Философия/2. Социальная философия

                               Исаков Е.А.

Мурманский государственный технический университет, Россия

Мифологическое сознание как форма конструирования социальной реальности

 

Непременным условием формирования социальной реальности является сознательная деятельность человека, а точнее  - процесс сознательных взаимодействий между  людьми. Исследование мифологического сознания с точки зрения социальной философии представляется как исследование определенной формы таких взаимодействий, причем данная форма является, судя по всему, исторически и логически наиболее фундаментальной в процессе конструирования социальной реальности.

Трудность анализа мифологического сознания связана во многом с многозначностью и некоторой неопределенностью самого феномена сознания вообще в рамках философских исследований. Необходимо выделить ряд характеристик данного феномена, безусловно, далеко не исчерпывающий, однако позволяющего наметить контур дальнейшей разработки темы. Во-первых, сознание может представлять собой некоторый способ жизнедеятельности человека в целом, сознание не просто способ получения, хранения, переработки, передачи и т.д. информации, но и специфическая форма, образ жизни человека. Во-вторых, данная способность реализуется человеком лишь в процессе взаимодействий между людьми. Несмотря на некоторую генетическую заданность сознания, тем не менее, его развитие возможно лишь в процессе человеческих взаимодействий, что предполагает определенный «вне-природный», «не-естественный» статус сознания. В-третьих, сознание формируется в процессе языковой коммуникации. Специфика человеческого языка в том, что формирование носителя языка возможно опять-таки лишь во взаимодействии, вне процесса общения отдельный индивид не может стать субъектом языковой коммуникации. И последнее: особенность сознания в том, что данная форма жизнедеятельности регулируется  второй сигнальной системой, и слово выступает как основной стимул сознательных процессов. Носитель сознания (субъект) может воздействовать при помощи слова на другого субъекта, при этом сила воздействия «словом» становится эффективней, нежели при помощи иных средств коммуникации заданных человеку на исключительно генетическом уровне.

Выше приведенные характеристики, пожалуй, помогут наметить и фундаментальные характеристики мифологического сознания. Мифологическое сознание, как и сознание в целом, не просто способ познания, объяснения мира. В современной философии мифа утвердилось понимание мифосознания как способа жизнедеятельности человека. Тезис «миф это жизнь» выдвигался  в ряде зарубежных и отечественных исследований – Б. Малиновским, Э. Кассирером, М. Элиаде, М. Стеблин-Каменским, А. Лосевым и др. Этнографический материал показывает, что человек именно становится субъектом мифосознания, а не рождается им. Особая система (обрядов, инициаций и т.п.) именно формирует способность мифотворчества, вне этой системы человек не допускается к мифам. Само понятие «миф» напрямую связано с «рассказом», «словом», что указывает на тесную связь мифосознания со второй сигнальной системой. Та тщательность, с которой мифы передавались от поколения к поколению, говорит о значимости устной традиции, вербальной. Таким образом, мифосознание возможно лишь в процессе взаимодействий между людьми и лишь при наличии вербального способа коммуникации, пусть и простого сочетания звуковых символов.

Для социальной философии важно то, что мифосознание это не просто «слово», но и «дело». Это, судя по всему, первая форма регуляции человеческой жизнедеятельности с использованием  вербальной коммуникации. Особенность этого способа как раз в тесной связи «слова» и «дела». Мифическое слово неотвратимо действует на субъект мифосознания, стимулируя его деятельность. Здесь можно вспомнить тесную связь мифа (понимаемого в узком значении «слова») и ритуала. Ритуал как некоторая неестественная деятельность (В. Евзлин) становится таковой именно потому, что стимулом к такого, рода действиям являются не инстинктивные, «естественные» стимулы, а воздействие второй сигнальной системы.

Так складываются определенные модели человеческих взаимодействий –определенное слово и определенное действие. Такие модели можно рассматривать как архетипы. Можно предположить, что архетип является некоторой моделью, которая формируется лишь в процессе взаимодействия человека с другими людьми. Это действительно фундаментальные формы необходимые для становления социального субъекта. В современной философии архетип рассматривается иногда как идеальный образ социального устройства (Василькова В.) Так как исток социальной реальности находится в процессе взаимодействия между людьми, то во-первых, можно говорить о том, что архетип не врожденная способность человека, а во-вторых - рассматривать архетип как идеал определенных взаимодействий, как способ регуляции жизнедеятельности человека по отношению к другим людям.

Таким образом, мифологическое сознание есть некая совокупность архетипов – идеальных моделей взаимодействия человека с другими людьми. Данная форма жизнедеятельности регулируется при помощи «слова» (второй сигнальной системы), при этом в мифосознаии действует жесткая связь между определенным словом и определенной формой деятельности, слово неотвратимо вызывает у человека некую реакцию. При разрушении мифологического сознания связь между словом и действием уже не так однозначна и за рамками мифосознания слово уже теряет тотальный контроль над действием.