Педагогические  науки

Дербисова М.А.

Факультет  Дизайна   Казахская головная архитектурно-строительная академия ( Алматы, Казахстан)

 

          Изобразительные и выразительные средства живописи в системе подготовки дизайнеров

           

         Овладевая разнообразными техниками, приемами и видами живописного изображения, студент приобретает художественное  и профессиональное мастерство, необходимое для работы в качестве дизайнера.

         Каждый вид изобразительного искусства имеет свою специфическую особенность и  художественного язык,  посредством которого  художник создает  в своем  произведении  реальную действительность.

         В своем исследовании А.А.Горбенко пишет: «Все жанры  искусства отражают разные стороны бытия, из которых складываются представление о мире и  человеке.  Но живопись – самый привычный вид из всех видов изобразительных  искусств – способна наиболее полно передать все многообразие мира, в котором мы живем, во всем его безграничном многоцветии» [3].   

         В системе подготовки дизайнеров важное значение имеют вопросы теории живописи. В живописи изображение действительности реализуется через художественный образ, посредством изобразительного языка – линии и цвета.

          Каждый вид искусства имеет свою специфическую особенность,  художественный язык, стремление которого изобразить окружающую действительность. «Изобразительное искусство, являясь своеобразным средством общения между людьми, имеет и свой особый язык, с помощью которого художник сообщает зрителю то, что  считает он нужным.  Составными элементами этого языка служат рисунок, цвет, линейная  и воздушная перспектива,  ракурсы, колорит, освещение,  композиция,  которые объединяясь в нормализованную систему средств выражения, создают художественный образ, являющейся непосредственно орудием общения» В.С. Кузин  [4].  Далее   в своем исследовании  автор пишет:  «Язык, с  помощью которого художник общается со зрителями,  называется изобразительным языком».

         Живописное изображение предметов, явлений основывается на цвете. Цвет  является  средством  изображения,  приобретая значение одного из средств воспроизведения реального мира в работе красками.   Результат восприятия цвета определяется  объективными (существований в природе цветовыми качествами предметов) и субъективными (зрительного восприятиями формы, светлоты и цвета) факторами.  

        Как учебная дисциплина, живопись занимает одно из ведущих мест  в профессиональной  подготовке художников и  дизайнеров.  В изучении живописи художник-дизайнер должен получать глубокие знания и практические навыки в области реалистической живописи,  понимать роль и важность изучения  классического наследия.

          В изучении живописи необходимы знания  закономерностей цветового решения. Умение работать с цветом имеет огромное значение в профессии дизайнера.  С первых занятий студент должен овладеть навыками  работы с краской, получить на практике, по мере усложнения задач, основы выбора цветового решения композиции и колорита, по которым складывается живописное изображение. Учение о колорите и его закономерностях составляет теоретическую основу живописной техники, общую основу всех ее приемов [3.]. По наблюдениям автора закономерности колорита остаются неизменными  при использовании художником любого изобразительного материала: масла, темперы, акварели и других – с присущими  им особенностями живописной техники.  В картине колорит передает живописное состояние и отражение цветового облика   предметов или явлений. Изучение вопроса позволило автору определить колорит  следующими факторами:

          прямым и отраженным светом, создающим общий тон картины и окраску светотени предметов;

         степенью прозрачности предметов, цветовоздушной перспективы, определяющий  собственный или обусловленный цвет;

        свойством зрения, воспринимающего вместе с изменением  освещенности и характерные изменения  очертаний, цвета и ступеней светлоты;

         мировоззрением художника, уровнем научных и образных представлений о предмете, творческой практикой, ее направлением, тенденцией. 

         Овладение основами знаний закономерностей живописи, техники и технологии изобразительных материалов является необходимым условием в обучении студентов. В результате изучения живописи  студент должен знать: основные положения и теорию цветоведения; свойства различных красок, приемы работы с изобразительными материалами;  хорошо понимать и разбираться в вопросах теории;  вести последовательную и методически правильную работу над живописным произведением. 

                    Выразительные средства живописи – художественные средства живописи передаются посредством цвета, композиционного решения и  рисунка.

          Приобретенные теоретические знания и практические навыки являются необходимым условием в освоении живописи. Теоретические знания подготавливают студентов к выполнению практических занятий. Развивая профессиональную грамоту и совершенствуя мастерство, студент осознанно подготавливает себя  к самостоятельной творческой работе.    

         Закономерности цветовых явлений природы и особенности  зрительного восприятия  дают возможность  с самого начала обучения стать на истинно профессиональный  путь  реалистической живописи [2.72].  Для этого  необходимо как можно быстрее, основательнее и глубже  овладеть (как в теории и на практике) сутью и смыслом трех основных вопросов живописной грамоты: 1) что такое цвет в живописи (к каким цветом имеет дело художник); 2) метод работы цветовыми отношениями; 3) постановка глаза на цельность  зрительного  восприятия изображаемой натуры. Далее автор делает вывод, что без глубокого понимания этих основных вопросов успех в обучении живописи будет медленным и незначительным.  

         При выполнении учебных заданий необходимо правильно понимать  поставленные цели и задачи, хорошо разбираться в закономерностях и особенностях живописи. В целом методика выполнения задач сводятся к углублению и совершенствованию целостного художественно-образного восприятия действительности.

         Овладение на практике навыков работы с красками,  акварели и гуаши, студенты знакомятся со специфическими особенностями работы и изобразительными возможностями более сложных  в работе  красок.  Темпера – более трудная техника,  предпочитающая простые сочетания красок; смешанные и преломленные тона можно получить путем накладывания одного слоя на другой.  Техника масляных красок, основанная на связывании пигментов различными растительными маслами, позволяет применять различные технические приемы, комбинируя их. Техника масляной живописи дает художнику полную свободу в выборе темпа выполнения работы и относится по преимуществу к корпусной технике.

          Последовательное овладение    различных  изобразительных  техник  и приемов, широкое  применение  которых дает возможность достигать большей выразительности живописного языка и  выделять их наиболее характерные черты.  Различные  техники: алла прима, по сухому, по сырому, сложная многослойная живопись лессировками на основе подмалевка  могут быть использованы в одном жанре в случае применения различных способов и приемов наложения красок.  В работе над проектом будущий дизайнер использует технику отмывки, являющейся наиболее простым средством,  но требующим особенности  приемов в работе.

          Овладение на практике навыков работы с красками,  выбора цветового решения композиции и колорита, по которым складывается живописное изображение, постепенно усложняются  по мере освоения и поставленных задач. Изучение технологии  живописи и правил ее использования дает возможность в решении любых выбранных художником возможностей живописных задач.         

          Умение выбрать и использовать в работах разнообразные художественные средства и техники живописи дает возможность студенту – дизайнеру создавать гармоничные живописные и декоративные композиции различной степени сложности. При выполнении данных заданий решаются следующие задачи: передачи правильных цветовых отношений и колористических решений;  передачи влияния воздушной среды на цветовую характеристику натуры, приемов как реалистического изображения, так и  декоративных, стилизованных, абстрактных композиций; приемов создания живописных композиций в различных жанрах: натюрморте, портрете, пейзажной живописи; приемов изображения фигур человека  и среды  в различных  способах и манерах: академической, декоративно-стилизованной.

         Техника акварели применяется студентами в учебных работах с первого года  обучения и  является обязательным требованием в изучении живописи. Необходимость изучения акварели обусловлена требованием, предъявляемым на сегодняшний день проблеме профессиональной  подготовки  дизайнеров. 

         Необходимо подчеркнуть, что освоение приемов и возможностей акварельной живописи поможет студентам научиться не только технике работы акварелью, но и достигать определенных  результатов: в композиционном и техническом решении;   умении быстро справляться с плоскостью формата;  в развитии художественно-творческих  способностей.

         При выполнении заданий важное значение имеет установка и реализация конкретно  поставленных задач  и методика работы с ними.                 Тематика занятий предусматривает обучение живописи с использованием грамотного выбора разнообразных материалов, средств и техник  расширяющим изобразительные возможности для изображения объектов реального мира. Овладевая разнообразными техниками, приемами и видами живописного изображения, студенты приобретают художественное мастерство, необходимое для работы в качестве дизайнера. 

          

Литература:

          1. Алексеев С.С. Цветоведение. – М.: ГИЗЛЕГПРОМ, 1949. – 133 с.

          2. Беда Г.В. Живопись. – М.:  Просвещение, 1986. – 187 с

       3. Горбенко А.А. Акварельная живопись для архитекторов.- Киев. «Будивельник», 1982. – 126 с.

       4. Кузин В.С.Психология живописи: Учебное пособие для вузов.-4-е изд., испр. – М.: Издательский дом  ООО «ОНИКИС 21 век», 2005.-304 с.:ил.

       5. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. – М.: Госиздатстройлит, 1959. -247 с.