Психология и социология/ 12. Социальная психология

 

К.соц.н., доцент Фомченкова Г.А.

Смоленский государственный университет, Россия

Социализация личности как один из вызовов

ее духовной безопасности

 

В настоящее время рядом аналитиков выделена система обстоятельств, указывающих на необходимость и значимость осмысления основных угроз духовной безопасности российского общества, под которыми понимается актуализированная форма природной и социальной опасности в процессе ее превращения из возможности в действительность, как наиболее конкретная и непосредственная форма опасности [1]. Опасность всегда сопряжена с вызовами, рисками и угрозами. В понятие «вызов» входит совокупность обстоятельств, не обязательно угрожающего характера, но требующих реагиро­вать на них.

Для того чтобы рас­крыть содержание вызовов, необходимо знать кон­кретный перечень условий и факторов, лежащих в их основе. Процесс воздействия вызова на ту или иную систему имеет определенную структуру, совпадающую по форме со структу­рой любого действия. Так, структура процесса воздействия вызова может рас­сматриваться в двух аспектах: статическом и динами­ческом. Статический – предполагает: источник (субъект) опасности; объект, подвергающийся опасности; средства, которыми источник опасности воздействует на объект опасности. Динамический аспект предполагает: цель, которую ставит источник опасности по отношению к объекту; процесс самого воздействия источника опасности на объект; ре­зультат этого воздействия.

Отсюда весьма важно определить источники опасности, одним из важных на наш взгляд является, является процесс социализации молодого человека, о котором мы будем говорить в настоящей статье.

Несмотря на то, что большинство исследователей отмечают, что процесс социализации личности начинается уже с первых часов ее жизни, следует согласиться с Е. Ф. Рыбалко, которая указывает, что в период младенчества только закладывается основа будущей личности, «первые три года жизни являются ее предысторией, периодом создания необходимых условий ее развития» [2, с.21]. Агенты социализации ребенка обучают его социально одобряемому поведению: можно – нельзя, хорошо – плохо, правильно – неправильно и т.п.

В полной мере процесс социализации начинает осуществляться на стадии раннего детства, когда ведущим видом деятельности ребенка становится ролевая игра. На этом этапе посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые, входя в смысловую сферу личности, становятся регуляторами поведения. По мнению В. Г. Асеева, именно в этот период усваиваются первые этические нормы [3]. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника).

Позже ориентиром поведения для ребенка становятся сверстники и усвоение моральных ориентаций протекает именно в процессе общения в группе. Дети дошкольного возраста начинают применять нравственные оценки, что, в конечном счете, определяет включение личностных свойств в качестве смысловых компонентов регуляции поведения, которые пока не осознаются и существуют на уровне эмоциональных оценок.

Возраст среднего детства характеризуется как латентный период, когда развитие происходит благодаря ранее сформированным механизмам. Младший школьник включается в новую систему отношений, за счет чего происходит изменение его позиции в обществе.

Несомненно, что через ведущий вид деятельности, через учение в эти годы опосредуется вся система отношений ребенка с окружающими его взрослыми. Наряду с коллективизмом интенсивно развиваются и другие особенности личности – происходит дальнейшее развитие эмоциональной сферы, которая, в свою очередь, детерминирует усвоение моральных норм группы. Дальнейшее развитие получают высшие чувства – интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию первичных ценностных ориентаций.

Подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего процесса социализации. Ведущим видом деятельности у подростков становится общественно полезная деятельность [4, с. 26-34]. Однако в этом же возрасте возникает и развивается особая форма общения – интимно-личностная. Теперь уже само общение с друзьями, сверстниками и благополучие в этих отношениях являются для подростка личностным смыслом, что делает общение подростков избирательным. Это способствует более четкой и осознанной идентификации себя как субъекта отношений и деятельности, а выбор социально значимых образцов для подражания во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентаций.

В классификации, предложенной Л. Кольбергом [5, с. 7-15], начало этого периода относится к конвенциональному уровню развития личности (см. схему 1). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей. Изменение социальной позиции, начало полового созревания и резкие сдвиги физического развития обусловливают возникновение чувства взрослости, являющееся центральным психологическим новообразованием подросткового возраста, которое вызывает переориентацию с детских норм и ценностей на взрослые, что усложняет структуру личностных смыслов и комплекс личностных свойств подростка. По мнению Е. Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему ценностно-смысловых ориентаций различного рода нравственных качеств [6, с. 20-31]. В завершении этого периода развития человек выносит свои суждения в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Таким образом, можно сказать, что на этой стадии развития личностные смыслы начинают генерализоваться в личностных чертах (духовные и бездуховные) и обусловливать поведение (социальное, асоциальное и антисоциальное).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 1. Уровни морального развития (по Л. Колбергу)

Особое место в изучении подросткового возраста, занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивида принципиально несводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Он, расчленял психику на телесное и духовное начало и каждой из этих сфер приписывал относительно независимое друг от друга существование. В качестве новообразования первой фазы подросткового периода (14-16 лет) Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Это образование является важной составляющей духовного развития личности и на наш взгляд может обеспечить дальнейшую духовную безопасность личности. Однако важно отметить и то, что Э. Шпрангер идеалистически представлял развитие личности как чисто «духовный процесс», не связанный ни с реальными отношениями человека и общества, ни с процессом созревания организма [7, с. 196]. 

В юношеском возрасте оформляются в устойчивую структуру основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, формируется мировоззрение, которое может служить основой духовной составляющей человека. По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом [8]. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни – важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте.

Однако, изменение стартовых возможностей молодежи, содержательной стороны субъектов социализации личности предопределили особенности ее социального развития с условиях формирования рыночных отношений. По мнению A. И. Ковалевой «смена парадигмы общественного развития России, кардинальные изменения в экономики, острая социальная дифференциация, социокультурная реформация изменили положение человека в обществе, расширили границы автономии формирующейся личности, создали принципиальную ситуацию вхождения индивида в социум» [9, с. 62-63]. И тем, самым появились вызовы и угрозы для личности молодого человека и ее духовной составляющей. А. И. Ковалева выделяет следующие особенности социализации молодежи: трансформация основных институтов социализации; деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуля­ции; распад системы социального контроля советского образца;  дисбаланс организованных и стихийных каналов социализации в пользу стихийнности; изменение соотношения общественных и личных интересов в процессе социализации [9, с. 62].

Интегративная характеристика социального положения молодежи как внутри отдельных когорт, так и в рамках всей социально-демографической группы позволяет выделить некоторые особенности ее социализации в условиях кризисного состояния российского общества, которые можно отнести к внутренним вызовам духовной безопасности:

социализационный разрыв в системе образования и воспитания;

деформация принципа преемственности поколения;

внедрение западных моделей асоциального поведения молодежи;

целенаправленное разрушение личности, гражданина, патриота.

Важной особенностью социализации молодежи является формирование нового, социокультурного типа личности в условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, который «должен быть ориентирован не на достижение ма­териальных благ, как это было в индустриальной цивилизации, а на саморазви­тие, повышение своего социального статуса за счет освоения достижений куль­туры, возвышения духовности, интеллекта, значимости в жизни общества» [10, с. 35].

Новый социокультурный тип личности будет обладать горизонтальной профессиональной мобильностью, иметь возможность перемещения, способст­вуя тем самым не только продуктивному раскрытию своих способностей, но и устойчивости развития общества.

Итак, в процессе социализации сама система личностных смыслов не останавливается в своем развитии, ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида жизненным смыслом, может превратиться в периферийную ценность или даже изменить свою полярность – позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот. Следовательно, учитывая те или иные вызовы в процессе социализации личности, можно обеспечить, в той или иной степени ее духовную безопасность.

 

Литература:

1. Возженников А.В., Глебов И.Н., Золотарев В.А., Основные концептуальные положения национальной безопасности России в XXI веке. – М., 2000.; Возженников А.В. Национальная безопасность России: методология комплексного исследования и политика обеспечения. – М., 2002.

2. Рыбалко Е. А. Становление личности // Сб. «Социальная психология личности». Л., Знание, 1974. С. 21.

3. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989. 195 с.

4. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопр. психол. 1976. №  4. С. 26-34.

5. Кольберг Л. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психол. журн. Томск, 1998. №  8-9. С. 7-15.

6. Рыбалко Е. А. Становление личности // Сб. «Социальная психология личности». Л., Знание, 1974. С. 20-31.

7. Ермолаева М. В. Психология развития. Методическое пособие для студентов. М., 2000. С.196.

8.  Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

9.  Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. С.62-63.

10. Бабочкин П. И. Становление нового типа личности как условие устойчивого развития России // Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. С. 35.