Классический реализм в контексте направлений русской литературы

В истории литературы сложилась система литературных направлений, определяемых той или иной эпохой и ее особенностями. Первое литературное направление XVIII века – классицизм. Классицизм связан со становлением государства, и его задачи направлены на решение государственных задач и проблем. «Отдельный человек как личность в его несходстве с другими людьми, в его частных стремлениях, желаниях, страстях признавался с этой точки зрения явлением и неценным, и даже как бы несуществующим. Единственно ценным и подлинно существующим в общественной жизни признавалось само общество, государство ‹…›». [1] Поэт в классицизме также не является отдельной личностью, со своим «я». Он наделен высшим даром и знает, что необходимо для укрепления государства, поэтому он способен поучать всех, вплоть до государей.

В эпоху сентиментализма литература обратилась к частному человеку с его чувствами и переживаниями.  При этом герои и героини мало связаны со своим социальным положением. В частности, крестьянки здесь весьма чувствительные особы, которые говорят на хорошем литературном языке. что почувствовал, подчеркнул и с чем поиграл Пушкин в своей повести «Барышня-крестьянка». 

В конце XVIII века после ряда революций в Европе начинается тотальное разочарование в разумное преобразование мира. Человек ощущает свое одиночество, готов на богоборчество или на бегство от всего человечества с его лживостью и безрассудством. Итак, в центре романтизма оказывается сильная разочарованная личность, «Я». В русскую литературу романтизм пришел первоначально литературным подражанием Байрону, но после восстания 1825 года зазвучал с особой силой.

Вероятно, это и обусловило то, что романтизм долго находился в центре внимания русской литературы. Однако романтические сюжеты быстро шаблонизировались. И к сороковым годам романтическими героями становятся вещи («Плащ» В. Алферьева, «Говорящий диван» ле Бранта). Нужно было вывести литературу из романтической статики. Это почувствовал Белинский и разработал программу обновления литературы, отталкиваясь от основ романтической поэтики. Новое направление получило условное название «натуральная школа».

 

романтизм

натуральная школа

герой

Я   

социальный представитель своего класса, нет индивидуальности

мир

условное разделение мира: мир цивилизованный / восток

предельно бытовой мир

жанры

поэма, повесть, новелла, роман

очерк, повесть[2]

 

 Одно из требований Белинского к писателям нового направления – «нам нужны не гении, а обыкновенные таланты». Поэтому направление изначально становится беллетристическим, в котором более яркие писатели долго не задерживаются: пробуют свои силы, но легко выходят за его рамки.

И все-таки, «натуральная школа» оказалась хорошим толчком для дальнейшего развития русской литературы. Обратившись к неприглядной действительности,  она «место расчистила» для реализма.

Итак, в чем особенности реализма и что способствовало его столь длительному существованию в литературе? Это направление вобрало в себя все, что было до него: индивидуальность сильного героя с его чувствами совместила с его типичностью, поместила в конкретный быт определенного времени и государства. Творческий путь писателей можно наглядно представить в таблице: 

 

клас

си

цизм

сенти

мен

тализм

ро

ман

тизм

натуральная школа

реализм

госу

дар

ство

чувства

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гончаров

Тургенев

 

быт, социальное  и типическое в человеке

 

Гребенка

Гребенщиков

Даль

Панаев

 

Гончаров

Тургенев

Достоевский

 

«Я» с его индивидуальностью, чувствами, социальным положением и типическими чертами в конкретное время в конкретном государстве.

 

 

Гончаров

Тургенев

Достоевский

Толстой

 


 

     

 

 

 

 



[1] Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1999. С.

[2] В рамках «натуральной школы» выходило два романа: Герцена «Кто виноват» и Достоевского «Бедные люди». Однако роман не может обойтись без индивидуальности героя и его сильных страстей, поэтому только отдельные его части отвечают поэтике натуральной школы, в целом он по своим жанровым особенностям уже оказывается шире рамок «натуральной школы».