Долгова Е.В.

Орловский государственный аграрный университет, Россия

Речевой жанр «Портрет делового человека» в дискурсе СМИ

 

Зарождение теории речевых жанров в отечественной науке связано с тенденцией к интегративности, сближению исследований разных областей знания, отчего теория речевых жанров начала осваиваться и лингвистами. Своим становлением она обязана не только отечественным исследователям, но и зарубежным, развивавшим, в частности, теорию речевых актов в 50-70 гг. прошлого века. Однако следует признать, что теория речевых жанров и понятие «речевой жанр» оказались более востребованными на русской почве, нежели теория речевых актов и понятие «речевой акт» [Демешкина 2000: 89].

Исследователи отразили закономерность и необходимость появления в сфере лингвистических изысканий описаний речевых жанров, поскольку речевые жанры универсальны и одновременно являются одним из ключевых понятий, которые выстраивают новое научное антропоцентрическое направление в лингвистике [Седов 2007: 8].

Сфера массовой коммуникации не только наиболее полно отражает современное состояние языка и тенденции его развития, но и «сама формирует стилистические вкусы и нормы, оказывает сильное влияние на литературный язык» [Солганик 2007: 16]. Среди них «портрет делового человека» как особый речевой жанр, характерный для дискурса СМИ, является одной из интенсивно развивающихся жанровых форм массовой коммуникации. Это объясняется, прежде всего, его обращённостью к человеку, к различным сферам его жизни и представляет собой некий социокультурный феномен. Черты портретируемых и ракурсы их описания варьируются в зависимости от коммуникативных установок авторов, специфики жанра, эмоционального тона общения журналиста с адресатом, образа журналиста-адресанта, степени его объективности и субъективности и т.п. Анализ текстов о человеке должен, по нашему убеждению, ответить на главный вопрос, как в СМИ изображается вся совокупность личностей, и как жанр портрета «работает» в сфере массовой коммуникации.

Трактовка речевого жанра «портрет делового человека» представляет собой тематически, композиционно, стилистически устойчивый вторичный речевой жанр [Бахтин 1986: 429], функционирующий в дискурсе СМИ, который представляет собой разновидность институционального дискурса, фиксируя важнейшие характеристики статусно-ориентированных участников общения, типичные хронотопы, условия и способы общения, коммуникативную среду, цели, стратегии.

Отметим, что автономность и конституирование речевого жанра «портрет делового человека» как одной из наиболее распространённых форм текстовой репрезентации человека в дискурсе СМИ определяют следующие внешние факторы:

появление феномена «деловой человек», бизнесмен в русской лингвокультуре в самом конце 20 – начале 21 века обусловлено возникновением новых экономических институтов, изменением системы экономических отношений в России, интеграцией российской экономики в европейскую и мировую.

закреплённость «портрета делового человека» за определённой сферой языкового употребления, которая совпадает с такими референциальными областями как «бизнес», «деловые отношения» и т. п.;

совпадение со сложившимися рубриками и тематическими страницами в деловой прессе позиционирует «портрет делового человека» как стандарт публикации с определённой композицией и лэй-аутом. Конкретные издания используют устойчивые композиционные модели, которые успешно функционируют на протяжении нескольких лет. Сравните примеры рубрик: «Персональное дело», «Личность», «Лица», «Карьера», «Персона», «Достижения», «First», «Enterprineurs», «Business», «Personal Fortune», «Hall of Fame»;

институциональная обусловленность, которая идентифицируется на уровне автора. Журналист, как представитель определённого издания, действует в рамках концепции редакции; практически весь материал выходит в свет по заказу какого-либо объединения или медиа-группы. Кроме того, объект описания (деловой человек) «встроен» в институциональный дискурс, обладает чертами социального статуса и является представителем экономического сообщества.

– функционально-стилистическая детерминированность языковых средств, реализуемых в «портрете делового человека», находит свое отражение, по определению М.М. Бахтина, во внутренних параметрах жанра, что определяет собственно его композицию и стиль.

Таким образом, специфика содержательной стороны «портрета делового человека» определяется тем, что при значительном тематическом разнообразии все сообщения подчиняются единой коммуникативной цели: отобразить яркую или известную личность, (делового человека), представляющего интерес с общественной или профессиональной точки зрения. Среди микротем, раскрывающих содержание исследуемого жанра, выделим следующие:

внешний вид

характер, свойства личности

речевая характеристика

происхождение;

этапы становления личности (учёба, мировоззрение)

профессия, род занятий

характеристика деятельности

публичная реакция на персону

оценочные суждения

авторские впечатления

По нашему мнению, композиционная специфика жанра «портрет делового человека» определяется тем, что для данного жанра характерен «нарративный тип» повествования, излагающий определённую историю личности. Однако для некоторых рубрик характерно наличие смешанного типа текстов, в которых описательная информация сочетается с распределением действий в определённой временной последовательности, чаще всего в настоящем.

Стилевое своеобразие речевого жанра «портрет делового человека» обусловлено прежде всего спецификой основных дискурсивных функций – информативной и воздействующей. Текст портрета ориентирован на восприятие и формирование определённого образа отображаемой личности. Это обусловливает превалирующее использование тех или иных стилистических приёмов и разнообразных средств выразительности. На лексическом уровне наиболее частотными являются такие средства как метафора, сравнение, аллюзия, реминисценция, цитация. На синтаксическом – активно используются параллельные номинативные конструкции, инверсия обстоятельственных структур различного рода, синтаксический параллелизм, парцелляция, парентетические внесения.

Таким образом, можно считать, что речевой жанр «портрет делового человека» в дискурсе СМИ отвечает общим параметрам речевого жанра, но вследствие специфических черт занимает особое место в жанровом репертуаре дискурса СМИ.

 

Литература:

1.            Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. – М.: Худ. лит-ра, 1986. – С. 428–473.

2.            Демешкина, Т.А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики / Т.А. Демешкина. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2000. – 190 с.

3.            Седов, К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации / К.Ф. Седов // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. – М.: Лабиринт, 2007. – С. 7–39.

4.            Солганик, Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) / Г.Я. Солганик // Язык современной публицистики : сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. – М.: Флинта : Наука, 2007. – С. 13–31.