Биологические науки/

11.биоинженерия и биоинформатика

К.т.н. Ростовцев В.С., магистрант Смехова В.М.

Вятский государственный университет, Россия

Принципы разработки модуля базы знаний и модуля логического вывода на базе ДНК-цепочек

Введение. Биокомпьютинг позволяет решать сложные вычислительные задачи, используя методы, принятые в биохимии и молекулярной биологии, организуя вычисления при помощи живых тканей, клеток, вирусов и биомолекул [1,2]. Настоящая работа посвящена некоторым аспектам применения новой парадигмы вычислений на основе дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) для решения одной из довольно известных проблем: а именно, проблемы реализации основных модулей любой интеллектуальной системы- базы продукционных знаний и модуля логического вывода с использованием ДНК-цепочек. В качестве нового способа решения этой проблемы выбраны молекулы ДНК и алгоритмы, основанные на свойствах этих молекул. Анисимов Д.В. из Санкт-Петербургского государственного университета опубликовал статью «Решение проблемы дедукции с использованием свойств ДНК», в которой детально рассмотрел математическую постановку задачи с использованием молекул ДНК и алгоритмов, основанных на свойствах этих молекул. Однако в ней отсутствуют сведения о принципах построения базы знаний и модуля логического вывода.

Постановка задачи. Проблема реализации основных модулей (базы продукционных знаний и модуля логического вывода с использованием ДНК-цепочек) любой интеллектуальной системы состоит в том, чтобы из множества продукционных правил базы знаний вывести заключение при наличии множества истинных условий (фактов) и возможного конфликтного множества правил. Компьютерное моделирование ДНК-алгоритмов позволяет имитировать опыты с ДНК-цепочками без применения дорогостоящего лабораторного оборудования, предназначенного для биологических исследований. По результатам компьютерных экспериментов возможна реализация интеллектуальной системы на биомолекулярном уровне.

ДНК-метод. Предлагается решать данную задачу  с помощью цепочек ДНК. Этот метод позволяет сразу сгенерировать базу знаний, состоящую из продукционных правил, закодированных ДНК-цепочками. Благодаря массовому параллелизму обработки ДНК-цепочек логический вывод выполняется мгновенно. На данный момент наилучшим из возможных способов решения этой задачи является обычный массовый перебор, который становится, осуществим благодаря следующим двум свойствам молекул ДНК:

1. Массированный параллелизм цепочек ДНК. Эти цепочки позволяют хранить в них информацию с высокой плотностью и имеют очень простой механизм размножения.

2. Комплементарность Уотсона – Крика. Это свойство позволяет комплементарным парам Аденин (А) – Тимин (Т), Гуанин (Г) – Цитозин (Ц) при образовании двойных цепочек ДНК находить друг друга без стороннего участия Здесь А, Т, Г, Ц являются основаниями нуклеотидов, из которых состоят полимерные нити, образующие молекулу ДНК.

Решение задачи. Для формирования правил из ДНК-цепочек готовится строительный материал: факты в виде специальных ДНК-цепочек, которые кодируются одинаковым числом нуклеотидов. Продукционные правила также кодируются в виде ДНК-цепочек. Операции повторяются, пока появляются в процессе логического вывода новые выведенные из правил новые факты. В результирующей пробирке остаётся хотя бы одна цепочка ДНК или пока не выполнится заданное количество итераций. Для обнаружения ДНК-цепочки используется специальная операция, которая возвращает значение истины, если данная пробирка содержит, по крайней мере,  одну цепочку ДНК, в противном случае возвращается значение ложь.

ДНК-алгоритм  прямого логического вывода состоит из следующих этапов:

1.                 Генерация ДНК-цепочек для кодирования фактов и правил.

2.                 Определение сработавших ДНК-правил.

3.                 Разрешение конфликтных ситуаций при срабатывании нескольких ДНК-правил.

4.                 Срабатывание правила при наличии истинных фактов в условной части правила и добавление  заключения этого правила в рабочую память. Для этого необходимо выполнить отделение выведенного заключения (нового истинного факта)  и его добавление к истинным фактам рабочей памяти.

5.                 Повторение 2-4 пока появляются новые выведенные факты (в результирующей пробирке имеется хотя бы одна цепочка ДНК) или пока не выполнится заданное пользователем количество итераций.

В начале в растворе получают цепочки ДНК, кодирующие все правила, затем с полученными цепочками производятся необходимые ДНК-операции.

Перед созданием ДНК-цепочек правил необходимо подготовить строительный материал: факты и специальные ДНК-коды «у» и «з». Они кодируются одинаковым числом нуклеотидов. При генерации ДНК-цепочек правил каждый код факта в молекуле правила удлиняется специальным кодом «у», для отличия факта от положения его в условии и заключении (необходимо для операции разделить). Факт, находящийся в заключение, удлиняется с двух сторон специальным ДНК-кодом заключения «з» (необходимо для операции разрезать). На рис.1 представлена структура ДНК-цепочки правила[1,2].

Рис.1 - Структура ДНК-цепочки продукционного правила

Для определения сработавших правил необходимо отделить молекулы правил, в которых не присутствуют известные факты. Это реализуется с применением операции разделить.

Операция «разделить» (или извлечь) - по данным пробирки N и слову w над алфавитом {А, Ц, Г, Т} изготовить две пробирки +(N,w) и -(N,w) такие, что +(N,w) состоит из всех цепочек в N, содержащих w в качестве (последовательной) подстроки, a -(N.w) состоит из всех цепочек в N, которые не содержат w в качестве подстроки.

Для данной операции «разделить»  используется микроскопический магнитный шарик диаметром порядка одного микрона. К нему притягиваются комплементарные ДНК-коды того или иного не заданного факта удлиненного специальной последовательностью «у», которые выполняют функцию пробы. Затем этот шарик помещается в пробирку с исследуемыми ДНК-цепочками — в результате к нему (за счет образования водородных связей между комплементарными группами) «притянутся» ДНК-цепочки, в которых присутствует комплементарный код факта. Далее шарик с отсортированными молекулами вынимается и помещается в новый раствор, из которого затем удаляется (при повышении температуры ДНК-молекулы отваливаются от шарика). Данная процедура (сортировка) повторяется последовательно для каждого не заданного факта, и в результате в пробирке останутся только те молекулы, в которых содержатся ДНК-коды всех известных фактов, а значит правила, закодированные данными молекулами, являются сработавшими.

Примениться могут сразу несколько правил, выбирается одно, наиболее подходящее по заданному критерию. В качестве критерия могут выступать либо важность фактов, либо количество фактов в правиле.

Если критерием назначается важность факта, то при помощи операции разделить, получают цепочки с заданным фактом. При выборе критерия по количеству фактов, применяется операция гель-электрофорез.

Гель-электрофорез, используется для разделения молекул ДНК по длине. Если молекулы поместить в гель и приложить постоянное электрическое поле, то они будут двигаться по направлению к аноду, причем более короткие молекулы будут двигаться быстрее. Используя данное явление, можно реализовать сортировку ДНК-молекул по длине. Чем короче цепочка, тем меньше фактов в ней.

Теперь у сработавшего правила необходимо отделить заключения. Для этого необходимо применить две операции разрезать - все нити в S, имеющие подпоследовательность ab, разрезаются между a и b с помощью рестриктаз, двойные нити должны быть разделены, перед тем как их разрезать. В первый раз а – специальная последовательность «у», b - специальная последовательность «з». Второй раз а и b - специальной последовательность «з».

За разрезание молекул ДНК внутри цепочки отвечают ферменты – эндонуклеазы, которые могут быть весьма избирательными в отношении того, что они разрезают, где они разрезают и как они разрезают. Сайт-специфичные эндонуклеазы – рестриктазы – разрезают молекулу ДНК в определенном месте, которое закодировано последовательностью нуклеотидов – сайтом узнавания. Разрез может быть прямым, или несимметричным и может проходить по сайту узнавания, или же вне сайта.

Чтобы отделить факты, находящиеся в заключение правил, необходимо применить операцию «разделить по префиксу». Операцию «разделить по префиксу (суффиксу)» - по данным пробирки N и слову w, изготовить пробирку B(N,w) (соответственно E(N,w)), состоящую из всех цепочек в N, начало (соответственно конец) которых совпадает со словом w. В качестве w используется специальная маркерная последовательность «з».

За укорачивание молекул ДНК отвечают ферменты – экзонуклеазы, которые могут укорачивать одноцепочечные и двухцепочечные молекулы, с одного или с обоих концов.

Операции повторяются, пока появляются новые выведенные факты (в результирующей пробирке имеется хотя бы одна цепочка ДНК) или пока не выполнится заданное пользователем количество итераций. Для обнаружения ДНК-цепочки используется операция «обнаружить», которая возвращает значение истины, если данная пробирка N содержит, по крайней мере, одну цепочку ДНК, в противном случае возвратит значение ложь.

После успешных компьютерных экспериментов возможна реализация модулей интеллектуальной системы на биомолекулярном уровне.

1.             Паун, Г. ДНК-компьютер. Новая парадигма вычислений. [Текст] / Паун Г., Розенберг Г., Саломаа А.; под ред. М.В. Волкова. – Москва: Мир, 2003 - 528 с.

2.             Борн Д. ДНК-компьютеры обретают логическое мышление [Электронный ресурс] / Денис Борн // 3D News: сетевой журн. – 2009. – Режим доступа: http://www.3dnews.ru/news/dnk_komputeri_obretaut_ logicheskoe_mishlen