УДК 687:681.5

 

Разработка  структурной модели процесса

формирования промколлекции швейного предприятия

 

Сарттарова Л.Т.,

Алматинский технологический университет

 

При обновлении сезонных промышленных коллекций одежды возникает вопрос о концепции их формирования. Теория и практика освоения рынков показывает, что залогом достижения целей производителя являются определение потребностей покупателей и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами.                 Потребности человека – это основа всех известных построений, начиная от экономики и заканчивая социально-политическими конструкциями. Именно поэтому потребности заслуживают осмысления и постоянного уточнения /1/.

Конкурентоспособность товара повышается за счет максимального соответствия его характеристик существующим и особенно прогнозируемым запросам потребителей. Сложность проблемы состоит в том, что потребности, как правило, фиксируются производителем и торговлей на уже выпущенные изделия.

Под целью процесса формирования РАСТ понимается разработка комплекса промышленных коллекции с установленными качественными и количественными характеристиками.

Постановка целей проектирования промколлекции связана с формированием качества проектируемых моделей одежды, уровень которого не должен быть ниже, чем у существующих аналогов. К целям и задачам проектирования предъявляются такие требования, которые обеспечивали бы генерирование новых идей и переработку достаточного объема информации, поступающей с предпроектных исследований, снижающего неопределенность принятия решения.

Сегодня доказано, что проектирование новых моделей одежды целесообразно осуществлять рациональными ассортиментными сериями (РАС), которые составляют сезонную или тематическую промышленную коллекцию /2/. Это позволяет использовать все преимущества многовариантного проектирования модельных конструкций серий одежды (МКС), а также систем автоматизированного проектирования (САПР). В этом случае процесс проектирования новых моделей одежды целесообразно организовывать по отработанной схеме: ИМКС → МКС.

Исходная модельная конструкция серии (ИМКС), выступающая в качестве типовой основы для создания МКС, обеспечивает выполнение одеждой наиболее существенных эстетических и утилитарных функций. При этом все многообразие конкретных свойств МКС одежды, получаемых путем преобразования ИМК методами технического (конструктивного) моделирования, формируется в результате их модификации и обогащения конструктивно-декоративными элементами.

Типовое проектирование с использованием ИМК позволяет разрабатывать модельные конструкции серии с высоким эстетическим и эргономическим уровнем качества, сократить расход материалов, интенсифицировать процесс и эффективность методов проектирования новых моделей одежды. Общая схема работ при формировании ассортиментной структуры рациональными сериями выглядит следующим образом:

·       анализ моделей-аналогов и проведение типизации конструкции одежды;

·       конструирование деталей исходной модельной конструкции одежды на базисные размеророста в каждой размерно-полнотной группе;

·       унификация конструкции деталей в заданных размерах и ростах.

В промышленной коллекции важнейшим является именно единая   конструктивная основа, единство формы, цветовой гаммы, что обусловлено задачей, которая стоит перед этой коллекцией и заключается в создании моделей для их последующего тиражирования в массовом производстве. 

У перспективных много общего с промышленными коллекциями, особенно у коллекций прет-а-порте, которые являются, по сути, промышленными коллекциями класса люкс. Им присуще единство стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, единство образов. Кроме того, коллекции прет-а-порте - это коллекции-прогнозы и коллекции-программы для многочисленных промышленных коллекций, в то время как промышленные коллекции призваны предложить массам максимально удобную, функционально разнообразную одежду модных направлений. Если при создании коллекции на уровне прогнозирования необходимо создать перспективную идею-форму для идеального типизированного модного образца, то в проектировании промышленной коллекции необходимо учесть многообразие массового потребителя /3/.

Однако сами по себе концепции промышленных и перспективных коллекций неразрывно связанны. Обе концепции являются частью целого в расположены на разных уровнях одного процесса.
          Промышленная коллекция строится на основе кратковременного прогноза, который включает динамику спроса и рынка сбыта, зависящую от объективных факторов (доходы населения, уровень потребления на душу населения, розничный товарооборот,  прогноз годовой потребности в определенных изделиях легкой промышленности) и от субъективных - желания, интересы, склонности, индивидуальные вкусы, черты характера, возраст, отношение к моде потенциального потребителя. То есть современное проектирование промышленной коллекции на уровне внедрения базируется на перспективных предпосылках тенденций развития моды и на точном адресе создаваемых изделий: кому, что, как, из чего, сколько.

Промышленная коллекция проектируется так же, основываясь на конкретных производственных условиях, возможностях конкретного производства и его технического оснащения, условиях сырьевой базы, то есть при точном представлении, как и из чего, будет производиться предлагаемая в коллекции одежда, так как у художника, проектирующего промышленную коллекцию имеются технико-экономические ограничения (по применению материалов, технологическому процессу, ценообразованию и т. д.).

Отправной точкой для создания промышленной коллекции служат пред – проектные исследования рынка и потенциального потребителя, анализ сырьевой базы, технологических возможностей предприятия, назначения моделей и всей коллекции, на основе которого вырабатывается уже ее концепция. Только после этого проектанты начинают разрабатывать серии эскизов моделей будущей коллекции в соответствии с определенной цветовой гаммой и конкретными материалами, определять ведущие силуэты и стиль коллекции.
          На втором этапе происходит планирование коллекции, то есть определяется требуемое число моделей, которое зависит от политики цен данной фирмы, от числа коллекций, выпускаемых в год, проводится отбор эскизов, которые затем будут воплощены в материале.
          На третьем этапе приступают к выполнению моделей. Конструкция модели чаще всего создается методом конструктивного моделирования с использованием уже существующих ИМК, которые подвергаются трансформации, в них вносятся модельные особенности. После чего приступают к пошиву моделей на манекенщиц.
        Четвертый и пятый этапы в принципе схожи с этапами работы над перспективной коллекцией, а вот шестой этап является этапом производства, на котором изготовляются серии моделей коллекции, число которых в серии зависит от политики данной фирмы.
                 Оптимизация технологических процессов заключается в максимальном использовании технических возможностей производства, конвейерного потока, полноймеханизации процесса изготовления изделия.

      Оптимизация самого про ектирования также ведет к необходимости создания системы стандартных и унифицированных деталей и узоров.
     Для снижения материальных и временных затрат при внедрении в производство новых моделей в процессе проектирования промышленной коллекции создаются или используются перспективные исходные символы формы, созданные на базе единой конструкторской основы, которые в процессе моделирования получают композиционное развитие.
     Следовательно, промышленная коллекция состоит из мини-коллекций моделей, разработанных на одной конструктивной основе – в современном виде это рациональные серии. При проектировании максимальная вариантность формы достигается путем уточнения или изменения ИМК серии и заполнения базовой структуры мобильными элементами.
     На стадии проектирования промышленной коллекции необходимы стандартизация и унификация деталей, технологических узлов, создание каталога и конструктивно- технологических элементов одежды, что позволяет обеспечивать полную геометрическую и функциональную взаимозаменяемость деталей и узлов без дополнительной механической или ручной обработки при сборке.
          Быстрая смена острых примет моды, ускоренный ритм самой современной жизни и связи с этим тяготение людей к универсальным или многофункциональным вещам, стремление самим подбирать отдельные элементы одежды, которые можно было бы составлять в более или менее гармоничные комплекты из взаимозаменяемых элементов, заставило производство решать вопрос о взаимосвязи отдельных элементов между собой.

Современное проектирование ассортиментной структуры требует системного подхода. Это значит, что при проектировании необходимо учитывать всю совокупность требований к проектируемому изделию, оптимизировать проектное решение, т.е. выбрать наилучшее решение из возможных вариантов композиционных и конструктивных решений (анализ аналогов) и выбрать наиболее предпочтительные из них.

При разработке ТЗ необходима систематизированная информация о потребительском спросе, т.е. потребительских предпочтениях по признакам внешнего вида конкретной одежды с последующим расчетом наиболее часто встречающихся вариантов сочетаний основных художественно-конструктивных признаков, на основе которых составляется ТЗ на проектирование промколлекции одежды. Определение оптимального числа моделей в промышленной коллекции и ее рациональной структуры в настоящее время недостаточно обосновано. Необходима такая форма организации, которая учитывала бы не только перспективное направление моды, но и потребности покупателей, а также способствовала эффективности производства.

Критерием рациональности разработки новой коллекции и конструкций моделей одежды при проектировании является высокое качество конечного продукта – готовой продукции, достигнутое при экономии трудовых затрат и материалов.

Процесс формирования ассортиментной структуры предприятия (РАСТ) может быть рассмотрен как система, состоящая из двух подсистем: управляющей и управляемой. При этом стадию технического задания (ТЗ) принято относить к управляющей системе, а остальные стадии проектирования – к управляемым. Функционирование систем осуществляется за счет управляющих воздействий, которые формируются на основе технических требований к изделию и показателей качества, получаемых в результате разработки ТЗ.

Анализ существующих методов рационализации ассортиментной структуры предприятия показал, что традиционные методы планирования ассортимента и изучения спроса на товары в сегодняшних экономических условиях не приносят желаемого эффекта. Однако существуют ряд более поздних методов формирования ассортимента, которые не утратили своей актуальности в современных условиях. В их основе лежит маркетинговое обоснование проектируемого объекта швейной промышленности, ориентация на адресное проектирование одежды .

Необходимый этап - разработка творческой карты образов, отражающей модные тенденции для выбранной целевой группы. Техническое задание разрабатывается в виде прообразов будущей коллекции (формы, фактура материалов и проч.), составляющих основу дизайн-концепции (ось коллекции).

На этапе технического задания (ТЗ) устанавливают номенклатуру и количество серий, моделей в серии, их конструктивно-композиционные признаки, которые необходимо спроектировать для эффективной работы предприятия в заданный промежуток времени – сезон, год и т.п. Проводится изучение патентной документации, дается общая оценка моделям-аналогам, чтобы на ее основе сформулировать оптимальные требования и базовые показатели качества коллекции. Результатом ТЗ является выбор исходной модельной конструкции (ИМК) и модельной конструкции (МК) серии. Для каждой ассортиментной группы разрабатывают от одной до двух ИМК .

На этапе ТЗ должны быть определены общие требования к рациональной ассортиментной серии и конкретные отличительные требования к каждой модели, входящей в ее состав. Объект реализации РАСТ – промколлекция - может быть представлен в виде иерархической структуры, вершиной которой объект в целом. На рисунке 1 представлена структура РАСТ, рекомендуемая для малого предприятия комбинаторного типа. Такое предприятие совмещает мелкосерийное производство и пошив изделий по индивидуальным заказам.. Промколлекция проектируются на каждый сезон (весенний, летний, зимний, осенний), в основе  лежит дизайн-концепция. Каждая промколлекция состоит из трех-пяти рациональных серий по видам ассортимента одежды. Для малого предприятия целесообразно в серию включать до трех видов одежды, обычно это жакет, юбка и брюки. 

К основным моментам стадии технического предложения (ТП) относят избирательных анализ моделей-аналогов для разработки ассортиментного макета коллекции, представляющего собой структуру промышленной коллекции по сезонам и темам. Тема характеризует основную дизайнерскую идею коллекции, например «ЛЕН» - цвет и фактура материала, «ГЕОМЕТРИЯ» - форма изделия и т.д.

Эскизный проект (ЭП) включает композиционную и конструктивную проработку вариантов каждой модели с изготовлением образца – эталона на базовые размеророста. Проводится испытания макета изделия для уточнения принципов его функционирования (например, в динамике) или отдельных частей.

На стадии технического проекта (ТП) изготавливаются комплекты лекал-оригиналов, проводится типизация вариантов деталей и узлов, дается оценка технико-экономического уровня качества коллекции. Результатом стадии является изготовление комплектов лекал основных и вспомогательных деталей

 

Рациональная ассортиментная структура

швейного предприятия

 

 

Рисунок 1

 

Заключительная стадия представляет собой разработку технической документации на модели, осуществляется градация лекал на все заданные размеры и роста. Разрабатывается комплект лекал основных и производных деталей (из основной ткани, подкладки, прокладок). Работы по совершенствованию этого этапа проектирования одежды ведутся в настоящее время многими исследователями в направлении использования САПР для аналитического задания и геометрического воспроизведения контуров лекал. Решающей процедурой является комплексная оценка качества коллекции: технико-экономического и потребительского уровня.

На этом этапе возможно проведение рекламной кампании для целевой группы потребителей с использованием образов, положенных в основу дизайн-концепции вплоть до оформления проектов витрин. Рекламная политика представляет собой деятельность предприятия по завоеванию новых рынков, увеличению объемов продаж продукции, повышению авторитета производителя /.

Предлагаемая структурная модель проектирования рациональных многоассортиментных промышленных коллекций одежды позволяет упорядочить информацию на ранних творческих этапах создания продукта и комплексно подойти к вопросам совершенствования процессов художественного и инженерного проектирования изделий. это позволяет рационально планировать и обновлять ассортимент.

 

 

Литература

1.     Коблякова Е.Б., Проскурдина Т.А. Методика создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды системы «Гардероб». // Швейная промышленность. – М. – 2006. - №1. – с. 34-35.

2.     Барков А.Б. Формирование рационального ассортимента современного швейного предприятия и обеспечение его конкурентоспособности: автореф. … канд.экон.наук: 08.00.05 – Тараз, 2004.-35с.

3.     Андросова Э.М. основы художественного проектирования костюма.-Челябинск: ИД «Медиа-принт»,2004.-184 с.