Философия/ Социальная философия

 

К.филос.н. Манжуева О.М.

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Россия

Развитие личности в эпоху информационных технологий

Термин «инновация», как правило, употреблялся для обозначения определенных мероприятий, акций, действий в сфере техники, технологии или организации экономической деятельности. Под  инновацией предполагается деятельность по принятию и реализации рискованных решений в условиях высокой неопределенности, ориентированная на быстрое достижение целей, конкурентный выигрыш, значительное повышение рентабельности или иную форму выгоды. При этом  в структуре инновационной деятельности могут использоваться  уже известные приемы, навыки, механизмы, но в новой комбинации, в нетривиальных условиях и для решения совершенно иных задач, нежели те, для которых они были созданы [1].

Кроме этого, инновации отнюдь не ограничиваются научной, технической или технологической сферой. В данном понимании инновации не только сводятся к сфере технической или, шире, технологической деятельности, но могут касаться всех сторон общественной и духовной жизни. В этом смысле построение информационного общества представляет собой большой инновационный цикл, объединяющий в себе целый ряд глубоких взаимосвязанных и взаимообусловливающих инновационных процессов [2]. В инновационном цикле относительно синхронно происходят взаимосвязанные фундаментальные социальные инновации, охватывающие все сферы общества: от государства и общественного сознания, культуры и социальной психологии на одном полюсе до технологии, и типов экономического поведения на другом. Эти циклы охватывают экономику, технику, технологию, культуру, политику, социальное поведение, государственное устройство и мировоззрение в целом.

Процессы образования, воспитания на переломном этапе социального развития, при переходе к информационному обществу, должны учитывать все нюансы изменяющейся среды, они должны соединять принцип в рамках преемственности классической культуры к новым технологическим и цивилизационным условиям развития. Здесь уже необходимо не стихийное, а сознательное, стратегическое решение вопроса, поскольку информатизация общества, является объективной исторической необходимостью [3]. При этом одной информационной технологии, как решающего фактора, недостаточно для коренных изменений, только сознательная, целенаправленная, имеющая огромное нравственное  и воспитательное значение государственная политика, использование достижений мировой культуры для рационального переустройства своей жизни с разумным самоконтролем, опирающимся на образование и самообразование, а также новую информационную этику.

Жизнь человека в интеллектуальной, информационно насыщенной среде, порождает новые возможности,  использование которых – чрезвычайно актуальная задача, которую предстоит решить обществу. При этом необходимо помнить, что процесс информатизации имеет амбивалентные характеристики: оттого какое решение найдет эта задача, зависит как современные технологии повлияют на развитие личности: приведут к ее  совершенствованию или деформации, из-за неправильного использования компьютерной и телекоммуникационной техники - технострессу. По мнению К. Брода, техностресс есть совершенно новая, современная болезнь, вызванная неспособностью человека здоровым образом реагировать на новую компьютерную технологию. Кроме этого, использование компьютеров, как правило, приводит к централизации деятельности, что является причиной умственной перегрузки и усталости человека.

Сегодня общественная практика диктует необходимость повышения уровня знаний, способностей, умений, связанных с производством, переработкой, хранением, передачей и потреблением информации. Информационно грамотный человек умеет не только эффективно пользоваться информационными технологиями, но и, в большей степени, той информацией, которую получает с их помощью. Адекватная реакция на изменения окружающей среды, воспитание критического мышления и умение ориентироваться в огромном объеме информации, к которому сегодня человек имеет доступ, является важными составляющими его инновационности, формирование которых становится жизненно важным процессом для человека и общества в целом.

Словами Б. Метлер-Мейба, инновационность - это «способность человека правильно вести себя в новых ситуациях» [4: 49]. Что означает: человек должен уметь вести себя в критических ситуациях и находить верные решения для сохранения независимого и объективного мышления. Данные способности приобретают особую актуальность в процессе перехода на новый исторический этап общественного развития, поскольку он (переход) выдвигает требования реформировать социально-политическую систему, а также существенно модернизировать духовно-культурную сферу деятельности, интеллектуальный потенциал общества, радикально реформировать систему образования, воспитания и непрерывной переквалификации. При этом, как уже отмечалось, инновационные процессы отнюдь не означают отказа от традиций, а в ряде случаев опираются на них и продолжают их.

В настоящих условиях информатизации всех процессов протекающих в обществе, начинают действовать факторы, ведущие к изменению социального, политического, бытового поведения людей. Это не может не сопровождаться глубинными изменениями в самом менталитете. Новый, более динамичный и адаптивный менталитет с большим инновационным потенциалом, в свою очередь требует овладения современными механизмами выработки и использования разнонаправленной информации. Инновационность – необходимо понимать как одну их неотъемлемых характеристик информационного общества, как одно из важнейших качеств личности в эпоху информационных технологий.

Литература:

1.     Дрюккер П. Рынок: как выйти в лидеры, практика и принципы. - М. : Бук Чамбер Интерн, 1992. - 240 с.

2.     Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. - Вопросы философии № 9, 1994. - С. 56 - 68.

3.                 Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Этика устойчивого развития в информационную эпоху. - Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 2002. - 180с.

4.     Mettler-Meibom B. Soziale Kosten in der Informatinonsgesellschaft: Uberlegungen zu einer Kommunilationsokologie. -  Frankfurt  a. M. : Fischer Taschenbuch Verl., 1987.-  121s.