Философия / 3. История философии

 

К. ф. н., Дудина И. А.

Мурманский государственный технический университет, Россия

Основы метафилософии И. А. Ильина

 

Специфика философского знания была предметом рассмотрения многих мыслителей, начиная с античности. Однако систематическое изучение вопросов о сущности и задачах философии, определение ее проблем, специфики и назначения началось с середины XIX века. Основоположником «философии философии», или, как сейчас ее называют, «метафилософии» по праву считается Г. Е. Струве, опубликовавший в 1890 г. книгу «Введение в философию». В ней обосновывалась необходимость формирования в рамках философии новой дисциплины – «философии философии», целью которой должно быть самопознание философии: определение ее предмета и задач, методов и средств познания, специфических отличий от частных наук и других явлений духовной жизни. Все эти проблемы занимают важное место в творчестве блестящего философа Русского зарубежья Ивана Александровича Ильина (1883-1954).

Философия для И. А. Ильина никогда не являлась системой отвлеченного знания, что было во многом характерно для западной европейской философии, а теснейшим образом была связана с жизнью. И словом, и делом мыслитель доказывал необходимость единства философских воззрений с практической деятельностью. Конечной целью философского осмысления мира, оснований человеческой жизни, духовных ценностей, по его мнению, должно стать совершенствование человека и преобразование общества.

Историческая ситуация конца XIX – начала ХХ вв. была такова, что право философии на самостоятельное существование оспаривалось с самых различных сторон. В условиях всеобщего подъема естествознания в качестве образца для философских рассуждений рассматривалось научное мышление. Большую поддержку в среде российской интеллигенции получил призыв Огюста Конта освободить науку от философии. Все более распространенными становились воззрения, согласно которым философия не имеет никакого отношения к реальной жизни, что она есть лишь «мечтательное умствование» или «умственное мечтание», приводящее человека в «мир химерических отвлеченностей» [5]. Попытки защитить философию, обосновать необходимость ее существования часто сводились к стремлению исследователей создать строгую законченную философскую систему, показав, таким образом, возможность придания философии научной формы. В подобном увлечении системной формой философского мышления сыграло свою роль распространение в России немецкой классической философии, в частности, большая популярность И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля.

Вопрос о специфике философского знания, предмете и назначении философии, ее задачах и методах занимает особое место как в ранних работах И. А. Ильина, так и в поздних обобщающих сочинениях. Уже в 1911 г. он писал: «В настоящее время философия переживает тот момент, когда понятие прожило свое богатство, износилось и протерлось внутренно до дыры. И современные гносеологи напрасно выворачивают его, надеясь починить его как-нибудь или уповая на самочинное внутреннее зарождение в нем нового содержания. Понятие голодает по содержанию все сильнее и сильнее; оно вспоминает те времена, когда в нем жило бесконечное богатство, когда оно само несло в себе бездну; понятие жадно тянется к иррациональному, к неизмеримой полноте и глубине духовной жизни. Не погибнуть в иррациональном, а впитать его и расцвести в нем и с ним – вот чего оно хочет; философия должна вспыхнуть и развернуть неизмеримые недра в себе, не порывая своего родства с наукой, т. е. сохраняя в себе борьбу за доказательность и ясность» [9]. Молодой мыслитель уже в самом начале творческого пути осознавал, что в жизни, истории, науке – во всякой человеческой деятельности – есть много важного, значимого для человека, что нельзя объяснить строго рационально.

В осмыслении жизненно важных проблем, по И.А. Ильину, ведущую роль призвана сыграть философия. Философ не должен, по его мнению, стремиться к внешней упорядоченности мира и идей о нем; он призван его понять: постичь внутренний смысл этого мира, то, что заключено в его природе; в содержании всех явлений и состояний мира находить духовную основу. При этом важно избавиться от навязчивой идеи "философской системы", надо честно, ответственно и предметно исследовать, а не выдумывать и не "конструировать": «Философия не в отвлеченности, не в сплетениях хитроумия и не в праздно-лукавом мудровании. Нет, настоящая философия духовна, опытна, честна и проста...» [5]. Философ обращен к тому же миру, который воспринимают и другие люди, но его предназначение в том, чтобы постичь внутренний смысл этого мира, то, что заключено в его природе: «Философия должна возжелать ясности, честности и жизненности. Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности» [4].

Каждая личность представляет собой единство внешнего опыта и внутреннего духа, и именно дух является самым существенным, глубинным и определяющим основанием в человеке. Определения духа встречаются во многих работах И. А. Ильина, но в разных интерпретациях. Наиболее основательным является следующее определение: «Дух есть сила самоопределения к лучшему» [3], которая объективно значима в душе человека. Кроме того, "дух" философ понимал как живое чувство ответственности, как силу личного самоутверждения, как "самое главное в человеке" [1]. Именно в духе сосредоточены главные, благородные силы и стремления человека, направленные на познание истины, на восприятие красоты, на совершение добра, на общение с Божеством; словом, на то, что человек признает "высшим и безусловным благом".

Предмет философии, как убежден мыслитель, принципиально отличен от предмета любого иного исследования. Он не предстает перед человеком в своем внешнем виде, это «предмет незримый, неслышимый, нечувственный, не материальный, не существующий в пространстве и не длящийся во времени… В содержании всякого явления и всякого состояния философская мысль видит духовный смысл его, полагая в этом духовном смысле свой предмет, а в его разумном, для каждого очевидном раскрытии – свою задачу» [5]. К предметам философского познания относятся также предельно общие понятия, с которыми постоянно сталкивается человек в своей жизни, такие, как добро, истина, красота и их антиподы. Таким образом, философия является знанием "о важнейшем, о духе, о безусловном", и потому знанием объективным о мире, который сам объективен и не подвластен человеческому произволу. В этом толковании философия утрачивает внешние черты субъективно-произвольного знания, поднимаясь до уровня объективного, научного знания.

В сложных перипетиях ХХ столетия, породившего невиданную волну релятивизма и скептицизма, усилилось разделение философов на теоретиков субъективизма и произвола и тех, кто исходил из философской объективности; на идеологов философской беспомощности в решении реальных проблем современности и тех, кто считал философию реальным средством воздействия на жизнь. И. А. Ильин противопоставлял свой объективизм материализму и позитивизму, был сознательным и последовательным противником марксизма, отстаивал идею необходимости и жизненной важности для человечества цельного, объективного, духовно состоявшегося философского сознания.

По убеждению И. А. Ильина, философия является единственной состоятельной наукой, способной познать человека во всем парадоксальном переплетении его противоречий. Будучи яростным апологетом философии, мыслитель доказывал, что философия есть такая же наука, как, например, физика или другая естественная дисциплина, и что у нее есть особый, самостоятельный предмет. Будучи превосходным знатоком отечественной и западноевропейской философии, И. А. Ильин утверждал: «На протяжении истории философия уже показала, что она имеет подлинную, творческую связь с жизнью; каждым серьезным совершением своим она доказывает, что у нее есть особый, самостоятельный предмет; ее лучшие творцы и вожди выковали систематический метод и владели им; она по самому существу своему ищет доказательств для каждого своего утверждения и многие уже доказала... сама история философии есть живое доказательство того, что философия - не бред, не пустословие и не беспредметное блуждание; мало того, что философия есть наука о жизни. Ибо, в самом деле, философия есть систематическое познавательное раскрытие того, что составляет самую глубокую основу жизни» [5].

И. А. Ильин пытался обосновать нравственно-практическое значение философии, доказывал, что она обращена к исследованию истины как таковой, добра в его всецелости, красоты в ее сущности. Он подчеркивал важность и необходимость философского знания для решения основополагающих проблем бытия. Эта идея развивается им в традициях русской классической философии, несовместимой с прямолинейностью и утилитарностью марксизма. Он тонко чувствовал специфические особенности философии, тесными нитями связанной с наукой, искусством, религией, и в то же время существенно отличающейся от них по способу связи с жизнью. Русскому мыслителю принадлежит удивительное по философской глубине высказывание: «Философия больше, чем жизнь: она есть завершение жизни. Но жизнь первее философии: она есть ее источник и предмет» [5].

Для И.А. Ильина философия предстает знанием элитарным, т. к. способность к философским суждениям предполагает наличие у человека особого дара видения и чувствования мира. Но если у Г.В.Ф. Гегеля, также рассматривающего сферу философствования как элитарную, способность к философскому познанию связывалась лишь с развитостью и высотой мысли, то И. А. Ильин связывал философское познание со способностью к особому состоянию души, позволяющей иметь и накапливать "духовный опыт". Философия недоступна тем, кто не видит различия между бытом и духом, для тех, кто не обладает глубиной души, способной к постижению духовных основ бытия. Способности разумного отношения к миру, по И. А. Ильину, недостаточно для того, чтобы постичь его, потому что философское постижение мира предполагает способность прочувствования его, вживания в него на ту глубину, на которой возможно соприкосновение с философскими истинами. Разум - важнейшая, необходимая, но, тем не менее, лишь одна грань жизни и познания; разум - еще не вся жизнь.

Постижение сущности бытия требует напряжения души и духовных сил: воли, внимания, воображения, чувств, памяти, мысли, с помощью которых философ сначала вызывает в себе реальное переживание исследуемого предмета, накапливает опыт и объективность в обращении с ним. Затем философ приступает к "напряженному внутреннему вглядыванию в сущность внутренно данного содержания". После такого "испытывания" и "вглядывания" наступает третья стадия: аналитическое описание и разумно-логическое раскрытие испытанного и усмотренного содержания. Только беспристрастно проверив результаты приобретенного опыта и убедившись в отсутствии субъективистских искажений, философ может отчетливо описать и рационально сформулировать истинное знание. Исследуя таким образом способы связи философии и жизни, И. А. Ильин высказал глубокую мысль: «…вся философия есть опытное знание. Неопытная, сверхопытная философия есть недоразумение или легенда» [5]. Внеопытного знания, по мнению философа, не существует, если это подлинное знание, несущее в себе истину. Опыт – это основа объективности знания, преодоления в нем произвола суждений, основа единства знания, единства культуры.

Однако И. А. Ильин подчеркивал, что философский опыт – это опыт особого рода, поскольку специфичен сам предмет философского познания. Философии духовного опыта нужна и новая философская методология, носителем которой может быть лишь состоявшаяся духовно личность философа: только "настоящая очевидность духовного опыта" мыслителя порождает настоящую философию. Для И. А. Ильина акт очевидности – это акт, приводящий к обнаружению и постижению истины, обладание которой означает наступление прозрения. Очевидность – это некий дар, это особая творческая способность быть настолько захваченным истиной, что в ней растворяется вся познающая душа человека. Одним из важнейших свойств очевидности является ее предметность: «Исследуемый предмет должен быть подлинно представлен в душе исследующего, а не в "сознании" только…» [5]. Поэтому все те, кто исследует внутренние предметы, не подлежащие восприятию внешними чувствами – мысль, чувство, волевое движение души и т. д. – должны в своем познании опираться на «действительное воспринимающее переживание исследуемого предмета» [5]. Противопоставление "души" и "сознания" в данном высказывании подчеркивает иррационально-интуитивный характер акта очевидности, который не сводится только к акту мысли. В числе сфер, с необходимостью требующих духовной очевидности, И. А. Ильин называет искусство, этику, религию, философию. Именно в философии, по его мнению, осуществляется наиболее полное и непосредственное приобщение к подлинной духовной реальности. Все остальное в жизни и культуре содержит опыт приобщения к высшей реальности лишь в частичной, затемненной, часто искаженной форме и поэтому неизбежно предполагает "просветление", углубление до философского опыта. В связи с этим наряду с понятием акта очевидности И. А. Ильин часто использует, как эквивалентные ему, понятия "философский акт" и "философский опыт", и только в работах последнего периода творчества эти понятия вытеснены понятиями "религиозный акт" и "религиозный опыт".

Единство высказанного философского суждения и внутренне принятой позиции личности, единство слова и поступка философа И. А. Ильин рассматривает как непременное условие подлинности философского суждения. Философские идеи составляют часть души философа, но только в этой субъективности и может проявиться объективная сущность бытия, его духовная суть, которая и является предметом философского познания. И. А. Ильин писал: «Настоящий философ выговаривает только то, что составляет содержание его духовного опыта; он утверждает, прежде всего, свое предметное бытие; удостоверяет его своим предметным деланием; и затем формулирует увиденное в своем предметном философствовании» [5]. Поэтому подлинное понимание смысла учения возможно только при условии осознания единства всей сущности философа, его реальной деятельности и реальных практических жизненных устремлений с тем, что он провозглашал в своем учении.

И. А. Ильин с большой ответственностью подходил к осмыслению реальной жизни, развертывающейся вокруг в неповторимом историческом времени, в которое "заброшен" мыслитель. Он отказался от чисто рационального, абстрактного знания, которое оказалось неспособным осмыслить трагизм человеческого бытия, особенно отчетливо проявившийся в начале ХХ века – кровавыми войнами, гражданскими междоусобицами, ожесточенными социальными конфликтами. Для И. А. Ильина была неприемлема разделенность философии и реальной жизни со всеми ее страстями и страданиями; он стремился по-новому оценить положение человека в мире, по-новому осознать его роль и судьбу в истории, поэтому его по праву считают одним из предшественников европейской экзистенциальной философии – самого влиятельного и оригинального течения в европейской философии прошлого столетия.

Необходимо отметить, что идеи русского мыслителя не расходились с его практической деятельностью. Так, в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века все свои силы он отдавал активной публицистической и организаторской работе, в которой выступал как духовный лидер белого движения, сторонник продолжения активной, в том числе и вооруженной, борьбы против советской власти в России. Безусловно, в этой деятельности воплотилось желание философа быть участником той самой борьбы с мировым злом, о которой он писал в своей книге "О сопротивлении злу силою" и к которой призывал каждого духовно здорового члена общества. Тем самым он наглядно доказывал, что тезис о единстве философии и жизни был важнейшим принципом не только его философии, но и его жизни.

В истолковании И. А. Ильина идея единства субъективного и объективного в философском познании приобрела новые, по сравнению с прежними истолкованиями, более широкие очертания, захватывая собой сферу разума и духовности в их единстве, становясь при этом более прочной преградой субъективистским истолкованиям философии.

В представлении И. А. Ильина в действительной жизни разум не является самодостаточным, а мир существует благодаря теснейшему переплетению рационального и морального. При всей зависимости добра и зла от разума, они, по мнению философа, являются относительно самостоятельными сущностями и характеристиками человеческих действий. Анализируя взаимосвязанность рационального и морального сознания, многообразие форм сочетания зла и неразумия, добра и разумности, И. А. Ильин пришел к выводу, что разумность является самой собой лишь тогда, когда она приводит к добру. Неразумие, по его мнению, не просто логическая противоположность разумности, оно - ее антипод потому, что разумность утрачивает нравственные критерии своей самооценки и вследствие этого превращается в неразумие. Богатство личности и бытия состоит не только в разумности, но в единении разума и добра. Поэтому идеал жизни, в отличие от Г. В. Ф. Гегеля, И. А. Ильин видел не в абсолютизированной разумности, а в развитой духовности бытия.

Все исторические события, жизненные коллизии, постижение фундаментальных основ жизни И. А. Ильин соотносил с глубинными процессами видящегося ему "подлинного бытия". При этом существенное расхождение русского мыслителя с западными экзистенциалистами состоит в том, что для него подлинное бытие не является недоступной для познания темной и пугающей стихией. Никогда в метаниях человеческого духа он не видел изначальной, непреодолимой обреченности. Наоборот, обреченность в судьбах людей и человечества он считал состоянием, приобретенным самими людьми, которое охватывает общественное сознание в сложные моменты исторического развития. И. А. Ильин убежден, что преобразить бытие общества способно одухотворенное, свободное и предметно наполненное философское сознание.

Сущность философской мудрости, по И. А. Ильину, составляет единство провозглашенной философом истины и нравственной практической деятельности в его жизни. Именно ориентируясь на эту суть философствования, русский мыслитель призывает осуществить явно назревшую реформу в философии. Поступательное развитие философии он связывал с развитием философского самосознания, т. е. осознания как значимости философии в жизни, так и способов ее собственного постижения бытия. Все великое в философском прошлом должно быть осмыслено не для подражания этому великому, а для осознания того, каким оно должно быть вообще, это великое. Памятники философской культуры стали для него воплощением прогресса в познании, прогресса, который должен быть понят в своем главном для того, чтобы он был возможен в настоящем и будущем. Мыслитель видел прошлые пути развития философии, понимал настоящее в ней и стремился к тому, чтобы увидеть будущее. Он понимал историческую закономерность существования рационализма, но понимал и то, что затянувшееся существование абсолютизированного рационализма ведет к тупикам не только гносеологическим, но и бытийным в целом.

В русле развития традиций русской философии И. А. Ильин пришел к выводу о том, что рациональное, эстетическое и нравственное – неразрывны в своем существовании. Это открытие определило специфику философского знания на современном этапе и обозначило новый поворот в философском познании: изменились как формы философствования, так и способы философского восприятия мира: философская методология стала отходить от рациональных схем и предписаний. Но вместе с тем в русской философии она не слилась с иррационализмом, здесь возникла новая, особая методология, по И. А. Ильину, методология духовного опыта, рационально осмысленного и сливающегося с одухотворенной мыслью.

Таким образом, мыслительное и душевное "переживание" прошлого в единстве с глубиной постижения и честным взглядом на настоящее приводили И. А. Ильина к четкому и бескомпромиссному определению философских ориентиров, исследовательских приоритетов, всего того, что можно назвать философским выбором. Главное призвание философа И. А. Ильин видел в предметном созерцании и мышлении, в накоплении подлинного духовного опыта, с помощью которого процесс познания становится объективным. Исследующий философ не смеет повелевать предмету, не смеет искажать его в своем воображении; за это он несет полную ответственность исследователя. И. А. Ильин понимает, что путь философского осмысления бытия, "путь к очевидности" чрезвычайно сложен: «Основное правило этого пути гласит так: сначала – быть, потом – действовать, и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать» [4].

Анализ воззрений мыслителя подтверждает глубокую идейную содержательность и непреходящее значение его философии. И в начале XXI века И. А. Ильин остается очень интересным, нужным и современным философом, который остро ощущал и пытался анализировать болезни века, охватившие и сознание, и деятельность людей, и культуру в целом. Однако саму жизнь человеческую он никогда не считал никчемной и бессмысленной. Бытие осмысленно, убежден И. А. Ильин, и только познав его смысл, человечество сможет преодолеть трагедии и возродиться из глобального духовного кризиса. Помочь в этом и призвана философия.

 

Литература

1. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. – М.: Рарогъ, 1993. – 448 с.

2. Ильин И.А. О России и русской душе // И.А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1997. Т. 6. Кн. 3. 560 с.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Там же. 1996. Т. 1. 400 с.

4. Ильин И.А. Путь к очевидности. Там же. 1994. Т. 3. 592 с.

5. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923. Там же. 1994. Т. 3. 592 с.

6. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. 544 с.

7. Ильин И. А. Философия Фихте как религия совести // И. А. Ильин. Сочинения: В 2 т. Т. 1. – М.: Медиум, 1993. – С. 52-74. 

8. Ильин И.А. Шлейермахер и его "Речи о религии" // И.А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. Т. 3. 592 с.

9. Письмо И.А.Ильина Л.Я.Гуревич от 27/14 мая 1911 г. // И.А. Ильин И. А. Собр. соч.: Дневник. Письма. Документы (1903 – 1938) / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1999. 608 с.