Педагогические науки/4. Стратегические направления реформирования системы образования

                К.ф.н. Фалеев А.Н., Д.ф.н. Шиповская Л.П.

Российский государственный университет туризма и сервиса, Россия

Современный курс этики: теоретические и методологические проблемы

Сложившееся в настоящее время понимание морали как глубочайшей основы духовности, ценностной основы культуры, высшего критерия оценки всех сопредельных с ней социокультурных феноменов значительно выходит за рамки многих устоявшихся теоретических схем и конструкций, закрепленных в отечественной этико-философской литературе. Это обстоятельство актуализирует потребность в творческом поиске новых глубоко, продуманных учебных программ, необходимых для преподавания этики, призванной способствовать повышению гуманитарной культуры профессионального труда во всех сферах деятельности.

Радикальная гуманитаризация современного образования невозможна без серьезного обогащения образования этическими знаниями, без решительного поворота к этическому содержанию всех предметов гуманитарного цикла. Естественно, что в данном случае этика не понимается в качестве системы норм и правил поведения, что характерно для современного обыденного сознания, а выступает в своей действительной роли философской науки, исследующей духовно-нравственный мир общества и человека. 

Человек хочет знать свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее вовсе не потому, что ожидает от этого какой-то пользы, выгоды для себя. Человек жаждет решения экзистенциальных, смысложизненных проблем.  И в этом заключается его принципиальное стремление стать субъектом подлинной, достойной человека жизни, постичь ее высший смысл, ее главную ценность.  Духовно-нравственные ценности жизненно необходимы человеку, ибо они суть способ его жизненной ориентации.

Высшая цель этики  - не знание, ибо, по словам Гегеля, просвещение делает человек умнее, но не делает его лучше.

Этика сама по себе не может сделать человека добродетельным. По мысли Аристотеля, она может только помочь стать лучше тому, кто этого хочет сам. Поэтому задача изучения этики не только в том, чтобы дать учащимся определенный минимум знаний по этой дисциплине, но, прежде всего, в том, чтобы пробудить в человеке желание стать нравственной личностью, помочь ему задуматься о своей жизни, о самом себе, об отношении к другому человеку, миру, космосу, универсуму, в целом. Сегодня необходимо искать новые пути и подходы, которые позволяют  выйти за пределы традиционной, сложившейся модели преподавания этики, игнорирующей ее нормативный характер.

В наши дни уже нельзя ориентироваться при изучении и преподавании этики на какую-либо одну теоретическую концепцию. Приоритет должен быть отдан другим подходам, и, прежде всего, принципу диалогизма, предполагающему  взаимодействие различных этико-философских учений в рассмотрении конкретных проблем. Поэтому новые программы, естественно, должны освещать различные точки зрения с обязательным анализом их содержания, ибо любая теоретическая концепция имеет определенные основания и возникает не случайно. Более того, именно  установка на диалог позволяет стимулировать самостоятельную рефлексию учащихся. Ценно в такой установке и то, что в понимании моральных норм и оценок, часто обнаруживается сходство и близость самых различных культур, учений, верований.

Рассмотрение вопроса о том, что изучает этика, каков ее предмет, невозможно без обращения к истории этой древнейшей из наук, без выяснения того позитивного вклада, которые внесен различными этическими школами прошлого в развитие духовной культуры человечества. Думается, что без знакомства учащихся с той грандиозной этической традицией, которая складывалась в многовековом обретении человечеством нравственно-гуманистического опыта, невозможна реализация установки на воспитание, оставаясь на почве своей традиции, терпимого отношения к другим культурам и мировоззрениям, что составляет одну из важнейших задач этики.

В новые программы по этике обязательно должен входит раздел, посвященный никогда не теряющим остроту и принципиальный смысл «вечным» вопросам человеческого существования - проблемам вины, совести, ответственности. То есть, нравственным проблемам человеческого бытия с их извечным стремлением к «оправданию добра».  А это – не что иное, как знание о жизни, взятой в ее духовно-нравственном измерении, взгляд на жизнь, в целом, сквозь призму абсолютного различения добра и зла. В контексте такого подхода раскрывается значение смыслов, символов и очевидностей «жизненного мира» индивида, благодаря которым происходит не просто пассивное восприятие наличной действительности, но и творчество духовно-нравственной самореализации человека в мире, ибо мораль является основой самосозидания внутренне свободной, духовно-раскрепощенной личности. 

В преподавании этики необходимо постоянно адресоваться к личному жизненному опыту, к конкретным коллизиям, которыми изобилует жизнь учащихся, побуждая их к самостоятельному поиску добра, справедливости, честности. Так, знакомство с кодексом рыцарского благородства в поединке ярче сможет высветить  практикуемые в молодежной среде способы разрешения конфликтов.

В методологическом отношении преподавание курса должно строиться на максимальной активности учащихся. При этом, большую опасность для преподавателя несет морализирование, когда занятия сводятся к декларированию моральных норм, к преподнесению нудных нравоучений.

Огромное значение в преподавании этики имеет сама личность преподавателя, стиль его общения с учащимися, умение устанавливать психологический контакт и создавать атмосферу доброжелательности и искренности на занятиях. Эти требования – вопрос профессиональной пригодности преподавателя.