Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная

социально-педагогическая

 академия, Республика Башкортостан

 

Тема экологии в башкирском романе (на примере творчества Н.Мусина)

 

Тема человека и природы, сохранения ее красоты, первозданности, бережного отношения к ее богатствам была и остается популярной и актуальной в башкирской литературе на протяжении десятилетий. В произведениях Ф. Исянгулова, Я. Хамматова, А. Бикчентаева, Ш. Янбаева, Н. Мусина и других показано, что и в прошлом и в настоящем вопросы природопользования волновали и волнуют ученых и рядовых людей,  выступающих против повальной вырубки лесов, строительства многочисленных леспромхозов, железных дорог, фабрик и заводов с целью получения лишь экономической выгоды, но без учета экологических проблем.

Особенную актуальность они обрели в конце двадцатого столетия. Об этом много пишут и говорят очеркисты, журналисты, публицисты, писатели. Верным избранной теме долгие годы остается известный башкирский прозаик, лауреат премии имени Салавата Юлаева, автор рассказов, очерков, повестей, романов о современности Нугуман Мусин. Можно с уверенностью сказать, что все свое творчество он посвятил художественно-публицистическому исследованию этой проблемы. Читателю известны его дилогия «Вечный лес» (1976), трилогия «Белый олень на голубой горе», «Стон раненого», «Выходи в путь на заре» (1976), в которых глубоко раскрыты вопросы лесозаготовок, земли, пастбищ, выражен протест против варварского уничтожения лесных, природных угодий в прошлом и настоящем.

Новый роман писателя «Последняя борть»[1] тоже из этого ряда. В нем воссоздана безрадостная картина жизни заброшенной деревни, бывшего леспромхоза. Леса кругом вырублены, люди остались без работы. В деревне, в которой некогда кипела жизнь, сейчас запустение, разруха как в материальном, так и в духовном отношениях: остались одни старики, закрыта школа; в единственно оставшемся заведении, магазине, днем и ночью торгуют водкой. От безвыходности и отчаяния пьет и стар и млад. На этом фоне разворачиваются судьбы героев романа.

Трогательно, с авторской любовью рассказана история жизни 90-летнего старика Карамыша. Перед читателем предстает почти вековая история этого края, деревни Аязытау, так как старик является живым свидетелем и участником больших и малых событий. Мы с интересом узнаем, что когда-то леса вокруг этой деревни славились особо ценной породой сосны, которую в народе называют «солок». У каждого такого дерева был свой хозяин, который растил его, берег, лелеял, передавал из поколения в поколение. Но, как повествует автор, такие времена прошли безвозвратно. Единственный оставшийся солок принадлежит лежащему при смерти Карамышу.

Внешний конфликт романа строится на том, что коммерсанту Дамиру Талипову нужен материал именно из солока для строительства дачи, и он любыми путями и способами добивается вырубки последнего солока. В этом образе автор выводит тип самоуверенного дельца, «нового башкира», привыкшего жить на широкую ногу, не признающего никаких моральных принципов, кроме денег. С их помощью он подкупает лесника, разрешившего рубку драгоценного дерева, и все местное население, когда оно на сходе пыталось возразить против строительства дач на плодородных землях вокруг деревни. Собравшимся Талипов лицемерно обещает открыть у них цех по переработке древесины, изготовлению предметов хозяйствования, а напоследок бросает толпе пачку денег. Неприглядная, печальная картина предстает под пером автора, когда он рисует людей, кинувшихся к деньгам, толкающих, топчущих друг друга, забывших про все на свете. Рядом стоит и с болью наблюдает за этим директор школы Султангужа, организатор сходки, тщетно пытающийся остановить, образумить людей. Ему ничего не остается делать, как бросить в лицо Талипову слова: «Ты предатель своего народа».

Тем временем уже рубят солок. И делает это не кто иной, как подкупленный бутылкой водки родной сын Карамыша Насип, которому  старик и должен передать именное дерево по наследству. Автор создает глубоко драматическую картину гибели чего-то дорогого, бесценного и в то же время беззащитного существа. Солок, стоявший веками, не хочет поддаваться злым людям, сопротивляется, но под ударами топора падает на землю. Это кульминационный, узловой эпизод в романе. В момент гибели солока умирает старик Карамыш; от выстрела из своего же ружья погибает его внук Расул, наблюдавший за сценой рубки. Эти кажущиеся случайности наполнены глубоко символическим смыслом.

Образная символика романа прежде всего связана с образом солока, имеющим и конкретное, и условно обобщающее значение, придающим роману философское звучание. Этот сквозной образ наводит на раздумья о жизни, о человеке, о его месте в ней, о сложных взаимоотношениях между людьми, о нравственных, экологических проблемах современности. Солок стал символом и смыслом жизни старика, мерилом моральных, человеческих качеств других героев. Сын Карамыша Насип рубит не дерево, а свои духовные корни, нравственные устои жизни, выработанные веками его предками. Растоптав свои исторические корни, он лишил себя будущего, ограничил свое жизненное пространство рамками сегодняшнего дня, занятого удовлетворением низменных желаний. Наполнено глубоким смыслом и то, что он является косвенным виновником смерти своего сына, и то, что у него рождается больной ребенок. Физически живой, но духовный калека, Насип и окружающим несет только уничтожение, страдание, гибель. Создавая этот образ, рисуя эти картины, писатель предостерегает человека от безрассудства, бездумного отношения к своей и чужой жизни, ко всему окружающему. Природа и жизнь жестоко наказывают тех, кто их игнорирует. В единичный, житейский случай автор вкладывает обобщенный смысл, вскрывает глубинные, характерные процессы. На небольшом жизненном материале, на примере событий вокруг маленького поселка, он стремится выпукло показать негативные процессы, наметившиеся и происходящие в нашей современности: падение нравов, беспамятство, забвение прошлого, уничтожение материальных, духовных ценностей, меркантилизм, черствость людей, потребительское отношение ко всему. Мысли писателя обо всем об этом облечены в образы, конкретные судьбы героев, детали, символы, запоминающиеся картины, эпизоды. Местами авторский голос обретает лирико-публицистические тона, когда он прямо обращается к читателю, к своим героям, к человеческому разуму. Человек, одумайся, остановись, оглянись вокруг, осознай себя, свое место в жизни! Таков смысл, лейтмотив этих обращений.

Как и в других произведениях, в этом романе Н. Мусин вновь утверждает гармонию человека и природы, человека и земли, убедительно показывает, как нарушение этой гармонии, разрыв этих связей приводит личность к деградации, моральному и физическому падению. Образы Насипа и Дамира Талипова и других – подтверждение этого.

Природа, отношение к ней в романе выступают критерием оценки души человека, его нравственных качеств, мерилом смысла его жизни. В книге нет героя, так или иначе не имеющего отношения к солоку. Прежде всего, это старик Карамыш, вся жизнь которого связана с лесом, его защитой. В образе его мышления, деяниях, внутреннем мире, бодрости духа, любви к природе, к труду автор показывает черты народного мировоззрения, воплощение его нравственного и социального опыта. Карамыш представлен человеком большой души, глубокой, цельной натурой, настоящим любителем и ценителем родной природы. Не раз приходилось ему спасать лес от браконьеров, рискуя жизнью. Неслучайно с гибелью солока умирает и он. Смысл этой символики заключается в том, что ему незачем жить, так как уничтожена цель жизни, оборвана нить, которая связывала его с миром.

На другом полюсе люди, для которых лес, природа, деревья являются лишь строительным материалом, объектом купли-продажи, удовлетворения лишь низменных желаний. Таков образ лесника, хитрого и ловкого корыстолюбца, превратившего общенародное достояние в свою вотчину. Неслучайно он быстро сходится с коммерсантом Талиповым. Сближает их чисто потребительское отношение к окружающему миру, природе, оценка всего этого только со стороны материальной выгоды, отсутствие каких-либо духовных, моральных запросов. В этом ряду и слабовольный Насип, для которого смысл жизни сузился до рюмки спиртного.

Так, художественно-публицистически исследуя взаимоотношения человека и природы, личности и общества, писатель и в этом произведении преподает уроки доброты, гражданственности, поднимает актуальные вопросы времени.

 

Примечания

1. Мусин Н.С. Последняя борть (на башк. яз.) // Агидель.- 1995.- №№ 5,6.