к.п.н. Севрюкова А.А.

Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования, Россия

Осмысление понятия «творческий потенциал»

 

Современное образование предъявляет серьёзные требования к личности учителя. Наиболее соответствует идеям современного образования такая позиция учителя, в которой он становится педагогом-творцом, способным обеспечить личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие ученика. И хотя в последние годы большое внимание уделяется развитию педагогического потенциала, тем не менее, вопрос формирования учителя, владеющего новыми творческими технологиями является актуальным.

Итак, творческий потенциал является одним из важных качеств педагога. Представляется целесообразным рассмотреть сущность творческого потенциала, так как творчество во многом определяет раскрытие богатств способностей педагога, трансформацию этих способностей в реальный фактор эффективной образовательной деятельности.

В данной статье будут представлены результаты осмысления сути понятия «творческий потенциал».

Взаимосвязь творчества с творческим отношением к труду, творческим мышлением, творческим потенциалом, творческими способностями, творческой ориентацией показана в работах Ф. Баррона, Э. де Боно, Г.В. Бурменской, Г.Я. Буша, В.А. Болотина, Дж.Р. Гилфорда, З.И. Калмыковой, А.М. Матюшкина, С. Медника, Р. Мэй, А. Ротенберга, Г.С. Саймона, Г. Селье, В.М.Слуцкого, Е.П. Торренса, Э. Фромма.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемам развития творческого потенциала позволил выяснить, что единого взгляда на характеристику данного понятия у ученых нет. Творческий потенциал определяется как интеллектуально-творческая предпосылка к творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская), как дар, имеющийся у каждого человека, как интегральное динамичное личностное образование (А.И.Савенков), как родовое свойство человека, как способность к продуцированию нового (А.И. Санникова). С точки зрения А.М. Матюшкина, творческий потенциал представляет собой интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству. В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской признают, что развитию творческого потенциала способствует активность личности, которая представлена интеллектуальной, субъектной и другими видами.

Интересно отметить взгляд И.М. Яковенко, предложившей решение проблемы развития творческого потенциала студентов, который она понимает как «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самореализации студента в его будущей профессиональной деятельности, способствующий движению к свободной самореализации и творчеству» [9].

Г.Д. Стаунэ придерживается мнения, что в основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру и собственной деятельности [7].

Точка зрения Т.А. Ильяшенко конкретизирует теоретические положения, касающиеся творческого потенциала личности. Он характеризуется как «комплекс свойств индивида, являющийся объектом педагогической деятельности профессиональных педагогов и вовлекаемых в педагогический процесс воспитателей; он представляет собой сложное личностно-деятельностное образование, включающее совокупность задатков, личностных качеств и способностей, формирующихся компетенций, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации личности в её будущей социально-профессиональной деятельности» [3].

Весьма содержательной является интерпретация трактовки творческого потенциала, сделанная Е.А. Шамриной. Она в своем диссертационном исследовании уточнила понятие «творческий потенциал будущего учителя искусства» с позиций интегративного подхода: то есть как интегративную целостность, включающую направленность студентов на самореализацию творческого потенциала в учебно-профессиональной деятельности, единство эмоционального, рационального и интуитивного начала в постижении художественного образа, а также, позиции, отношения и знания, умения, позволяющие учителю свободно менять приемы действий в соответствии с новыми условиями профессиональной деятельности [8].

Совершенно очевидно, что проявление творческого потенциала учителя обуславливается реальными обстоятельствами. Основанием для этого утверждения может служить исследование П.В. Елагиной, которая, рассмотрев теоретические данные, предложила следующее определение творческого потенциала личности учителя как «системы личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, направленности, определяющих результаты освоения педагогический инноваций в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию» [2].

Итак, на основании вышеизложенного можно отметить, что общим в современной психолого-педагогической науке является характеристика, которая представляет творческий потенциал как творческие ресурсы личности, её психические возможности, способности, структурированные резервы креативности, личностную энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Кроме того, нами выяснено, что творческий потенциал личности обладает большой информационностью, его понятие отражает внутреннюю целостность человека, а обладание этим видом потенциала обеспечивает высокий уровень успешности деятельности учителя. Эти важные умозаключения открывают новые перспективы в деле изучения творческого потенциала.

Далее следует рассмотреть компоненты творческого потенциала, так как творчество является неотъемлемой чертой любого образовательного процесса.

Не вызывает сомнения структура творческого потенциала, представленная в исследовании Л.В. Елагиной [2] следующим образом: в горизонтальном срезе – совокупность собственно-потенциальной, мотивационной и когнитивной составляющих; в вертикальном срезе – единство предактуального и постактуального; в качестве сущностных характеристик творческого потенциала: многоуровневость содержания, диалогичность, социальность, системность.

Операционально-деятельностный компонент представлен интегративной целостностью потенциалов на уровне общего (прогностический, проектировочный, коммуникативный, организационный, рефлексивный, психомоторный) и на уровне особенного (эмоционально-образный, слуховой, двигательный, координационный, сценический, компенсаторный).

В контексте нашей статьи важно остановиться на работе Д.А. Горбачёвой. Говоря о развитии творческого потенциала у студентов вузов культуры и искусств, она раскрывает сущностные характеристики этого феномена, в состав которого входят такие категории: «талант», «творческая деятельность», «творческая личность», «творческий педагог», «педагогическое творчество», «творческий климат», «творческий тренинг», «творческий энтузиазм», «фазы творческого процесса», «творческое мышление специалиста», «творческое отношение к труду», «творческое усвоение» – знаний и действий, «типы творческой деятельности», «мотивация творчества», «критерии типологии творчества», «творческие способности», «уровни творчества», «творческая активность», «креативность» [1].

Достаточно логичным кажется мнение Г.М. Мардановой, которая в составе креативного потенциала личности как интегральной характеристики видит «синтез творческой активности и возможного уровня готовности человека к саморазвитию, где сочетаются возрастные и индивидуальные особенности» [4].

На основе проведённого анализа проблемы и рассмотрения творческого потенциала личности с системных позиций как состоящего из отдельных взаимосвязанных в определенной иерархии подструктур И.А. Шамриной была разработана теоретическая модель творческого потенциала учителя искусства. В неё входят личностный компонент, гностический компонент, операционально-деятельностный компонент в единстве общего и особенного, базирующиеся на основе эстетико-художественного опыта личности [8].

Творческий потенциал педагога является динамической личностной структурой, считает Н.В. Мартишина. Стоит согласиться с мнением этого ученого, касающегося состава творческого потенциала педагога: он выражен интеграцией трёх компонентов: ценностного, когнитивного, деятельностного [5].

Как стало ясно из исследования К.В. Петрова, в структуре творческого потенциала выделяются следующие компоненты: мотивационный (включающий учебно-познавательную мотивацию, мотивацию к творчеству и мотивацию к саморазвитию) и компонент способностей (включающий общие способности, способности к творчеству в любом виде деятельности и способности к какому-либо виду деятельности) [6].

Оценивая структуру творческого потенциала, предложенную различными исследователями, можно отметить, что творческий потенциал личности следует рассматривать как сложное личностно-деятельностное образование, обладающее рядом совокупных показателей (индивидуальные психические процессы, способности, убеждения, знания, умения, навыки, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, исследовательской деятельности, а также в процессе социализации).

Как показал теоретический анализ, это понятие обладает большой информационной ёмкостью, оно отражает целостность человека как единство индивидуально-личностного и общественного жизнепроявления; как комплекс свойств индивида представляет собой сложное личностно-деятельностное образование, отражающее совокупность качеств и способностей, психических состояний, знаний, умений и навыков, компетенций, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации личности в её будущей профессиональной деятельности и судьбе. Творческий потенциал личности педагога реализуется и развивается в определённых условиях.

Литература

1. Горбачёва, Д.А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств – будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход: автореф. дис. … д-ра пед наук : 13.00.05 13.00.08 / Д.А. Горбачёва. – М., 2009. – 45 с.

2. Елагина, Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций : автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.В. Елагина. – Оренбург, 1998. – 22 с.

3. Ильяшенко, Т.А. Педагогические аспекты развития творческого потенциала школьника в гимназическом образовательном пространстве : автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.А. Ильяшенко. – Смоленск, 2008. – 21 с.

4. Марданова, Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.М. Марданова. – Ижевск, 2005. – 23 с.

5. Мартишина, Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н.В. Мартишина. – Рязань, 2009. – 40 с.

6. Петров, К.В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся : автореф. дисс. … д-ра пед. наук : 19.00.13 / К.В. Петров. – М., 2008. – 64 с.

7. Стаунэ, Г.Д. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01/ Г.Д. Стаунэ. – Улан-Уде, 2007. – 22 с.

8. Шамрина, Е.А. Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области «Искусство» (в системе педагогического образования) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Е.А. Шамрина – М., 2006. – 19 с.

9. Яковенко, И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога в условиях вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / И.М. Яковенко. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – 25 с.