Педагогические науки /2. Проблемы подготовки специалиста

Д. ф.н. Жиндеева Е. А., Исаева Е. С.

Мордовский государственный педагогический институт, Россия

Формирование представления студентов-филологов

о психологизме русской прозы рубежа ХХ – ХХI веков[1]

Теория и практика психологизма и формирование представления о данном теоретическом понятии в современных отечественных гуманитарных исследованиях занимает одно из центральных мест. Об этом мы уже говорили в ряде работ [1, 2]. В силу эволюционных процессов в литературоведении, психологии, педагогике, культурологии психологизм как одна из важных составляющих передачи состояния и развития ценностно-ориентированной личности является динамично развивающейся и дискуссионной стратегией. Это объясняется сложностью литературного материала, новыми разработками в нейрохирургическом знании, полученными результатами опытной психологии. Учитывая неоднозначность понятия «психологизм» в литературоведении, обратимся к рассмотрению данного явления применительно современного литературного процесса в России.

«Если психологизм реалистической литературы – это элемент стиля, то психологизм неореалистической литературы шире, неразрывно связан с мировоззренческой позицией автора, с его концепцией личности, которая и определяет способы изображения внутреннего мира героя» [3, 35]. Трудно с этим не согласиться, однако по нашему мнению психологизм шире понимания элемента стиля, что само по себе определяет важность  и перспективность исследовательского потенциала изучения концепции понятия в курсе «Истории русской литературы».

Предельное усиление авторского начала в способах и формах воспроизведения внутреннего мира героев в образцах современной русской прозы позволяет акцентировать внимание на душевных состояниях, их изменениях, характерных обстоятельствах проявления тех или иных рефлексивных поведенческих мотивов и т. д. Основным условием изменения понятия «психологизм» является развитие теории, внутри которого это понятие находится. И если взять за основополагающее определение психологизма, предложенное С. Есиным в «Литературоведческой энциклопедии терминов и понятий» под редакцией А.Н. Николюкина («Психологизм в литературе (греч. psyche - душа; logos - понятие) глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения» [4, 2975]), то на первый план в формировании общего представления у студентов-филологов о данном явлении в современной русской литературном процессе выдвигается содержательный  аспект. При этом наиболее перспективным для аналитической работы остается весь спектр индивидуально-авторских форм психологизма конкретного автора, изображение глубинных форм бессознательного в системе линейного или нелинейного сюжета (в нашем случае – реалистической и постмодернистской литературы).

Особую  категорию состояния героя представляет сфера онейрических изменений в работе человеческого организма, например, сон, бред и т. п. Указывая на точку соприкосновения сознательного и бессознательного, такое явление становится сферой обнаружения трансцендентного «я» как грани соприкосновения авторского заложенного информативного кода и читательского понимания представленного.

Таким образом, формирование понятия «психологизм»  у студентов-филологов проходит два этапа: это первичное накопление базовых знаний (теория вопроса, включающая определение и формы его бытования) и последующее аналитическое их применение. При этом применительно к анализу образцов литературы начала ХХI века огромное значение будет играть реалистический или неореалистический анализируемый художественный текст.

 

 

Литература:

1.                 Жиндеева, Е. А.  Миф о любви как проявление чувственного начала в структуре повести В. Мищаниной «Ворота времени» /   Е. А. Жиндеева, А. А. Верендякина // Вестник Челябинского  университета. Серия «Филология. Искусствоведение». – 2011. – Вып. 54.  – С.55-60.

2.                 Жиндеева, Е. А.  Миф о советской эпохе в исполнении                           Вен. Ерофеева и М. Елизарова : опыт сравнительно-сопоставительного анализа двух произведений / Е. А. Жиндеева, Н. А. Дергунова  // Гуманитарные науки и образование. – 2011. - № 1 (5). – С. 64-70.

3.                 Карпекина, Т. В. Развитие представления студентов-философов о психологизме русской прозы рубежа ХIХ – ХХ веков / Т. В. Карпекина. – Преподаватель ХХI века. – 2007. - №2. – С.35-38.

4.                 Литературоведческой энциклопедии терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М. : «Интелвак», 2001.

 

 

 

 



[1] Работа выполнена в рамках проекта 2.4.1 «Создание Социально-гуманитарного парка Института» в рамках Программы стратегического развития  ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт    им. М.Е. Евсевьева» на 2012 – 2016 г.г. «Педагогические кадры для инновационной России»