Психология и социология/12 Социальная психология

Д.с.н. Лига М.Б., к.с.н. Щеткина И.А.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского, г. Чита

Качество жизни: социально-психологический подход

Проблемы, связанные с определением и содержанием понятия «качество жизни», как опосредованно, так и непосредственно, обсуждались представителями разных наук достаточно давно. Так, постановка этих проблем нашла свое отражение в рассуждениях о смысле жизни, природе человека, добродетелях, помощи ближним, богатстве, благе и т.д. Об этом, в частности, свидетельствует утверждение Аристотеля о том, что целью государства должно стать продвижение к высокому качеству жизни.

В настоящее время в науке выделяются концептуальные подходы к исследованию качества жизни в истории научной мысли (философский, экономический, экологический, медицинский). В рамках названных подходов анализируются различные стороны, аспекты качества жизни, его отдельных проявлений, даются определения качеству жизни. Особое место среди перечисленных подходов принадлежит психологическому, ориентированному на оценку качества жизни со стороны субъективных индикаторов. 

Для этого подхода характерно рассмотрение качества жизни как удовлетворение человеком своей жизнью, которое выражается в уровне и степени реализации своих потребностей (А. Кэмбелл, П. Конверс, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). «Психологическая версия» качества жизни нашла свое отражение в концепции «ощущаемого качества жизни». Эта концепция дает наиболее полное представление о психологическом подходе к рассмотрению качества жизни. Один из представителей этой концепции американский ученый Н. Далки считает, что под «качеством жизни понимается ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье» [5, с. 16].

В работах исследователей, разделяющих основные положения этой концепции (А. Кэмбелл, П. Конверс, К. Роджерс, Э. Фромм и др.), утверждается, что истинное значение качества жизни отражается в субъективных оценках индивида, его ощущениях. Субъективная оценка качества жизни зависит от многих факторов. К их числу относят уровень интеллектуального развития личности, доход, занятость, возраст, брачный статус, этничность,  национальность, место проживания, здоровье, внешность. Обращая внимание на значимость субъективных оценок качества жизни, А. Кэмбелл подчеркивал, что без них мы не сможем много объяснить. Однако представители этой концепции не отрицают и значимости объективных оценок качества жизни. Они считают, что в исследованиях качества жизни необходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объективных условий и их субъективную оценку. Они также отмечали, что условия жизнедеятельности людей проявляются в их поведении, отражаются в сознании человека, оказывая влияние на его оценку качества жизни. Некоторые из них (А. Кэмбелл, П. Конверс, К.Роджерс) обращали внимание на то, что степень удовлетворенности жизнью формируется под влиянием двух факторов: эталона сравнения и оценки среды [2]. Эталон сравнения включает в себя следующие уровни: уровень устремлений, ожиданий, равенства; уровень референтой группы, а также личные потребности. Уровень устремлений - то, чего человек хочет достичь; уровень ожиданий - то, что человек ждет от жизни; уровень равенства - положение, которое человек считает для себя достойным; уровень референтной группы - группа, к которой человек принадлежит или хочет принадлежать; личные потребности - степень их реализации. Доказывая, что социальное влияние, социальное окружение не всегда определяют то или иное качество жизни,  ученые считают, что решающая роль все же принадлежит субъективным оценкам. Так, выделяя такие объективные индикаторы, как возраст, гендер, доход, образование, занятость, ряд исследователей, стоящих на позициях концепции «ощущаемого качества жизни», утверждает, что эти объективные индикаторы могут фиксировать лишь отдельные стороны удовлетворенности жизнью [6]. А. Кэмбелл, П. Конверс, К. Роджерс разработали формулу оценки «ощущаемого качества жизни», в соответствии с которой уровень удовлетворенности «ощущаемым качеством жизни» выявляется при расхождении между притязаниями индивидов и уровнями их удовлетворения. Если использовать данную формулу, то получается, что люди, чьи реальные условиями близки желаемым, будут считать уровень своего качества жизни высоким. Люди же, имеющие большие расхождения между реальным и желаемым статусом, будут оценивать своей уровень качества жизни как низкий. Однако в этой формуле не учитывается уровень притязаний людей, их психологические особенности, условия жизни, а на основе только одного показателя невозможно дать объективную оценку качеству жизни [7].

Г. Гендерсон, М. Сирги, Г. Самли предлагают другое измерение качества жизни, которое основано на деятельностном подходе. Они предлагают осуществлять анализ качества жизни, включающий в себя четыре уровня оценки. Первый уровень - оценка целей и способов их достижения; второй уровень - оценка настоящего и будущего; третий уровень - оценка социального потенциала качества жизни и его реализации; четвертый уровень - индивидуальный, групповой, социетальный и мировой [4].

В настоящее время в литературе существуют методики, используемые для измерения субъективного качества жизни, в частности, шкала «ощущаемого счастья», шкалы семантического дифференциала, шкала Кентрила, шкалы «аффективного баланса» Брендберна и др.

А. Кэмбелл, П. Конверс,К. Роджерс для оценки ощущаемого качества жизни предлагают использовать такие категории, как «счастье» и «удовлетворенность». С их точки зрения, «счастье» фиксирует эмоциональную сторону, а удовлетворенность – познавательную. Измерение этих категорий применительно к индивиду и обществу в целом и есть измерение субъективной стороны качества жизни.

Методологической основой концепции «ощущаемого качества жизни» являются идеи прагматизма, радикального эмпиризма, эксзистенциализма, а также концепции А. Маслоу и Э. Аллардта [3].   

Теория потребностей А. Маслоу представляет собой строгую иерархическую структуру, в которой выделяется пять групп потребностей (физиологические, безопасность, причастность, признание и самореализация). Удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Так, А. Маслоу писал, что «может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость - стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод - возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. На самом же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека. Практически любой поведенческий акт детерминирован множеством детерминант или множеством мотивов [3, с. 101]. А. Маслоу считал, что все потребности взаимосвязаны, и, удовлетворяя низшие потребности, человек стремится к удовлетворению более высоких. По его мнению, только 10% людей способны реализовать потребности в самовыражении и самоактуализации. Самовыражение и самоактуализация означают стремление человека достичь максимума своего потенциала.

С точки зрения Э. Аллардта, качество жизни есть удовлетворение трех систем базовых потребностей: «иметь», «любить», «быть». К первой группе потребностей он относит экономические условия, условия проживания, труда, занятость, здоровье, образование. Ко второй группе – общение, контакты в локальном сообществе, дружеские отношения, социализацию. К третьей группе - интеграцию в общество и жизнь в гармонии с природой, политическую активность, досуг и др. В отличие от позиции А. Маслоу, в теории Э. Аллардта потребности располагаются иерархично, и движение потребностей возможно в двух направлениях: вверх, если предыдущая потребность удовлетворена; вниз, если не удовлетворены потребности более высокого порядка. В соответствии с этим качество жизни понимается как процесс удовлетворения потребностей человека. 

В рамках концепции «ощущаемого качества жизни» одной из проблем является выражение субъективной оценки качества жизни. Сторонники этого направления считают, что субъективная оценка качества жизни может быть выражена в таких  понятиях, как «счастье - несчастье», «успех - неуспех», «удача - неудача», «смысл жизни», «любовь» и др. В. Франкл, разделяющий основные положения этой концепции, отмечал, что личность может найти смысл жизни в разных увлечениях и ситуациях. Одни видят смысл жизни в творчестве, другие в свершении добра, дела, третьи во встрече с другим человеком [8].

Как можно заметить, с точки зрения представителей этого подхода, общая субъективная оценка качества жизни складывается из когнитивной и аффективной составляющих. Когнитивная компонента включает в себя оценку общей удовлетворенности жизнью и оценку удовлетворенности различными сферами жизни. Причем оценка общей удовлетворенности и оценка удовлетворенности различными сферами жизни представляют собой два независимых психологических состояния, так как формируются различными механизмами переработки информации. Аффективная компонента представляет собой баланс позитивных и негативных аффектов. К позитивным аффектам относятся ощущение счастья, социальной поддержки, удовлетворенности. Негативный аффект выражается в ощущениях стресса, депрессии, тревоги, неудовлетворенности [1].

В рамках концепции «ощущаемого качества жизни» сотрудниками Кембриджского университета было проведено исследование отношения людей к политической свободе [11]. К числу индикаторов политической свободы исследователи отнесли:

- свободу от полицейского ареста, задержания, содержания в тюрьме без предъявления обвинения;

- свободу вероисповедания; свободу публиковать, издавать и читать книги любого содержания и политической направленности;

- право поиска информации и пропаганды идей;

- свободу от политической цензуры;

- свободу от полицейского обыска в жилом помещении без официальной санкции;

- свободу передвижения в пределах собственной страны;

- свободу радио- и телевизионных передач от государственного контроля;

- право женщин на равенство.

Для оценки степени политической свободы они предложили семибалльную систему. В один балл оценивались политические системы, в которых большинство граждан и семей имеют право и возможность участвовать в выборах, а политические партии могут быть свободно созданы для борьбы за власть. В два балла – политические системы, где не всегда реализуются возможности политической свободы из-за исключительной бедности населения, феодальной социальной структуры, социальных волнений или других ограничивающих обстоятельств. В три балла – несмотря на возможность свободного выбора лидеров или представителей власти, существует большой риск государственных переворотов, крупномасштабного вмешательства в результаты выборов и частых недемократических акций. В четыре балла – всеобщие демократические выборы блокируются конституционно или играют незначительную роль в распределении власти. В пять баллов – выборы полностью контролируются или ограничиваются, а результаты имеют малое значение. В шесть балов – отсутствуют выборы или они проводятся при единственном кандидате, причем суть голосования сводится к демонстрации всенародной поддержки системы. В семь баллов – вариант диктатуры, а также политической системы, навязанной извне.

Кроме этого, по семибалльной системе они предложили оценивать наличие гражданских прав у населения. Одним баллом оценивается положение, когда законность утвердилась, свобода выражения мнения возможна и реализуется в средствах массовой информации. Двумя баллами – страны, стремящиеся к определенному уровню гражданских прав, однако не достигшие желаемого из-за противоречий в обществе, невежества людей или отсутствия средств массовой информации и ограничения их деятельности законом. Тремя баллами – системы с «парадным мундиром» гражданских свобод и правительствами, с которыми можно дискутировать, хотя политические проблемы в этих странах могут решаться введением военного положения, арестами и заключением в тюрьмы и т.д. Четырьмя баллами – страны с широким спектром гражданских свобод, но где, однако, существуют нелегальные партии и учреждения, многие страны этой группы прошли стадию революционной ситуации. Пятью баллами – страны, где гражданские права часто отменяются без основания, средства массовой информации слабы и контролируются правительством и цензурой. Шестью баллами – страны, где нет гражданских прав, хотя и предполагается, что они имеют приоритет, а критика власти дозволена в ограниченном объеме. Семью баллами – страны, о политической системе которых внешний мир никогда не был информирован, где критика власти невозможна и граждане не имеют никаких прав.

Нам представляется, что полученные результаты носят в основном субъективный характер, поскольку предметом исследования были субъективные оценки людей. Кроме того, возможны и смещения, в частности, такие как «эффект воронки», «позитивная аура благополучия», а также смещения, вызванные системой взглядов респондентов, и смещения, вызванные статичностью измерений, а также когнитивные смещения. Поэтому, с нашей с точки зрения, для получения более точных и достоверных данных эти субъективные оценки должны дополняться объективными данными.

В рамках психологического подхода к анализу качества жизни учеными поднимаются проблемы смысла и цели жизни. Большой вклад в изучение проблемы качества жизни в данном аспекте внес известный американский философов, психолог Э. Фромм. В своей концепции Э. Фромм обращает внимание на то, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного их которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» [9, с. 45]. Модусы «иметь» и «быть» определяют все аспекты качества жизни личности. Выбор в пользу «обладания» или «бытия», – утверждает Э. Фромм, – противоречат здравому смыслу. «Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, мы должны обладать вещами. Более того, мы должны обладать вещами, чтобы получать от них удовольствие. Да и как может возникнуть такая альтернатива в обществе, высшей целью которого является иметь - иметь как можно больше - и в котором один человек может сказать о другом: «Он стоит миллион долларов»? При таком положении вещей, напротив, кажется, что сущность бытия заключается именно в обладании, что человек - ничто, если он ничего не имеет» [9, с. 41]. Исходя из этого, Э. Фромм доказывает, что модус «иметь» ориентирован на потребление, на приспособление окружающей действительности к своему «Я», на высокий уровень жизни, но низкое качество жизни. Люди, ориентированные на обладание, зависят от денег, удовлетворения материальных потребностей, престижа. Именно с удовлетворением материальных потребностей, уровнем развития «обладания» они связывают свое качество жизни. Однако по мере повышения уровня «обладания» человек перестает в нем нуждаться, но при этом он уже утратил способность мыслить, творить. Под бытием Э. Фромм понимает такой способ существования, при котором личность ориентирована на удовлетворение не материальных потребностей, а потребностей в самореализации, самоактуализации. Модус «быть» дает людям возможность максимально развивать свою индивидуальность, продуктивно использовать способности, творить, повышать свой интеллектуальный уровень. Качество жизни людей с модусом «быть» не зависит от их жизненного уровня [9]. Суть установки на свое бытие в свое время хорошо выразил А. Шопенгауэр: «Ибо то, что такое человек сам по себе, что остается наедине с ним и чего никто не может ему дать или у него отнять, имеет, очевидно, для него более существенное значение, нежели все, чем бы он ни обладал и чем бы он ни был в глазах других. Человек с богатым внутренним миром, находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих собственных мыслях и фантазиях, тогда как тупицу не оградит от убийственной скуки даже постоянная смена компании, зрелищ, прогулок и увеселений... Сократ, при виде разложенных для продажи предметов роскоши, заметил: «Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь» [10, с. 194].

Итак, исходя из концепции модусов «иметь» и «быть» Э. Фромма люди сами формируют свои представления о качестве жизни. Для одних качество жизни определяется высоким материальным достатком, для других оно связано с высоким интеллектуальным уровнем.

Таким образом, для психологического подхода к анализу качества жизни характерным является рассмотрение реализованности личностных потребностей и степени адаптации внешней среды для личности. Представители этого подхода считают, что качество жизни характеризует состояние общества, прежде всего с точки зрения социально-психологического климата. Модель «ощущаемого качества жизни» построена на утверждении, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, формирующихся на основе конкретных материальных условий жизни, эмоционального настроения и т.д. В соответствии с этим качество жизни есть психологическое состояние личности.

Литература:

1.                 Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерение качества жизни. М., 1993. 52 с.

2.                 Кэмпбелл А. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / пер. с англ. М., 1980. 392 с.

3.                 Маслоу А Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой СПб., 1999. 479 с. 

4.                 Нугаев Р. М., Нугаев М. А. Качество жизни в трудах социологов США // Социологические исследования. 2003. № 6. С.100-104.

5.     Попов С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. М., 1977. 280 с.

6.                 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.

7.                 США глазами американских социологов. М., 1982. 260 с.

8.                 Франкл В.Э. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева. М., 1990. 367 с. 

9.                 Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни / пер. с англ. пред. П.С. Гуревича. М., 2004. 384 с.

10.             Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993. 479 с.

11.             Dasgupta P.,Weale M. On measuring thequality of life // World development. Oxford, 1992.