УДК 37.048.4

Миндибекова Л.А.Хакасский государственный университет, г. Абакан

Михайлова Р.И., Хакасский государственный университет,  г. Абакан

 

Организация многокультурного образовательного пространства вуза –  адекватная педагогическая реакция на процесс глобализации мира

 

    Многокультурная педагогика перспективна для гражданского воспитания в сложных условиях многонационального государства. Многокультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на такие острые проблемы, как глобализация в современном мире.

Период глобализации характеризуется усилением интеграционных процессов во всех областях и сферах общественной жизни. Глобализация общественных отношений – реальность современного мира. Мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым. Этот процесс затрагивает межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. В этой связи среди видов глобализации выделяется такой вид как этническая глобализация, которая отражает особенность социальных процессов в мире и затрагивает распространение культурного влияния одного народа на другой, какой-либо страны или нескольких стран на весь мир, увеличение контактов представителей разных стран, культур, национальностей.  Этническая глобализации с этой точки зрения имеет социальные и культурные последствия.

В данном контексте необходимо обратить внимание на концепцию глобализации культуры Р. Робертсона, который подчеркивает роль культурных факторов в этом процессе и под глобализацией понимает «сжатие» мира и усиление взаимозависимости всех его частей, что сопровождается все более распространенным осознание целостности, единства мира [6, с. 81]. По мнению ученого, глобализация всегда сопровождается локализацией и следствием глобализации является то, что различные локальные культуры вступают во взаимодействие друг с другом. Фактически этот процесс связан с таким явлением как плюрализм культур. При этом каждая локальная культура по-своему реагирует на процессы глобализации.

В концепция Р. Робертсона подчеркивается культурное своеобразие групп людей и утверждается некоторая автономность культуры от глобализационных процессов. Культура с его точки зрения должна ответить на глобальный вызов и не позволить поглощение одной культурой всего культурного многообразия. Он обращает внимание на восприятие глобализации людьми, утверждая, что изменение их восприятия также является частью глобализационных процессов.

Педагогика не остается в стороне от этого процесса и отвечает интересом к многокультурному образованию подрастающего поколения в виде расширения международного сотрудничества, усиления борьбы этнических и расовых меньшинств за свои образовательные права в сообществах с полиэтническим составом, ценностных коннотаций в отношении становления личности и ее культуры.  Данное обстоятельство требует значительного анализа образовательной реальности в совокупности сложных модернизационных процессов, приведших к коренному изменению в развитии и функционировании российской школы. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО еще в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

     Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика многокультурного образования, как отмечает Н.И. Кочетыгова, можно разделить на несколько групп: а) с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания); б) ставшие многокультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания,  Франция, Голландия); в) существующие как  многокультурные в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).

     Своеобразным проявлением многокультурности  в РФ стал принятый в 1996 году Закон «О  национально – культурной автономии», цель которого – сохранение самобытности, языка, культуры на уровне федерации и регионов. К 2002 году были созданы 14 национально – культурных  автономий федерального уровня. В 1998 году была создана Ассамблея народов России. Ее региональная деятельность вполне соответствует многокультурности. Примером плодотворного сотрудничества региональных органов власти и общественных организаций национально – культурной направленности может служить Республика Хакасия. На сравнительно малой территории проживает  546 тыс. чел. Существенной особенностью современной Хакасии является ее этническое разнообразие: здесь проживает 107 национальностей. «В миграционном процессе участвуют разные этнические группы. Их можно разделить на 3 типа: а) народы и этнические группы РФ; б) мигранты коренных национальностей стран СНГ; мигранты других стран» [5, С.540].

По данным переписи 2002 года (результаты переписи 2010 еще не опубликованы) на территории Хакасии отмечается тенденция незначительного роста представителей коренных народов Кавказа, Средней Азии и Китая. Коренное население составляет всего 11%.

Пути решения проблем многокультурности в России связываются  с непрерывным воспитанием и образованием. Многокультурное образование коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений. В настоящее время растет понимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшего образования, что связано с активизацией молодежных движений националистического типа.

Молодой специалист, окончивший вуз изначально включен в глобальные процессы, он живет и  трудится в многонациональном коллективе и от того как он ориентирован на профессиональное сотрудничество с коллегами, представляющими другие культурно-национальные группы, зависят результаты социального благополучия и экономического развития данного региона. Это расширяет границы многокультурности образования, обусловливает специфику организации учебно-воспитательного процесса в вузе, как одного из культурных институтов обеспечивающих развитие многокультурной образованности молодого поколения россиян и как результат их гражданственности.

 Многокультурное образование обладает широкими возможностями в снижении уровня конфликтности в многонациональном обществе, в развитии духовности личности, толерантности по отношению к всем ее культурным отличиям личности, в создании условий, гарантирующих сохранение молодым человеком своих культурных традиций. Результатом такого образования является многокультурная образованность личности студента,  которая обусловлена созданием педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.

В структуре многокультурной образованности нами выделено три компоненты, которые определяют содержательную сущность данных условий.  Познавательно-аналитической компоненте соответствует условие «Обогащение содержания учебного материала  на основе дидактического принципа многокультурности»; эмоционально-ценностной – «Ориентирование студентов на многокультурные ценности»; стратегически-деятельностной – «Организация многокультурного образовательного пространства». Процесс становления многокультурной образованности – процесс сложный, который отложен во времени, поэтому данные условия рассматриваются как стратегические.

Рассмотрим более подробно условие, связанное с организацией  многокультурного образовательного пространства, как необходимое. Многокультурное образовательное пространство рассматривается нами как пространство интеграции культур, в котором удовлетворяются культурные потребности личности и которое характеризуется психологическим комфортом, взаимопониманием, равноправными отношениями, сотрудничеством. 

В педагогическом смысле рассматриваем организацию как целенаправленное, упорядоченное взаимодействие педагога и обучаемого, в результате которого достигаются определенные педагогические цели, в данном случае создается многокультурное образовательное пространство. Объектом такого пространства выступает образовательный материал – предметы, явления модели, ситуации, ценности, деятельность. Этот материал осваивается, интериоризируется студентами и педагогами  в процессе изучения   и освоения многокультурных практик. Нами сконструирована модель многокультурного образовательного пространства, которая представляет собой объемный круг, символизирующий внутреннюю сущность человека. Модель состоит из трех областей: область взаимодействия с Другим, область коллективной и педагогической деятельности. В центре данной сферы на границах трех областей отображены субъекты данного пространства, которые включены в процесс освоения знаний, проявляют готовность к осознанному выбору стратегий взаимодействия с другим.

Для того, чтобы данный процесс осуществлялся целенаправленно необходимо актуализировать многокультурные знания студентов, преумножать, обогащать ценностное отношение к своей  и другой культуре, развивать их стремление к духовной интеграции и овладению стратегиями и тактиками толерантного поведения.

Особое место в данной модели отведено области педагогической деятельности. Область педагогической деятельности включает в себя педагогическую поддержку деятельности студента (воодушевление). Педагог воодушевляет, вдохновляет студентов на овладение стратегиями и тактиками толерантного поведения, духовную интеграцию, эмоциональную чувствительность, преумножение ценностей, актуализацию знаний. Для организации многокультурного образовательного пространства педагогу необходима общая стратегия деятельности ведущего. Педагог решает следующие вопросы: а) какова его педагогическая цель? б) в какой форме ему донести эту цель до студентов?   в) при каких условиях эта цель достижима? г) в какой мере цель соответствует духовно - творческим потребностям участников игровых упражнений и ролевой игры.

С целью организации многокультурного образовательного пространства были  разработаны игровые программы «Связанные одной цепью», «Доброта», «Комплимент в диалоге», «Нравится – не нравится», «Приветствие в танце», «Рюкзачок успеха», «Лицо команды»,  «Доброта», «Комплимент в диалоге»,  ролевой игры «На пути к национальной идее», прием «Встречные вопросы», которые предполагали формирование у студентов активности, инициативности, стремление преодолеть  нетерпимость, ориентация на сотрудничество, овладение тактиками толерантного взаимодействия. В своей совокупности их проведение обусловило следующий результат: студенты стали все чаще и успешнее согласовывать действия с  представителями других культур, сами отмечали, что признают культурные различия, учитывают их, стремятся к сотрудничеству, стремятся избирать коммуникативные продуктивные стратегии и корректировать свое поведение.

Таким образом, многокультурное образовательное пространство понимается как пространство, в котором удовлетворяются культурные потребности личности и которое характеризуется психологическим комфортом, взаимопониманием, равноправными отношениями, сотрудничеством. Организация именного такого образовательного пространства – ответ на те  межличностные, межгрупповые и межэтнические проблемы, которые зреют и разрешаются в молодежной среде.

 

 


Список литературы:

1.Бубенина, Н.Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа полиэтнической школы [Текст] / Н.Е. Бубенина //Сибирский педагогический журнал. – 2007.- №3.- с.184-192.

2.Дерябина С.Р. Россия и опыт многокультурности: за и против [Текст] /С.Р. Дерябина // «Этнопанорама» №1-2 2005, 70с.

3.Кочетыгова Н.И. Многокультурность как характерная черта российской государственности [Текст]/ Н.И. Кочетыгова // «Государство и право» № 11 - М.: Наука, - 2006.- 88с.

   4. Садыкова Л.Р. Многокультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы [Текст]/Л.Р. Садыкова// «Вестник ТИСБИ» №2,- 2005.- 60с.

5. Тугужекова, В.Н. Современные тенденции миграционного процесса в Республике Хакасия [Текст] / В.Н. Тугужекова //Этногенез и цивилизованные перспективы в образовании России: материалы международной научно – практической конференции. – Новосибирск: 2004. – 540с.

6. Масловский, М.В. Современная западная теоретическая социология: Учебное пособие. – Нижний Новгород, изд. НИСОЦ, 2005. – 117 с.