КОНЦЕПТ ВОДА В ЛИРИКОФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ БАХЫТА КАИРБЕКОВА

 

Томанова Н.М.

к.филол.н., КазНУ им.аль-Фараби, г.Алматы

 

В новом сборнике избранных произведений известного казахстанского поэта Бахыта Каирбекова «Путь воды» объединены стихи разных лет, а также публицистические эссе и сценарии к фильмам. Заглавие сборника в данном случае является концептуальным, где базовые концепты путь и вода, объединившись в атрибутивное сочетание, стали важнейшим элементом индивидуально-авторской картины мира Бахыта Каирбекова. Концепт путь воды отмечен особым авторским  смыслом. Номинативная составляющая концепт путь в авторской картине мира Б.Каирбекова соотнесен с этноцентрическим концептом казахской культуры кочевье. В основах кочевой философии казахов человек всегда гость на этой земле, все в мире – «лишь оболочка жизни, которая перевоплощается, трансформируется, движется (приходит-уходит)» [1; 351]. В словесно-эстетической системе Б.Каирбекова актуализируется тот лингвокультурный аспект концепта, где вода – символ возрождения, восстановления, живительной влаги, соотносящийся с христианской, а также с суфийской традицией, в то же время это общекультурный символ творчества, знания. Об этом важном аспекте говорит поэт в  эпиграфе к очерку (как известно, эпиграф – сильная позиция текста) «Вместо предисловия» автор пишет: «Нам надо бы друг к другу относиться, Как древо к древу, Как вода к воде; Водой к корням, Как к ветке птица – С душой к душе, Судьбой к судьбе». В  эпиграфе, как и в заглавии сборника, отражено денотативное пространство сборника и актуализирована индивидуальная философско-эстетическая концепция Бахыта Каирбекова, где автор выдвигает идею преемственности, или «проницаемости» мира, его обитателей, а также пространств и времен. Основным  концептом в поэтической концептосфере  Б.Каирбекова  стал концепт вода с его ядерными характеристиками такими как: «(а) вода - это жидкость, то есть нестабильная по форме субстанция, обладающая свойством течь и принимать форму сосуда, в котором она находится; (б) в природе вода представлена, прежде всего, в виде водоемов и атмосферных осадков; (в) вода характеризуется определенными визуальными и кинетическими характеристиками (прозрачность, движение, возможная форма, скорость и т.д.); (г) вода жизненно необходима человеку и природе в целом; (д) вода - опасная для человека стихия и среда» [2] .

Миф о духовном пути человека положен в основу стихотворения «Путь воды». В представлениях многих народов процесс дождя ассоциировался с оплодотворением. Дождь – это вода, пришедшая с Неба (сакрального верха), выпавшая в результате утихомиривания  разрушающей водной стихии огнем. Эта цикличность отражает соединительный круговорот физической природы и духовной сущности. Человек стал мерой всех вещей, впитав силу божественной воды, он пускается в путь, предпринимая собственный духовный поиск.  

Путь воды

Пролилась капля,

Человек родился.

И заструился путь.

На ощупь.

Наугад.

Во тьме и на свету водой тугой струился,

Как чей-то пристальный – сквозь годы – взгляд.

Вбирала ль влага, тихо наползая

На камни, ямы, семена,

Иль просто – никого не обижая! –

Текла, не ведая конца и дна?

Я грешен тем, что знать хочу – откуда

Теку?.. Куда?..

Не в этом суть воды:

Смыть грязь и хворь

И напоить –

 И чудо! –

Вернуться ливнем на подросшие сады…

         В стихотворении «Путь воды» отражается глубокая мысль поэта о духовном пути человека, его поиске своих истоков и смысла своего бытия, о святой силе воды, силе веры, которая становится знанием, тем Знанием, что пытается открыть тайны вечности. Идейная основа стихотворения полностью воссоздана в публицистическом очерке «Посох путника»: «Каждый из них (суфийских Учителей) овладевал посохом – символом Знания, и пробивал им дыру в земле, давая выход святому источнику, дабы люди могли утолить свою жажду Знания» [1; 365].

         Свидетельством смысловой и функциональной значимости принадлежность концепта вода тот факт, что он: а) находится в сильной позиции, в заглавии  сборника; б) присутствует в эпиграфе (также сильной текстовой позиции); в) его присутствие отмечено  в заглавиях стихотворных циклов  и произведений Каирбекова разных лет (цикл «За живой водой», «Путь воды», «Суб-Йер» (букв. «вода-земля - древнее тюркское название Сибири), «Быть рядом – как вода и камень», «Глина, кизяк, вода» ). Концепт вода  выражает комплекс аксиологических и ассоциативных представлений, которые важны для автора. Предметный и понятийный слои концепта проявляются через денотатную систему стихотворных и прозаических произведений, например, в  цикле под названием «Дельфинарий», в стихотворениях «Мой океан», «О, море мертвое пустыни», «Акведук над рекой», «Ночной корабль», «Колыбельная моря», «Как в сруб колодезный» и т.п.       

         Концепт вода в языке подвержен  активной  метафоризации, основные концептуальные признаки, такие как способность течь и принимать форму сосуда, способность принимать разные формы существования (жидкость, газ, твердое тело), необходимое присутствие во всем, стихийная природа воды и т.д., определяют структуру и динамику метафорических вариантов концепта вода.  В словесно-эстетической системе Б.Каирбекова концепт вода конструирует время.

         Восприятие времени у человека глубоко психологично и открывается через опыт наблюдения за жизнью природных объектов. На психологическую природу восприятия времени человеком указывает Н.Д.Арутюнова: «Итак, у человека нет специального органа для восприятия времени, но именно время организует его психический склад. Время отделено от человека, но человек не отделен от времени. Если чувство времени основано на восприятии природных циклов, психические структуры связали себя с линейным временем, расчлененным «точкою присутствия» на прошлое, будущее и соединяющее их в единый поток настоящее. Это членение вытекает из главного условия, определяющего положение человека в мире, укрытостью от него будущего, известностью (пережитостью) прошлого и данностью (переживаемостью) настоящего» [3; 688].

         И в стих. «О, Времени бессмысленный рассказ!»  время  соотносится с водой, со значением лексемы вода «пустые, бессодержательные фразы, многословие при бедности содержания». Концепт время в индивидуально-авторской картине часто имеет признак конечности, недолговечности всего существующего в мире и только переживающий и осознающий время человек создает свою Вечность, бесконечную текучесть времени:

О, Времени бессмысленный рассказ!

Тебя послушать – всё не бесконечно.

Ты равнодушно обнимаешь нас,

А мы тебе опять даруем Вечность.

         Одна из ипостасей воды у Каирбекова связана с памятью. Еще древние соотносили время с потоком воды. В стихотворении  «Мангыстау» поэт представил время как некий сгусток памяти, как известковый «осадок» течения реки, «реки жизни», образ возник в результате переосмысления стертой метафоры «время течет», время течет и выкристаллизовывается в слепки памяти.  Взгляд поэта пытается проникнуть сквозь толщу времени к истокам сотворения мира, решить вечный вопрос о смысле человеческого бытия.         Сама Вечность оказывается вторичной по отношению к всепоглощающей и оживляющей стихии воды («Ушла вода – акульи зубы на дне былого океана. И кажется попыткой глупой Представить мир счастливого Адама»). В стихотворении кроется загадка, кто же подлинный герой Бытия, жизнь или время.

Мангыстау

                   I

Света на краю – конец или начало?

Зеркало истории земли.

Время узнавания настало –

Дай вглядеться в письмена твои!

                   II

Здесь Время выпало в  осадок.

Белеет век, за  ним – другой.

Чертеж утраченного сада

Рисует жук в траве сухой.

 

Ушла вода – акульи зубы

На дне былого океана.

И кажется попыткой глупой

Представить мир счастливого Адама.

 

И спрячется в пещере человек,

Чтобы осмыслить все свои потери…

Чтоб обрести себя…

 

А новый век

Святилищу приделывает двери.

   Поэт часто в своих произведениях воспроизводит миф о сотворении Бытия, как он это демонстрирует в  стихотворении «Одиночество к лицу лишь Богу». Миф для него есть «подлинное, реальное событие» и что важно: событие сакральное, значительное, первородное откровение, служащее примером для подражания, как понимал его архаичный человек традиционного общества»  [1; 347]. И снова в пространстве поэтического текста Каирбекова встречаются два основных образа вода и время. Вода со своими ядерными кинетическими признаками прозрачности и глубины во многих культурах мыслилась как женское начало мира и воплощалась в метафору река жизни (вавилоняне называли ее «вместилищем мудрости»):

 

…Солнце и Луну пустил по кругу,

Он завел великие часы,

Чтобы Хаос показался другом,

Он придумал гири и весы.

 

Гирькой стала жизнь Его творений,

Ими измерял он дно Реки

Начиналось все всегда с сомнений

И, конечно, с легкой Той руки…  

Время в сознании человек большей частью умозрительно и в принципе непостигаемо. Время как бы есть, оно воплощено в различных формах жизни, и его как бы нет, т.к. жизнь - это краткий миг настоящего, который нефиксируем и трудноуловим.  В стихотворении-обращении «Обращение к песку»   поэт конструирует метафорический образ времени с помощью «водных» характеристик проникновения, текучести:

Всепроникающ, невесом,

Передвигаешься незримо,

Куда, какой тоской влеком?-

Плывешь века неутомимо…

Вода и песок отличаются такой же зыбкой (н-р, зыбучие пески, водная рябь), подвижной, неуловимой природой, как и время.  Время отличается всепроникновением (Весь мир объезди – всюду встретишь вас), всеприсутствием в земном мире, у времени, как и у воды и песка стихийная природа, которая опасна для человека:

 Битва гигантов

Вода, песок – вы Времени потоки!

Не хватит жизни взором охватить

Средь скал высоких робкие истоки,

В пустынях ваши долгие пути.

 

Весь мир объезди – всюду встретишь вас,

По-прежнему сражаетесь – ретивы

И слышу нескончаемый рассказ

О тех, кого сгубили и спасли вы…

В основе художественной ментальности Бахыта Каирбекова положен «мифо-ритуальный сценарий миропонимания кочевника», ядро которой составляют такие концепты как «путь», «вода», «время». Свое понимание о мироздании Б.Каирбеков манифестирует в  очерке «Мифо-ритуальный сценарий миропонимания кочевника. Казахская юрта как модель Вселенной»: «…Мир «говорит» с человеком, и, чтобы понять этот язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы. Каждый космический предмет имеет свою «историю». Такая совместная причастность делает мир не только «близким» и понятным, но и проницаемым. Если для человека архаического общества мир постигаем и проницаем, то и человек этот чувствует, что мир «смотрит» на него и понимает. Человек понимает этот язык и, поняв его, открывает религиозный смысл во всем, что его окружает и что он делает» [1; 348].

 

Литература

 

1. Каирбеков Б.Г. Путь воды. Избранное: стихи и проза. – Москва: ТЕЗАУРУС, 2010.- 416 с.         

2.  Гришина Н.В. Концепт ВОДА в языковой картине мира: На основе номинативного и метафорического полей русского языка XIX-XX веков. Автореферат диссертации на соискание уч.степени канд.фил.наук. Саратов, 2002.

 3.  Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1998.