Философские аспекты композиционной деятельности в художественном воспитании

 

М. Б. Джанаев

 

Таразский государственный педагогический институт, г. Тараз

 

Если говорить о формировании композиционной культуры и творчества учащихся, очевидно их тяга к композиционной деятельности, в частности и особенно к изобразительному творчеству. Тяга изобразительному творчеству, которая является врожденным качеством, природным даром – эта тяга к композиционному творчеству может быть сама обращена в средство, эстетического воспитания, в средство формирования потребности изобразительному творчеству и способности создавать художественные произведения.

В попытках создавать художественные произведения учащиеся на практике овладевают выразительными средствами композиции, приобретают индивидуальный опыт творческой деятельности.

Прежде надо уяснить, что мы называем композиционным творчеством, каковы философские закономерности развития творчества. При этом мы исходим из того, что композиционное творчество неразрывно связано со становлением зрительного восприятия и вместе они составляют единый процесс художественного развития. Изобразительное познание средствами композиции, необходима для развития художественно-творческого мышления. Эстетические ценностные ориентации и особая потребность в общении средствами композиции, необходима для развития художественного мышления. Наиболее ценным продуктом художественной деятельности являются человеческие способности и потребности формируемые в этой деятельности.

Рожденные вместе с детьми индивидуальные особенности являются сырьем для воспитания творческой личности. Породу ребенка невозможно изменить.  Можно изменить его вкусы, интересы, впечатления, мышление, т.е. личностные качества, форму. Окружение, жизненные обстоятельства, национальность воспитание и обучение все это оказывает влияние на личность воспитуемого. А личностные качества можно изменить воспитанием. Из имеющегося исходного физиологических и биологических факторов темперамента т.е. материала педагог должен воспитывать личность, положительные качества, вкусы, сознание и искоренять отрицательные качества. Учителю надо стараться выявить и развить у учащихся, «скрытые резервы личности». Надо стараться побуждению ясности ума и подлинные чувства.   

З.Фрейд, К.Юнг изучали понятие подсознания в человеческой деятельности. Диалектика сознания и подсознания взаимодействуя определяют ход художественно-творческого процесса в композиционной деятельности, в композиционно-пластическом изображении истины, как специфицированное изменение и развитие изобразительной формы и художественно-эстетического смысла во времени и пространстве.

Каковы бы ни были, формы изображения в изображении предмета они исходят, из его художественно-образной, изобразительно-пластической композиционности. Диалектика художественно-эстетического сознания с художественно-изобразительным пластическим подсознанием и определяет механизм реализации конструктивно-структурной формы композиции, художественного образа и смыслового содержания картины. Композиция учитывает главный процесс, превращение материального в художественно-пластическое, художественно-образное содержание, в эмоциональное состояние.

Композиция это выражение процесса превращения объекта изображения в пластическое художественно-образное смысловое содержание. Композиция – это форма, механизм и процесс создания художественного образа в изображении. «Взаимодействие регулярного поля с входящими в негознаками и предсталяет собой основную форму пространственного синтеза в картине, основной композиционный акт – акт создания выразительно-смыслового целого» [1, с.13 ].

В изобразительном искусстве художественно-пластическая выразительность и изобразительность, состояние и смысловое содержание воссоединяются в художественном образе изображения, становятся композиционной целостностью произведения, являющийся эстетической ценностью.

С точки зрения эстетических функции выразительность и изобразительность, состояние и смысловое содержание создания художественных ценностей, проблемы воображения, фантазии, интуиции, вдохновения и др. взятые в аспекте художественного мышления входят в компетенцию композиционного мышления.

Многие ученые психологи, философы считают, что человек делает научные открытия, создают творческие произведения не в результате рассуждений, а на основе непосредственного интеллектуального видения. В акте интуиции, разум созерцает сущность вещей в их связях и взаимодействиях, считал Декарт.

Различные ассоциации приводят в действие механизм интуиции, созерцание.При композиционной деятельности сначала действует интуиция, потом осмысление визуальных форм. Создается изобразительный образ, образ ощущение, которое можно выразить изобразительными средствами, а потом уже строится структурная связь, конструктивно-пластическая  форма изображения. Из этого следует что, композиционная деятельность подчиняется общим законам познания, но язык его очень индивидуален. Каждый художник по различному подходит к изображению одного и того же объекта.  

Поэтому в процессе композиционной деятельности особое внимание уделяется приемам и средствам изображения. Этому могут способствовать какие-то физические, эмоциональные ощущения, чувства, эмоциональные состояния, радость, грусть, напряженность и т.д. Смена эмоций радость или грусть, угнетенность или легкость и другие состояния – это ориентиры изобразительных мотивов.

Визуально-изобразительные инстинкты скрытые в подсознании, выражаются в  пластической форме.

Учащийся, научившись понимать язык искусства, сознания и своей души, лучше узнает себя, откроет свое подлинное лицо. Через понимание собственного сознания, чувства юнному художнику откроется понимание языка композиции. Он будет понимать смысл тех или иных знаков, изобразительных систем, чувствовать степень образности, состояния ир.

Представляя изображение мысленно, художник непроизвольно наносит линии или пятна, цвета соответствующие натуре. Воображение рисующего задействовано и постепенно гармонизирует взаимосвязи сознания художника, духовных переживании. А значит, и создает образ. По мере привития навыков изображения композиционно-творческие способности будут совершенствоваться потому что, новая информация расширяет границы сознания учащегося.   

Художественное творчество является результатом сознательной, целенаправленной композиционной деятельности. Материалы по истории древнего искусства, памятники художественной культуры первобытных народов дает большое количество разнообразных сведений об изобразительном искусстве и ее средствах и методах. Эти и многие другие факты, относящиеся к происхождению искусства и к его дальнейшему развитию, раскрывают природу искусства композиционного творчества. Как известно из материалистической эстетики труд, источник зарождения человеческого сознания, и других духовных способностей, в том числе и его потребность создавать произведения искусства. Постепенно развивается практическая деятельность, связанная с созданием образов воспринимаемых и создаваемых предметов, необходимых для жизни. На основе пиктографического рисунка – письма у людей рождаются понятие образа – изображения, что стало началом сознательной композиционной деятельности. Эти образы – знаки, изображения в дальнейшем становились более смысловыми, сложными по содержанию. Они старались объяснить природные явления в наглядных образах. На этой основе возникло и развивалось изобразительное искусство как определенный визуально-психологический род практической деятельности человека. Особенностью этой изобразительной деятельности является ее роль как форма познания окружающей действительности. Поэтому материалистическая эстетика определяет искусство как одну из форм общественного сознания. «Искусство есть особая форма общественного сознания и деятельности, отражающая  действительность в художественно-образной форме» [2,с.327].

Уже в первобытном обществе зарождались определенные формы, традиций элементов композиционных изображений. Изобразительные навыки теснейшим образом связано с художественными и познавательными, и практическими потребностями, с композиционной деятельностью в ходе которой совершенствуются сознания и отношения личности.

По утверждению психологов все начинается с образа, слово приходит затем, чтобы его закрепить. Художник при изображении думает визуальными представлениями, изобразительным образом определенной заданной художественной формы. Сопоставляясь и сочетаясь друг с другом, входя одно в другое, эти изображенные образы, пластические мотивы  отражают, процесс комбинирования и преобразования идей, сюжетов, смыслового содержания картины. Такой способ художественно-творческого мышления способствует целостному представлению всех элементов и деталей рассуждения и интуиции. 

Таким образом, поиски конструктивно-пластической структуры композиции и воплощение образа это и есть поиск художественного образа. Восприятие окружающей действительности, объектов изображения с различных сторон, визуальные образы все это основы художественного мышления.

То есть, визуально-изобразительная наглядность основа художественно-образного представления. Очевидно, что универсальность (художники древности изображали для познания, общения и др целей) и различные художественные, изобразительные интересы художников объясняются не только условиями их жизни, но прежде всего познавательными интересами. Как позитивный факт, можно отметить стремление художников первобытного общества, этой эпохи фиксировать результаты восприятия мира, увиденное. Именно в это время проявляется личностная точка зрения на окружающий мир, на окружающее человека предметы, объем и пространство, проявившаяся в наскальных рисунках.

В этом проявляется интерес к окружающему,  ценности именно данного мгновения ее жизни. Эстетическое и художественное познание и мышление первобытного общества опирался на схематические, логические элементы восприятия и на реальную форму окружающей действительности. « Деятельность художника сознательна, поскольку ставит определенные цели, и в то же время бессознательна в том смысле, что обьективное содержание искусства, раскрывающееся в процессе его исторической жизни, оказывается гораздо богаче любых субьективных замыслов » [ 3, с. 287].

В процессе работы над композицией мышление оперирует не только непосредственными данными восприятия, но и представлениями – комбинациями визуально чувственных элементов линией, цветом, формой, объемом и художественно-смысловым, пластическим суждением об объекте изображения. Мысленное манипулирование порождает созидательную активность.

Художественные средства (линия, цвет, тон) выявляют изобразительный, наглядный образ. Дают художественному образу изобразительно-пластическую, целостную форму, художественно-образный облик. Художник комбинирует линией, цветом, формой и объемами, стремясь подчеркнуть ими смысловое содержание композиции, придать ему художественную выразительность. Испытывая определенные ощущения от созерцания изображения, мы в какой-то мере, отвлекаемся от конкретных предметов и осознаем в их сочетаниях смысл заключенный в их конструктивно-структурной основе. Художник старается организовать предметы,обьекты изображение так, чтобы в их построении угадывался определенный изобразительно -смысловой порядок, эстетическое восприятие, которому свойственно художественный смысл.

«Нужно отметить,что рассмотрение искусства как мышления открывает специфические философские аргументы против идей, извращающих роль разума, и содержит возможности развития тех аспектов мышления, которые выходят за рамки общей гносеологии и логики, то есть образно-художественных и эстетических аспектов мышления» [ 4, с. 46].

Ни чего окончательного не существует, и композиция должен отражать в себе и устойчивость и динамику одновременно. Чтобы обострить чувство надо стимулировать ее. Развить художественное воображение и визуально-изобразительную память надо, чтобы перед глазом появлялись различные изобразительные образы, сопровождающиеся пластическими мотивами, вспышками света и тени, линии и тона. Для чего надо концентрировать мышление на определенных образах лини, цвета, тона. Мысленно представлять предметы в виде изображения, и все воображаемые предметы стараться видеть ясно и отчетливо в изобразительной форме  т.е. зримо представлять себе сюжеты, идей, образ.

Основа композиционной деятельности, это изобразительно-пластический метод художественной материализации своих творческих замыслов и идей. При этом надо сосредоточиться на главном. Прежде чем набросать эскизы на листе, всю идею, замысел надо  мысленно представить. Надо у учащихся требовать, чтобы все делалось по памяти. Яркость представляемого изобразительно-визуального образа прежде всего связана с повышенной активностью мыслительных процессов и творческого воображения. Когда разум озаряется художественной мыслью или когда возникает яркий образ в воображении появляется визуальное-изобразительное ощущение, которую надо материализовать на листе. В этот момент надо изобразить переданный на сетчатку глаз, родившуюся в мышлении мысленный визуальный образ. Требовать упражняться производя изображения в уме, определять форму свет тон композицию.        

Композиция философская категория, отражающая систему, структуру, элементы средства изображения выражающие взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее элементов.

Средства выражения композиции линия, цвет, тон – это система, совокупность элементов находящиеся в отношениях и связях  друг с другом, которые образуют определенную целостность. Вместе с тем, линия, цвет, тон структурообразующие элементы композиции.

Система линии, цвета,тона в единстве совокупность устойчивых связей изображения, обеспечивающих его целостность.

Эмоциональность и образность композиционного творчества проявляется не только в структуре, конструкций композиции но и в целостной системе, которые связывают художественную пластику со всей тканью духовно-психологического состояния человека.

«Все дело в том, что искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека – именно сферу его чувства» [ 5, с.575 ].

В процессе композиционной деятельности максимально задействована визуально-пластическая психо-эмоциональная энергия и минимально энергия знаний, и это приводит к физической изобразительной активности. Это делает изображение и мысли эмоционально насыщенными.

Такая система выразительных элементов композиции способствует переводу визуально-психологической информации в тонкий психо-эмоциональный мир, повышающие духовный культурный уровень зрителя.

Психо-эмоционально выраженная целостная система художественно-пластических элементов композиции – это мощный поток чистой пластической энергии на плоскость изображения, рождающий положительные мысли и философское понятие, (размышления) приводящие к художественной культуре мышления.

 

                                     

 

 

                                                                Литература

 

1.     Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в  

      западноевропейской живописи ХVII  века.  -Л., Искусство, 1986. -199 с., 12 л. ил.

2.   Философская энциклопедия. Т. 2. –М., -1962.

3.   Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. –М ., 

      Изобраз. искусство, 1983. -440 с.

4.   Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. –М., Искусство, 1982. -227 с.

5.   Выготский. Л. С. Психология искусства. Изд-во, искусство, -М., 1968. 575 с.