Филологические науки/9. Этно-, социо- и психолингвистика

 

К.ф.н. Буряковская В.А.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия

Лингвосемиотическая организация глянцевого журнала

 

Сегодня существует огромное количество печатной продукции, в том числе большее количество развлекательных журналов, пропагандирующих и навязывающих читателю определенный образ жизни. Развлекательные глянцевые журналы отличает аполитичность, красочность, простота изложения информации, большое количество рекламных материалов. Нельзя не обратить внимание на то, что глянцевый журнал явился своеобразным противовесом огромному потоку негативной информации. Современный человек подвергается прессингу негативных новостей с самого утра и до позднего вечера, таким образом, глянцевый журнал обладает большой отвлекающей силой, которая уводит человека от серьезных социальных проблем.

Тематический спектр современных журналов очень широк. Журналы ориентируются в основном на профессиональные группы читателей («Офицеры», «Спецназ», «Учитель», «Главный бухгалтер» и др.), интересы и увлечения («За рулем», «Охотник», «Рыболов»), стиль жизни («Shape», «Геймер», «Vouge»), семейное положение («Домашний очаг», «Мой кроха», «Родители» и др.) и освещают вопросы, наиболее интересующие эти группы читателей. Наибольшей популярностью в последнее время пользуются издания, освещающие проблемы взаимоотношения полов и жизнь известных людей.

Важным критерием типизации современного печатного журнала становится выбор потенциальной читательской аудитории. Любое издание рассчитано на определенный круг читателей: широкий («Караван историй», «Отдохни!» и др.) или узкий («VIP», «Элита» и др.). При выборе аудитории учитывается пол («Cosmopolitan», «Playboy», «Men's Health» и др.) и возраст («Seventeen», «Она», «Вероника» и др.) будущих читателей, позволяющие формировать тематическую насыщенность журнала.

Определение жанра многих современных изданий зачастую бывает достаточно непростой задачей, поскольку при сохранении традиционных и привычных жанров (научно-публицистический, информационный, научно-популярный, художественно-литературный и т.д.) сегодня идет активный поиск новых жанровых форм (культурно-развлекательный, мистический, воспитательно-игровой и т.д.). Все больше изданий отказываются от жанрового определения, заменяя его вынесением на обложку основной идеи («Для настоящих мужчин», «О здоровом образе жизни», «Для детей и их родителей», «Для самых маленьких», «Создающий настроение» и т.д.).

Важной стилевой особенностью языка современных развлекательно-познавательных журналов стала простота (в некоторых случаях она доходит до примитивности) изложения информации, так называемый «легкий стиль», что повлекло за собой практически полное отсутствие в статьях сложной терминологии и развернутых синтаксических конструкций. Легкость и простота подачи материала, с одной стороны, позволяет расширить круг потенциальных читателей и увеличить количество тем, освещенных в издании. С другой – является четким отражением снижения общего культурного уровня современного читателя. Использование в различных статьях сленговых выражений, просторечной и разговорной лексики считается допустимым.

Многие журналы сохраняют первоначальную, т.е. англоязычную форму своего названия (“Glamour”, “Cosmopolitan”, “Men’s Health”, “Playboy”), что свидетельствует о таком явлении, как ксеномимикрия, которое широко используется при создании масс-медийной продукции.

В современных журнальных статьях развлекательно-познавательных изданий четко прослеживается ироническая (в разной степени) направленность – почти обо всем сегодня принято писать, как минимум, с юмором.

Важно отметить и доверительные интонации повествования. Современный развлекательно-информативный журнал часто выступает в роли лучшего друга (подруги), поэтому большой популярностью пользуются различного характера советы, комментарии и рекомендации.

Необходимым компонентом языка современных популярных изданий, безусловно, является цитирование (известных фраз, реплик, сцен, поговорок и т.д.), вызывающее у читателя определенные ассоциации. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в современных журналах пользуется популярностью эффект очевидности, и практически любой материал преподносится от лица человека испытавшего (пережившего) описанное.

Не менее важными являются «околотекстовые» составляющие, или перитекст. В перитекст глянцевого журнала входят следующие компоненты:

1.     Обложка, включающая фотографию, название журнала, основные темы

2.     Реклама

3.     Фотографии

4.     Разнообразная графика

Иллюстрация в глянцевом журнале играет особую роль, это визуальный код, выстраивающий систему символических ценностей: эстетических, моральных, социальных, гендерных и других. Реклама является важным элементом глянцевого журнала, который выступает очень эффективным рекламоносителем. Большая часть визуальной информации в журналах, так или иначе, является рекламным материалом. По этой причине весь журнал превращается в своеобразный рекламный каталог, разбавленный крупицами нерекламной информации.

С точки зрения лексического наполнения текстов в анализируемом журнале, необходимо отметить изобилие заимствованной лексики, представляющей либо прямые иностранные заимствования, либо журналистские окказионализмы, созданные для привлечения интереса читателей. Такие слова, как «тренд», «фэшн», «бутик», «лайт», «мейкап», «респект», «хеппи-энд» являются одними из примеров характерного глянцевого стиля языка. Контент-анализ глянцевого журнала “Glamour” показал, что заимствованные языковые единицы представлены: 1) транслитерированной формой (микс, нон-стоп, саунд); 2) англоязычной орфографией без перевода (shopping, beauty); 3) окказионализмами, содержащими русский и английский компонент (sex-тревоги, V-образный).

Среди характерных черт стиля глянцевого журнала следует назвать изобилие эмоционально и оценочно окрашенных эпитетов, часто употребляющихся в превосходной степени: ультрагламурный, светский, сияющий, элегантный, исключительный, звездный, изысканный, волшебный, сверхкультовый, лучший, ведущий, (самый) сексуальный, блистательный, шикарный.

Таким образом, содержательное наполнение значительной части современных глянцевых журналов призвано служить достижению главной цели, которую преследуют такие издания – развлекать массового читателя, погружать его в мир иллюзий и красивой жизни, задавать определенные стандарты поведения и жизни в целом.

 

Литература:

1.     Нефляшева, И. А. Концепт гламур в текстах современных массмедиа [Текст] / И. А. Нефляшева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2008. - N 5. - С.127-132.

2.     Ржанова, С. А. Постмодернизм в журналистском метаязыке коммуникации / С.А. Ржанова // Журналистика в 2005 году: Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. М., 2006. С. 140-141.