведениях духовно-нравственных вопросов с последующим обсуждением студентами в диалоговой форме соответствующих тем: «Кризисность и трагизм духовно-нравственных поисков в романтизме (Т. Шевченко – Л. Украинка – Н. Бараташвили – Я. Райнис)», «Отстаивание патриархальности и, шире, народной духовной традиции как основы подлинной нравственности и духовности (А. Довженко – Г. Табидзе – С. Чиковани)», «Христианская модель духовной лестницы в творчестве В. Быкова и О. Чиладзе», «Духовный мир ребенка (Ф. Искандер – Н. Думбадзе)», «Духовные аспекты экологических проблем (Г. Матевосян – Ч. Айтматов)», «Торжествующая гармония земного и духовного (Э. Межелайтис – Ю. Смуул – О. Сулейменов)», «Драматический поиск духовного смысла жизни (М. Ибрагимбеков – М. Слуцкис – Ю. Марцинкявичус – Э. Ватемаа)» и др.

Значительным потенциалом для освоения студентами-филологами духовно-нравственных ценностей обладают темы, в которых вступают в культурный диалог произведения современных авторов ближнего зарубежья и российских писателей: «Герои-"чудики" в рассказах С. Жадана (Украина) и В. Шукшина», «Образ героя-современника в прозе С. Жадана и отечественной постмодернистской литературе (Венедикт Ерофеев, Сергей Довлатов)», «Внутренний мир героев Ю. Издрика (Украина) и представителей отечественной "новой прозы" конца 1980-начала 1990-х гг.», «Духовно-нравственные вопросы в поэзии А. Хадановича (Белоруссия) и в отечественной рэп-поэзии», «Традиционные ценности в "Поэме рыбины" А. Рязанова (Белоруссия) и "Царь-рыбе" В. Астафьева», «Молодые герои-маргиналы в прозе Ю. Кунчинаса (Литва) и в новейшей отечественной литературе», «Тема любви и женского счастья в творчестве женщин-писательниц Армении и в отечественной "женской прозе" 1980-2000-х гг. (К. Ходикян, Т. Очеретян – Л. Петрушевская, Т. Толстая и др.)» и др.

В качестве резюме отметим, что картина современного поликультурного мира, складывающаяся в сознании молодёжи, характеризуется, как правило, мозаичностью, отсутствием взаимосвязей, бессистемностью. Как писал Л.С. Выготский, этому способствует ориентированное на знаниевую парадигму образование: лоскутность и разрозненность знаний загромождает восприятие учащегося бесконечным числом отдельных фактов, сваленных в кучу в полном смысле слова, что исключает объединяющую и связывающую точку зрения на предмет [2]. Многие современные философы констатируют: человек с бессистемным мышлением отчуждён от общества, от самого себя как личность. Он оказывается привязанным к сиюминутным поступкам и заботам, не обладает широким кругозором, не знает ни своих национальных, ни общечеловеческих корней, а значит, не способен быть созидателем жизни. Способствовать решению данных проблем и предупредить их возникновение, по нашему убеждению, можно в рамках филологического образования, научив студентов обнаруживать общие духовно-нравственные ценности в родной и иноэтничной культуре посредством диалога, складывающегося между различными национальными литературами, конкретными произведениями и читателями-студентами. Таким образом, применение в образовательном процессе методики диалога создает условия для реализации образования «духовно-практической ориентации» [3, с. 104], поскольку активная включенность учащегося в диалог даёт возможность становящейся личности не только обрести систему духовных ценностей, но и подготовиться к жизни в конкретно-историческом социокультурном пространстве.

 

Литература:

1.     Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

2.     Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: Монография / О.П. Морозова, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько и др. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.

3.     Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 344 с.

4.     Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 720 с.

 

Материал подготовлен в рамках Аналитической ведомственной целевой программы. Зарегистрированная в ВНТИЦ тема исследования: «Ценностный потенциал личности в современном образовательном пространстве».