Философия/3. История философия

 

Шелемеха А.В., Могдалёва И.В.

Автомобильно-дорожный  институт

ГВУЗ Донецкий национальный технический университет

 

В поисках смысла жизни

 

В жизни каждого человека наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего существования. Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может сделать ее предметом размышления. Однако неизбежность собственной смерти воспринимается человеком не как истина, а вызывает сильное эмоциональное потрясение, затрагивает его внутренний мир. Размышления о конечности существования, по сути, есть размышления о смысле жизни. Смысл жизни есть философская, духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества вообще и отдельного человека как биологического вида. Смысл жизни выступает одним из основных мировоззренческих понятий, имеющих большое значение для становления духовно-нравственного облика человека.

Различные философы на протяжение всей истории человечества ищут новые объяснения смысла жизни. В результате исследования данной проблематики, можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический и оптимистический. Пессимистический подход  состоит в нигилистическом отрицании какого-либо смысла в жизни вообще. Один из представителей данного подхода Ф. Ницше характеризует нигилистическое состояние как опустошение мира и отказ от смысла, цели, постижимой истины или ценности. Философ считает, что любая религия не дает смысл земной жизни, концентрируясь на предполагаемой потусторонней жизни. Он видит нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и утверждает, что эта идея есть тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл. В целом жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, болезней, потерь и смерти. Пессимистические интерпретации смысла жизни нередко приводят человека к самоубийству.

Скептический подход связан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия в целом. Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному, в боязни поступка, в бездействии, в отсутствии активности. Цель скептика достигается пассивным подчинением, без попыток что-либо изменить. Так, немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр определяет жизнь человека как проявление некой мировой воли, то есть людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям – людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств.

По мнению А. Шопенгауэра, жизнь – это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию. А мудрец, наоборот, старается избегать несчастий через самоограничение. То есть мудро живущий человек осознает неизбежность бедствий, а потому контролирует свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека представляет собой постоянную борьбу со смертью, постоянные страдания. И все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

Данный подход к проблеме смысла жизни выражают представители атеистического экзистенциализма, по мнению которых жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном к нему мире. Как пишет французский философ Ж.-П. Сартр, человек «не только таков, каким он себя представляет, но таков, каким он проявит волю стать… и поскольку он представляет себя после того, как уже начал существовать, и проявляет волю после этого порыва к существованию, то человек есть лишь то, что он сам из себя делает [1, 438-438]». Следовательно, нет никакой предопределенной человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что человек привносит в мир. Люди могут быть оценены или определены только по своим действиям, поступкам.

Следующий подход, оптимистический, к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни наивысшей ценностью. Смысл жизни – получать максимум наслаждений. Древнегреческий философ Эпикур провозглашает целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Философ считает, что познание природы освобождает человека от страха суеверий и вообще от религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие. Однако это не простое чувственное удовольствие, а духовное.

Духовное удовольствие более устойчиво, так как оно не зависит от внешних факторов. Благодаря разуму, дару богов, стремления должны приводиться в согласие, предполагающее удовольствие. Идеал для Эпикура – это жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, созерцание, творчество. Девиз Эпикура: «Живи уединенно!». В целом Эпикур призывает человека соизмерять удовольствие, которое он получает, с возможными последствиями. Он утверждает, что смерть не имеет к человеку никакого отношения: когда человек жив, смерти еще нет, а когда она приходит, то человека уже нет.

Вопрос о смысле жизни связан с вопросом о Боге. По мнению представителей религиозного экзистенциализма, жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где она реализуется в Царстве Божьем. На наш взгляд,  именно благодаря религии жизнь на нашей планете не превращается в хаос. Религиозные учения ставят границы в сознании верующего человека, которые удерживают его поступки и эмоции, делая законопослушным, глубоко верующим человеком. Одна из религиозных версий смысла жизни состоит в служении семье. Семья рассматривается как главная ценность в жизни каждого человека. Оказание помощи всем членам семьи является смыслом жизни.

Наряду с вышеуказанными подходами к вопросу о смысле жизни, также можно выделить эгоистическую и альтруистическую концепции. Эгоистическая концепция рассматривает смысл жизни только как достижение и удовлетворение собственных целей, интересов и потребностей. Существование человека, выбравшего такую направленность, посвящено исключительно благополучно собственной персоны, личному самосовершенствованию. Альтруистическая концепция смысла жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого человека и понимается как служение Богу, обществу, великой идее, науке. Например, марксизм исходит из цельности развития человеческой индивидуальности, которая выявляет творческие возможности и способности в достижении высоких целей, которые перед собой ставит. Реализуя на жизненном пути свое  предназначение, человек обретает смысл собственного бытия. Так, многие ученые ради науки лишают себя мирських благ, отрекаются от создания семьи, видя смысл своей жизни лишь в разработке новых идей, концепций. Признание трудов этих людей и есть смысл их жизни.

Вопрос о смысле жизни – один из основных вопросов философии. У него не может быть окончательного решения, так же как и невозможно окончательно решение вопроса о первоначале всего сущего в онтологии или в вечном двигателе в физике. Объясняется это ценностной природой проблемы смысла жизни. Всякое общество задает определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Прежде всего, это общественные ценности: политические идеалы, государство, его история, функции и место в жизни конкретного человека; этнонациональные ценности – традиции, язык, искусство, сохранение самобытности, индивидуального мира народа. А также ценности личной жизни: здоровье, долголетие, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успех в ней, достижения социального статуса, создание семьи и продолжение рода, взаимоотношения с окружающим миром. Для каждого человека эти ценности должны приобрести личностный смысл, так как смысл жизни всегда носит личностный характер.

Таким образом, вопрос о смысле жизни может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

 

Литература:

1.     Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные ошнота: Избр.произведения / Пер. с фр. – М.: Республика, 1994. – 496 с.