Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса

к.п.н. Панина С.В.

Северо-Восточный федеральный университет, Россия

Образовательная среда активный фактор формирования этнокультурного самоопределения личности

Образовательная среда должна быть направлена на эффективное педагогическое сопровождение обучающегося в освоении им  универсальных компетентностей и базовой культуры личности, что предполагает необходимость создания условий для проявления тех сторон жизни сообщества, которые бы могли стать основой для осуществления самоопределения  подрастающего поколения и их самореализации.    

Процессы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают в настоящее время геополитический характер. Это связано с проблемами миграционных процессов, а также вопросами  межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов. Укрепление межнационального согласия названо одной из главных задач в современной России.

Исходя из этого, одной из важных составляющих образовательной среды, которая содействует единению этносов, помогает избежать общие для человечества опасности, такие, как  эгоцентризм, национализм, шовинизм, является задача формирования этнокультурного самоопределения  как основы гражданского согласия в демократическом государстве. В настоящее время образовательные учреждения остаются главными самыми массовыми институтами общества, которые способны осуществлять воспитание подрастающего поколения в духе дружбы, взаимопонимания, этнотолерантности и этносамоопределения в контексте поликультурного пространства [1,с.4].   

Анализ теоретических источников и практика позволяет заклю­чить, что  самоопределение - это процесс, в котором индивид осуществляет выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей;  возможностей и спо­собностей                        с общественными запросами; что определяется системой его цен­ностных ориентаций, т.е. это процесс и результат поиска человеком социально­го; профессионального, личностного статуса в жизни. 

Образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного потенциала, но и важнейшим фактором подготовки к жизнедеятельности, самоопределению, к решению нестандартных задач, и в тоже время оно должно обеспечивать развитие цивилизации в условиях  демократизации.

Формирование этнокультурного самоопределения  – это ориентация  на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации. В основу процесса становления этнокультурного самоопределения включен процесс формирования ценностных ориентаций у молодежи на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам. Следовательно, содержание этнокультурного самоопределения – это система знаний у личности  национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры, а также знания и этнокультурные достижения других народов, умения и навыки их использования в процессе жизнедеятельности.

От результативности образовательного процесса молодого поколения, от интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны, и цивилизации в целом.  Принадлежность к культуре означает включенность в универсум общего знания в самом широком смысле и то, что наделяет действующих надиндивидуальной способной изменяться, движущей силой. Социологический подход исходит из того, что предпочтения людей различаются постольку, поскольку они принадлежат к разным культурам, из которых они взяли себе различные жизненные цели и желания, конкретные нормы поведения в той или иной ситуации. Культура в этом плане предстает нам как совокупность тесно связанных предпочтений и норм. 

В каждом  обществе родственные группы выполняют независимые и важные функции: репродуктивность, социализация детей и обеспечение социально-психологического сопровождения и моральной поддержки семейного социума, составляющими также расширенные формы этнической группой в целом.   Принадлежность к ней означает, что идентификация себя как личности происходит в разделении принятых рамок норм и морали. 

 С целью изучения роли культурных традиций респондентам, молодым людям Республики Саха (Якутия), предлагалось оценить, какие  виды народных преданий, традиций, занятий приняты в современном якутском социуме. Отметим, что значимыми признаются национальная кухня (56%), национальные праздники (49%) и   национальные виды хозяйствования (43), что подтверждает ежегодное  проведение летнего национального праздника Ысыах, который достаточно полно «вписывается» как в традиционный сельский, так и в индустриальный городской образ жизни. Следует подчеркнуть, что в социокультурных  акциях принимают участие представители всего полиэтнического пространства республики.

Известно, что для любого народа традиционная культура является необходимым условием воспроизводства своей культурной идентичности,   сохранения национальных ценностей, традиций и образа жизни в целом.        Роль различных социальных институтов в процессе воспроизводства традиционной культуры неодинакова. В качестве важнейших агентов традиционности  необходимо признать семью, этнокультурные мероприятия, школу и СМИ (75 % респондентов указывают важнейшую роль семейного социума). Этническая специфика народа сохраняется и проявляется в языке, традициях, культуре, которые, прежде всего, аккумулируются в семье, получают в ней «стартовое» положение. Члены семьи, будучи связанными брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, образуют относительно замкнутый производственно-потребительский коллектив. Существенную роль образовательных учреждений в формировании этнокультурного самоопределения, пропаганде этнокультурных знаний отмечают 38% респондентов. Так, во многих республиканских печатных изданиях, радио и телепередачах реализовываются культурно-познавательные и этнокультурные программы, посвящённые проходящим в республике массовым мероприятиям, пропаганде национальной культуры народов Якутии.

Таким образом, по результат опроса можно сделать выводы, что  сохранение и воспроизводство традиционной культуры имеет важное значение для  молодых жителей республики, их волнует как настоящее, так и будущее национальной культуры. Данная проблема находит отклик, как на общественном, так и на государственном уровнях. При этом, однако необходимо констатировать факт утраты элементов традиционной культуры, которые в будущем, возможно, будут представлять интерес как этнографический, культурологический материал для научного изучения.

 Процесс формирования этнокультурного самоопределения является важнейшим условием стабильности для любого региона. Именно данные характеристики личности определяет ее продуктивную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных формах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует  внутренний мир и отношения с поликультурным обществом. Значимость данного процесса повышается в связи с переходом от традиционной к личностно ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, способные к созидательной деятельности, к сотрудничеству, терпимые к чужому мнению, умеющие вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, стремящиеся к взаимопониманию и неконфликтному сосуществованию с представителями разных культур [2].

 Анализ практики по формированию этнокультурного самоопределения показало, что в образовательных учреждениях РС (Я)  недостаточно  уделяется внимание именно  развитию этнокультурных и межкультурных компетенций обучающихся. Так, большая часть опрошенных недостаточно владеет знанием норм и правил этнокультурного  поведения, поэтому необходимо в построении образовательной среды  отдавать преимущество традиционным воспитательным целям: ответственности, дисциплинированности и др.; использовать  современные технологии этнокультурного самоопределения, включающие создание ситуаций взаимодействия обучающихся, обогащающих их опыт этнокультурного поведения.

Исходя из результатов исследования особенностей этнокультурных установок, уважительного отношения к традициям и культурам других национальностей, наличия опыта поведения в полиэтнической среде, дает основания делать выводы о преобладании низкого и среднего уровня  сформированности этнокультурного самоопределения. Именно создание мотивирующей образовательной среды должно способствовать  эффективному формированию этнокультурной самоопределения личности.

                                                 Литература

1.Даумова Б.Б. Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников. Автореф. диссерт. канд. Омск, 2011.- 23с.

2.Попова Л.Н. Субъективные аспекты социализации молодежи в вузе //Интеллигенция и взаимодействие культур. Мат-лы Y междунар.научн.-практ.конф. (Байкальская встреча). Улан-Удэ, 2007.- С.328-334.