Педагогические науки /современные методы преподавания

к.п.н. Шепель Лариса Алексеевна

филиал Адыгейского государственного университета в а.Кошехабль

Приоритеты использования  «Золотого сечения» в начальной школе

«Узоры математика так же, как и узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи так же, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики».

                                                                                                   Г.Х. Харди

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для  него на занятиях неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к обучению. Именно поэтому необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире -  на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Красота скульптуры, красота храма, красота симфонии, поэмы, картины…. Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой ноктюрна? Оказывается можно, если будут найдены единые критерии прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие понятие прекрасного самых различных объектов – от цветка ромашки до красоты обнаженного человеческого тела. Попытки найти подобные критерии прекрасного в различных видах искусств и природы и составляют предмет эстетической математики.

«Формул красоты» уже известно немало. Уже давно в своих творениях люди предпочитают правильные геометрические формы – квадрат, круг, равнобедренный треугольник, пирамиду и т. д. Симметричные фигуры обычно предпочтительнее, чем несимметричные. В пропорциях различных сооружений предпочтительны целочисленные соотношения. Человек вообще предпочитает порядок – беспорядку, простоту – сложности, определенность – неопределенности. Очевидно, в этом проявляется сущность самой жизни, как феномена природы – упорядочение беспорядка.

Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части.  Эту пропорцию называли по-разному – «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом»

Огромный интерес в современной науке вызывает принцип «золотого сечения». Золотое Сечение и связанные с ним числа Фибоначчи пронизывают всю историю искусства. Пирамида Хеопса, самая известная из Египетских пирамид, знаменитый греческий храм Парфенон, большинство греческих скульптурных памятников, непревзойденная "Джоконда" Леонардо да Винчи, картины Рафаэля и современного русского художника Константина Васильева, этюды Шопена, музыка Бетховена, Чайковского - вот далеко не полный перечень выдающихся произведений искусства, наполненных чудесной гармонией, основанной на Золотом Сечении. В современной науке существует много научных групп, профессионально изучающих числа Фибоначчи, Золотое Сечение и их многочисленные приложения в математике, физике, философии, ботанике, биологии, медицине, компьютерной науке. Множество художников, поэтов, музыкантов используют в своем творчестве принцип Золотого Сечения. В современной науке сделано ряд выдающихся открытий, основанных на Золотом Сечении. Открытие "квази-кристаллов", сделанное израильским ученым Даном Шехтманом, основанное на Золотом Сечении  имеет революционное значение для современной физики. Прорыв в современных представлениях о природе формообразования биологических объектов годов сделан украинским ученым Олегом Боднаром, создавшим новую математическую теорию расположения листьев. Благодаря исследованиям американских ученых Эллиота, Пречтера и Фишера числа Фибоначчи активно вошли в сферу бизнеса и стали основой оптимальных стратегий в сфере бизнеса и торговли. Таким образом, оказывается, что вся Вселенная - от Метагалактики и до живой клетки - построена по одному принципу  - Золотого Сечения.     

В наше время дети, оканчивающие начальную школу, должны иметь представление о месте и роли математики в современном мире. Если школьники в начальной школе будут знакомиться с принципом «золотого сечения», то полученные знания помогут им понять, что законы математики объясняют природу и позволят ликвидировать кажущийся отрыв математики от реальности.

Изучение принципа «золотого сечения» позволит привлечь внимание учащихся к любой особенности, черточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить к математике. Формируемая таким образом идея красоты, как явления, общего для многих областей знаний, вместе с идеей о математическом характере законов красоты, сближает интерес к математике с интересами к другим областям науки и искусства, как бы переводит одно в другое, делая их единственными и неразрывными. Процесс формирования этих идей длительный. Поэтому необходимо последовательно формировать у учащихся потребность понимать, что многие фигуры и построения, служащие доказательству теории, представляют собой вещи красивые сами по себе, даже независимо от их математического содержания.

 

Такие занятия должны быть ориентированы на расширение культурного уровня учащихся, и включать материал выходящий за рамки школьной программы. Теоретическая часть занятий будет способствовать формированию у учащихся понятия о том, что красота тем ярче, чем более богатое содержание она выражает. Красота геометрических форм неизмеримо обогащается, когда раскрывается её математическое содержание и значение.

Изучение «Золотого сечения» в начальной школе будет способствовать  развитию интереса школьников к математике,  к осознанию связи мира искусства и мира чисел, к раскрытию эстетического значения математических отношений, к формированию у школьников творческого и абстрактного мышления, к формированию системы культурных ценностей школьников, а также позволит дополнить систему знаний учащихся представлениями о «золотом сечении» как гармонии окружающего мира.

Если изучать «золотое сечение» в начальной школе ( например на внеклассных занятиях), это позволит обеспечить мотивацию обучения, повысить  познавательную активность и интеллектуальное развитие младших школьников. Поскольку именно этот материал располагает широким арсеналом возможностей исследования и выявления красоты формул и законов окружающего мира, обеспечит практическую деятельность учащихся по применению полученных теоретических знаний в развитии навыков графической культуры, точности. Он позволит устанавливать связь элементов окружающего мира с математикой с помощью красивых линий, наглядно ощутить элементы математики в природе и искусстве.

Литература

1.     Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк – М: Просвещение, 2001. – 462 с.

2.     Васютинский, Н.А. Золотая пропорция: серия «Эврика» / Н.А. Васютинский. — М.: Молодая гвардия, 1990. – 238 с.

3.     Волошинов, А.В. Математика и искусство: книга для чтения / А.В. Волошинов. — М.: Просвещение, 1992. – 399 с.

4.     Гика, М. Эстетика пропорций в природе и искусстве: серия «Архитектурные пропорции» / М. Гика. — М.: Просвещение, 2006. – 110 с.

5.     Минаева, С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: пособие для учителя / С.С. Минаева. - М.: Просвещение, 2003.- 128 с.

6.     Калинин, Д. Математический кружок. Новые игровые технологии // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2001. - №28.

7.      Ковалев, Ф.В. Золотое сечение в живописи: учебное пособие / Ф.В. Ковалев.- К.: Выща школа, 1989.- 157 с.

8.     Шевелев, И.Ш. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии / И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев. — М.: Стройиздат, 2005. – 343 с.