Филологические науки / Методика преподавания литературы

 

Волощук М.П.

ФГОУ МОРФ «Оренбургское  президентское кадетское училище», Россия

 Формирование филологической компетенции воспитанников в процессе изучения медитативной лирики (на примере  поэзии 18 века)       

          Литература в России всегда была  средоточием не только высокой поэзии, но и философской мысли, она рассматривалась как важнейшее средство формирования личности человека, его интеллектуальной культуры и эстетического вкуса. Литература - один из уникальных предметов, способствующих воспитанию и формированию творческой одухотворенной личности, так как является  одним из основных видов  искусства, в основе которого  Живое Слово.

             По мысли Брюсова  В. Я, «искусство никогда не отражало, а всегда преображало действительность и самого человека». В процессе преображения человеческой души, на наш взгляд, немаловажную роль выполняет поэзия. 

             По словам Ю. Лотмана, «поэзия относится к тем сферам искусства, сущность которых не до конца ясна науке. Приступая к ее изучению, приходится заранее примириться с мыслью, что многие, порой наиболее существенные проблемы все еще находятся за пределами возможностей современной науки. Более того, решение их за последнее время даже как будто отодвинулось: то, что еще недавно казалось ясным и очевидным, представляется современному ученому непонятным и загадочным»

            В наше время назрела необходимость исследования проблемы изучения лирики, в частности медитативной, ее роли в   процессе формирования филологической  компетенции воспитанника, разработки путей ее включения в образовательный  процесс.

        На наш взгляд, сам акт рождения поэзии влечет за собой событие - рождение медитативной лирики, которая дает человеку возможность отреагировать на окружающий мир: задуматься, размыслить, осознать, при этом, самого себя, заглянув вглубь своей души. Попытаться ответить на жизненные вопросы: Кто я? Зачем живу? Имеет ли вселенная смысл? И Я в ней? А  значит, в педагогике решить немаловажные вопросы в процессе обучения и воспитания. Художественную культуру мира необходимо изучать, начиная с «пелен мира», то есть от рождения медитативной лирики, так как именно она несет в себе начало художественного слова об «образе этого мира».

         Мы предлагаем вашему вниманию урок  литературы в 7 классе на тему: «Поэзия святая! Благословляю я рождение твое!»

     Эпиграфом  к уроку послужили слова Н.М.Карамзина из его замечательного стихотворения «Поэзия»:   

                                                                         Доколе мир стоит, доколе человеки    

                                                                              Жить будут на земле, дотоле дщерь небес,

Поэзия, для душ чистейших благом будет.

       Целью и задачами нашего урока было:  дать представление о лирике раздумья; проследить «теологический период» развития лирики (на примере поэзии М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М.Карамзина); осуществить классификацию лирики раздумья 18 века.

       Перед уроком была создана атмосфера 18 века: слайды – живопись эпохи Просвещения на фоне классической музыки.  Урок начался вступительными словами учителя: Дорогие друзья! На предыдущих уроках мы изучали жизнь и творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина и  убедились,  как разнообразно их творчество и как удивительна их поэзия. Сегодня мы будем рассматривать лирику этих поэтов с философской позиции. Рождается диалог:

-Как вы понимаете значение «философский взгляд»?

- Это значит рассматривать серьезно, погружаясь в суть вещей?

-Это значит размышлять и рассуждать о жизни, обо всем.

- Это значит смотреть с высоты «птичьего полета» на землю и на человека…

 -Как вы понимаете значение слов медитативная лирика - «лирика раздумья»?

-Это стихотворения, которые заставляют размышлять, а значит «переживать», «познавать», «проникать вглубь души».

Само рождение лирики – это духовный процесс и явление духовное. И в этом мы с вами сегодня еще раз убедимся. До 19 века  в литературоведении мы встречаем термин «духовная лирика» и «медитативная лирика», лирика раздумья, а после утверждения философии как науки, утвердился термин «философская лирика».

На наш взгляд, любопытна теория М.Эпштейна, в которой условно выделяется четыре основных этапа в развитии натурфилософской лирики.

1) «теологический»  - это XVIII век (М. Ломоносов, Г. Державин, Н. Карамзин),   когда   природа   представала   как   проявление высших законов божественного разума, как свидетельство  благой   воли  Творца;   собственно философская проблематика нащупывалась еще слабо, растворяясь в поэтической «теологии»,  в  «хвалебном  гимне отцу миров»;

2) «трагический» этап — XIX век — ярче всего представлен натурфилософией Е. Баратынского и Ф. Тютчева; раскрылась глубокая трещина между человеком и природой — внеразумное в природе, внеприродное  в человеке, что и привело к постановке мучительных вопро­сов о причине разлада и путях его преодоления;

3) «утопический»    — первая  половина XX века;  вопрос о разладе был  решен  в  пользу  человека:   природу  необходимо воспитывать, воссоздавать в ее глубине человеческий, разумный облик;  наиболее  значительное  воплощение этот   пафос   «образумливания»   природы   получил   у Н. Заболоцкого;

           4) «экологический» — вторая по­ловина  XX  века — и сейчас еще  продолжается.   В  творчестве таких разных поэтов, как А. Тарковский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, В. Соколов, Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О. Чухонцев, И. Жданов и другие, звучит мысль о том, что человек до конца не раскрыл еще природу и в себе и себя как порождение природы, что на этом пути предстоят великие открытия. Цивилизация  не превзошла природу, а еще только находится на подступах к ней,  только начинает осознавать  нерасторжимость  своего  союза  с  ней — это     мироощущение в основе современной лирической натурфилософии.

На примере некоторых стихотворений поэтов 18 века на сегодняшнем уроке мы попытаемся проследить первый этап – «теологический», одним словом, Божественный.

В современном литературоведении существует несколько классификационных схем распределения лирики. Нашему вниманию мы предлагаем упрощенную «Трехчастную»  схему классификационного разделения философской лирики для учащихся 7 класса («Русская лирика 18 века), по ходу урока которую учащимся предстоит заполнить (у каждого воспитанника в ноутбуках размещена данная таблица)

 

Поэзия 18 века.

Трехчастная схема(3 части)

«ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ»

«ЧЕЛОВЕК  - БОГ»

«ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»

Ломоносов М.В.( 1711 - 1765)

 

 

 

 

Державин Г.Р. (1743 - 1816)

 

 

 

Карамзин Н.М. (1766 - 1826)

 

 

 

Заполните таблицу, распределяя стихотворения по столбцам.

1)М.В. Ломоносов «О, вы, которых ожидает»

2)Г.Р. Державин «Признание», «На птичку»,

«Река времён», Ода «Бог», «Из псалма 18»;

3)Н.М. Карамзин «Поэзия»

 

Чтобы говорить о поэзии вообще, необходимо заглянуть в глубокое прошлое – в историю ее возникновения. Итак,  «Экскурс в мир Поэзии».  

Звучит сообщение «История Давида. Псалмы» в исполнении воспитанника, а также Псалом 18 (на фоне авторской презентации): «Давид, ещё, будучи пастухом овец, очень любил играть на арфе и петь псалмы, сочинённые им самим. Когда он стал великим царём, он продолжал сочинять песни, которые исполняли певцы и народ для славы Господа…». Затем звучит Псалом 18 из Священной книги Библии:

                                      Небеса проповедуют славу Божию,

И о делах рук Его вещает твердь.

День дню передаёт речь, и ночь

Ночи открывает знание.

Нет языка и нет наречия,

Где не слышался бы голос их.

По всей земле проходит звук их,

И до пределов вселенной слова их…

К псалмам обращались поэты всех времен и всех народов. Из поэтов 18 века псалмы перекладывали на свои стихи Тредиаковский, Сумароков, Кантемир, Ломоносов, Державин, а затем и многие последующие поэты и вот сейчас мы услышим тот же 18 Псалом, переложенный Г.Р. Державиным на свою Лиру.

Звучит стихотворение в исполнении воспитанника 7  класса  "На псалом 18" на фоне авторской презентации:

Небеса вещают Божью славу,

Рук Его творенье твердь

День за днём течёт Его уставу,

Нощи нощь приносит весть.

                                              Не суть речи то, иль гласы лиры,

Не доходит всем чей звон:

Но во все звучит глагол их миры,

В безднах раздается тон.

                                              Всем закон природы зримый ясный

Может смертным доказать:

Без Творца столь стройный мир, прекрасный

Сей не может пребывать.

Во всем мире, когда произносят имя великого поэта Державина, сразу вспоминают его знаменитую оду «Бог», которая при жизни поэта была переведена на 15 языков мира.

Звучит отрывок из оды «Бог» в исполнении учащегося  на фоне авторской презентации:

О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.

……………………………………..

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.

 

 

Ученики поясняют значение слов «ода», «псалом»- песнь, гимн,  моление и плач.

Об этом очень хорошо скажет в своем стихотворении Н.М. Карамзин. Автор, проследив весь путь Поэзии, расскажет о том, как она появилась на свет и как вместе с человеком пребывала в Эдемском саду. С «падением» человека, она из гимна, песни восторга, перешла в моление, плач печали и тоски, медитативную лирику. Вместе с человеком предстоит ей пройти путь странствия и предстать пред Творцом, воспевая гимны.

Звучит отрывок из стихотворения Н.М. Карамзина «Поэзия» в исполнении учащегося  на фоне авторской презентации:

Едва был создан мир огромный, велелепный,

Явился человек, прекраснейшая тварь,

Предмет любви Творца, любовию рожденный;

Явился – весь сей мир приветствуя его,

В восторге и любви, единою улыбкой.

Узрев собор красот и чувствуя себя,

Сей гордый мира царь почувствовал и Бога,

Причину бытия – толь живо ощутил

Величие Творца, его премудрость, благость,

Что сердце у него в гимн нежный излилось,

Стремясь лететь к отцу, Поэзия святая!

Се ты в устах его, в источнике своем,

В высокой простоте! Поэзия святая!

Благословляю я рождение твое!

На следующем этапе урока объявляется «Поэтическая пятиминутка». Звучат стихотворения о любви, о природе, о жизни, о творчестве, о науке…

Звучит наизусть отрывок «О вы, которых ожидает Отечество...» в исполнении учащегося, по желанию.

После прочтения стихотворений рождается диалог:

- К кому, по-вашему,  обращается поэт?

- Прежде всего, к нам. От нас Отечество ждет «благородства» в полном смысле этого слова и во всех отношениях.

- Актуален ли данный призыв?

- Актуален. Наши дни «благословенны», на нас лежит ответственность за будущее России и всего человечества в целом.

- Почему Поэт прославляет науки? Чувствуется ли в стихотворении противоречие между наукой и поэзией?

- «Науки юношей питают» - в данный момент это духовная пища, сердечная.

 В начале 20 века известный философ и поэт В. С. Соловьев скажет: «Если вселенная имеет смысл, то двух противоречащих друг другу истин - поэтической  и научной не  может  быть, как и  двух исключающих друг друга  "высших благ». И мы с этим вполне согласны. Ответ на лицо.

Вслед за Ломоносовым «в сердечной простоте беседуя о Боге, и Истину царям с улыбкой» скажет Державин:

Звучит стихотворение «На птичку», а затем диалог:

- В какую часть таблицы вы отнесли бы данное стихотворение, о чем оно? (учащиеся относят стихотворение в нужную графу по своему усмотрению).

Звучит стихотворение в исполнении учащегося «Признание», а затем рождается новый диалог:

- В чем признается поэт и кому?

- Поэт исповедуется предыдущему поколению, нам с вами, признается во всех своих слабостях и силе духа.

- Какой стиль преобладает в данном стихотворении? Почему? (Действительно, поэзия в «сердечной простоте»)

Звучит стихотворение «Река времен», а затем диалог:

- Над чем заставляет задуматься данное стихотворение?

- Над жизнью, над временными явлениями на земле, над скоротечностью жизни, бренностью и над вечностью души.

- Можно ли его назвать философским?

- Его можно назвать философским, медитативным, т.е. лирикой раздумья

- Ощущается ли в нем трагизм?

-Действительно, трагизм ощутим, приближая поэзию к земле, все ощутимее просматривается трагизм, т.е. приближение 19 века.

- Да, это уже 19 век, и «мостик» между этими периодами и веками начнет прокладывать Державин. Но наша тема 18 век, Божественный век. Вернемся к нему.

Вопрос учителя: Как вы думаете, удалось ли нам вместе с поэтами 18 века проследить «историю поэзии»,  в частности первого ее этапа «теологического», Божественного?  В чем же ее божественность?

Ответ: Она «красивая», «чистая», «легкая», «непротиворечивая», «о Боге»,  «божественная»…..

Вывод: Наша душа откликнулась на чувства и мысли поэтов, они созвучны и,  действительно, хочется еще и еще раз сказать «Поэзия Святая! Благословляем мы рождение твое!», прежде всего в наших душах и сердцах.

Затем практическая работа с таблицами. Обращаясь к классификационным таблицам, рассматриваем  стороны  жизни, отразившие поэтами  в данный период. Возникают вопросы: Каждая ли графа заполнена? В какой больше? Почему? Какую трудность вы испытывали, распределяя стихотворения? Приходим к выводу: В 18 веке действительно поэзия была Божественной – ощутимо слияние, даже «природу очень сложно отделить» от человека и от Бога, чувствуется какое-то единство.

Такой подход к изучению лирики  раздумья поможет нам не только увидеть «истоки» и проследить «путь развития поэзии», а также  понять глубину поэзии  19 века, в частности  В. А. Жуковского, так как он является родоначальником медитативных элегий. Поэт погружается вовнутрь самого себя, своей души и через призму сердца изображает весь поэтический мир, приглашая нас с вами проделать то же самое и увидеть начало второго периода развития русской поэзии, к сожалению, который будет называться «трагическим».

 

                                                           Литература

 

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. «Искусство», 1979г.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Издание Московской Патриархии. Москва.1990.

 3.  Брюсов В. Сочинения в 2-х т. Т. 2. Статьи и рецензии 1893-1924; Из книги «Далекие и близкие». – М.: Худож. Лит., 1987. -575 

4.  Литературный энциклопедический словарь // Под общ. ред. В. М. Кожевникова, - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 752 с.

5. Николай Михайлович Карамзин. Рыцарь нашего времени. Поэзия, проза, публицистика.- М.: Парад, 2007. – 848с. Г. А. Алпатова (вступит. статья)

6. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста/ Ю.М.Лотман; М.Л. Гаспаров.- СПб.: Искусство-СПб, 1996.-846c. , (c. 274)

7.  Измайлов. Н. В. Поэзия русского романтизма нач. XIX в. В. А. Жуковский. История русской поэзии в 2-х т. Изд-во «Наука». Л., -1968.

8. Соловьев В. С.  Литературная критика. – М.: Современник, 1990. – 422 с.

9. Эпштейн,  М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии: Науч. – попул. / М. Н. Эпштейн – М.: Высш. Шк., 1990.