Филологические науки/6. Актуальные проблемы перевода

Медведская О.В.

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Беларусь

Виды и классификация каламбуров на примере  Британского сериала «Black Books»

Английские телесериалы имеют при себе одну главную черту, отделяющую их от ситкомов из других государств – это юмор. Юмор в Британии постоянно был чрезвычайно специфичным и воспринимался не всегда легко и правильно. Но нельзя спешить окрестить их юмор плоским. Тут многое зависит от качества перевода и многого другого. Есть вещи, которые просто невозможно перевести с английского языка, в таких случаях нужно придумывать просто аналогичные свои шутки. Вот и сыплются на головы англичан несправедливые обвинения в плоскости их шуток. Английский «тонкий юмор» построен на игре слов, которая и представляет настоящее испытания для навыков переводчика [1]. И познакомиться с английским чувством юмора можно на примере британских телесериалов. 

«Black Books» (приблизительный перевод с англ. – «Книжный магазин Блэка») – британский телесериал-ситком, созданный Диланом Мораном и Грэхемом Лайнеханом для канала Channel 4. Первый сезон стартовал 29 сентября 2000 года. Дважды, в 2001 и 2005, сериал получил премию BAFTA в номинации «Лучшая комедия положений»[2].

В данной статье каламбуры из сериала «Black Books» будут рассматриваться согласно классификациям болгарских ученых С. Влахова и С. Флорина. Они разделяют каламбуры по типу на лексические, фразеологические и фонетические [3, 57].

          Лексические каламбуры. В составе группы лексических каламбуров рассматриваются единицы, построенные на основных лексических категориях: обыгрывание многозначных слов, каламбуры, построенные на частях слов, а также некоторые особые случаи, такие как термины, имена собственные и аббревиатуры.

 Примеры игры слов, построенной на многозначности слова, наиболее типичные и многочисленные из лексических каламбуров в данном сериале. Основой для подобной игры нередко бывают не многозначные слова в прямом смысле, а единицы, содержащие один и тот же корень.

- Damn right, before I send this building

downtown to the boys in the lab.

I'm sequestering these as evidence.

And I'm issuing you witha decree of... sub... ju... dae. Subjudae!

You are under a legal subjudaeto stay there.

- Будьте уверены, посмотрю, пока не отправил всё здание целиком парням из лаборатории. Я конфискую это в качестве улики. И я выношу вам постановление

о... саб... су... дии. Сабсудии!

По сабсудии вы обязаны оставаться здесь.

Лексический каламбур может быть осложнен введением авторского неологизма – действительно нового слова, окказионализма, подходящего и употребленного только в данном случае, − или же приданием нового значения существующему слову на основе лишь близости созвучий. Подобный вид лексического каламбура занимает второе место по часто появления в сериале.

-         It's all waffle! Nobody will admit wine doesn't have a taste.

-         But you can't taste anything.

You smoke eight bajillion cigarettes a day!  

- Вздор! Просто никто не готов

признаться, что у вина нет вкуса.

- Но ты вкуса всё равно не чувствуешь. Ты же куришь по восемь газиллионов сигарет в день!

 При переводе также нередко встречались каламбуры, которые строятся на «частях слов», точнее – на осмыслении немотивированно расчлененных, «состыкованных» или измененных слов. Лексическая единица расщепляется (без учета ее морфологической структуры) и «щепки» осмысляются на подобие шарад; или в слово вклиниваются слоги или буквы (также морфологически не мотивированно) с тем, чтобы придать ему новое значение, не лишив первоначального; или лексема видоизменяется при помощи неприсущих ей суффиксов или иными средствами, чтобы придать ей значение, присущее другим словам и т.п. Подобные «неологизмы», нередко обремененны ассоциациями и намеками.

- Well, they invited me to a dinner party and I went, had a good time, woke up with a bit of a hangover. Well, a big hangover. So I went to the chemist to get some fizzigood.

- Some what?

- Fizzigood - make feel nice.

- Oh, Alka-Seltzer.

- Значит, они пригласили меня на званый обед, и я пошёл, отлично провёл время, проснулся с небольшим похмельем. Ужасным похмельем. И я пошёл в аптеку,

купить антипохмелина.

- Чего?

- Ну, антипохмелина.

- А,  "Алка-Зельцер".

К лексическим относятся также каламбуры, построенные на особых лексических единицах, таких как термины, имена собственные и аббревиатуры.

Говоря о терминах, было отмечено, что многие созданы на основе общеязыковых слов, откуда, с одной стороны, смешение терминологического значения с нетерминологическим, а с другой – возможность их каламбурного обыгрывания. Но, в общем, перевод каламбуров, основанных на терминологии, ничем существенным не отличается от перевода обычного каламбура на основе многозначного слова. Важно не упускать из вида возможность натолкнуться на такую игру слов.

- You are being irrational. The only way to inner peace...

- Stop talking goo. The only thing that will bring me inner peace is a beard-seeking missile.

- Ты ведёшь себя иррационально.

Единственный способ обрести внутреннее спокойствие...

- Хватит нести чушь. Единственное, что принесёт мне внутреннее спокойствие - это ракета класса земля-борода.

Имена собственные, в первую очередь антропонимы и топонимы, которые причисляются к говорящим (значащим, смысловым) именам, представляют группу чрезвычайно активных и своеобразных компонентов игры слов. В принципе, каждое говорящее имя можно считать если не выраженным, оформленным каламбуром, то потенциальным каламбуром или заготовкой для него. В случае нашего исследование само название сериала «Black Books» можно причислить к  говорящему имени собственному. Имя главного Бернард Блэк (Bernard Black), а название его книжного магазина «Black Books» – игра слов, основанная на игре значения слова «black». C одной стороны, это фамилия, с другой стороны это прилагательное, отражающее атмосферу, в которую попадают посетители этого книжного магазина, и тяжелый, если не прескверный характер, его хозяина. Официального перевода сериала на русский язык нет, однако, благодаря поклонникам британских ситкомов, которые предприняли попытку сделать перевод сериала, существует несколько вариантов перевода его названия. Среди них дословный перевод как «Черные книжки», который не кажется нам удачным и который не передает его главной интриги. В подобных случаях переводчики обычно обращаются к поиску совершенно нового названия, не имеющего ничего общего с оригиналом, то есть прибегают к приему смыслового развития. Но мы предлагаем переводить название сериала согласно схеме «что?где?когда?», так как сохранить каламбур в этом случае невозможно, а передать главную идею с нейтральным оттенком можно. В итоге перевод самого главного каламбура в сериале – его названия – будет произведен способом описательного перевода «Книжный магазин Блэка».

Фразеологические каламбуры. Что касается фразеологического каламбура, то он строится на основе трансформаций, заключающихся в разрушении формы и/или содержания исходной фразеологических единиц, причем достигается параллельное восприятие как фразеологического значения фразеологических единиц, так и прямого значения компонентов или двойная актуализация. Показателями фразеологического каламбура можно считать показателями фразеологического каламбура двуплановое его восприятие и возникновение юмористического эффекта, обычно связанного с эффектом неожиданности. Именно это должен переводчик довести до сознания читателя при переводе фразеологических каламбуров.

  Наиболее общим способом, связанным с переводом такого вида каламбуров вообще, можно считать буквальный перевод, даже кальку – калькирование содержания и формы соответствующей трансформированной единицы, то есть, в принципе приём, которым воспользовался автор подлинника. Прием копирования подлинника возможен только в тех случаях, когда в языке, на который происходит перевод, имеются полные эквиваленты-фразеологизмы, позволяющие калькировать словосочетание, передавая максимально близко к оригиналу и отдельные компоненты.

- Hello, Gus.

- Long time, no speaky.

- Oh. Did you get out?

- Yeah. Yeah! What, your nephew?

- А, привет, Гас.

- Сколько лет, сколько зим.

- А.  Тебя выпустили?

- Да. Да! Что, твой племянник?

Фонетические каламбуры. Во многих теоретических работах помимо перечисленных выше классификаций встречается еще и третья разновидность – фонетический каламбур. Для данного уровня характерно преобладания звуковой стороны над смысловой и иногда настолько, что становится сомнительным отнесение оборота к категории каламбура. Для примера можно привести следующий каламбур:

- Do you know nothing about modern culture, Bernard?

Beckham, Posh, Pokemon. I mean...

- Pac Man. It's pronounced Pac Man.

- Forget it.  

- Ты что, вообще ничего не знаешь

о современной культуре, Бернард?

Бекхэм, Пош, Покемон. Знаешь...

- Пэк Мэн. Произносится "Пэк Мэн".

- Забудь.

      Чтобы более наглядно показать виды каламбуров, которые встречались в данном сериале, здесь представлена таблица 1, где численно показано их численное соотношение.

Таблица 1. Основные виды каламбуров

 

Количество, шт.

Проценты, %

Общее количество каламбуров

68

100

1.     Лексические каламбуры;

64

94

- обыгрывание многозначных слов;

35

51

- каламбуры, построенные на частях слов;

23

34

- термины, имена собственные и аббревиатуры;

6

9

2.     Фразеологические каламбуры;

1

2

3.     Фонетические каламбуры;

4

4

Проанализировав таблицу 1  можно сделать вывод, что в сериале «Black Books» наиболее часто встречались лексические каламбуры, построенные на обыгрывание многозначных слов, и каламбуры, построенные на частях слов. С одной стороны, подобное постоянство облегчало работу по переводу, с другой стороны, лексические каламбуры, построенные на обыгрывании многозначности слов, оказались наиболее трудными для перевода. 

Литература:

1.     Мой компас / Английский юмор // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moikompas.ru/compas/angliskiijumor.  – Дата доступа: 15.05.2012.

2.     Black Books / Wikipedia // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http:// http://ru.wikipedia.org/wiki/Black_Books – Дата доступа: 02.05.2012.

3.     Влахов, С. И., Флорин, С.П. Непереводимое в переводе / С. И. Влахов, С. П. Флорин. – М.: «Международные отношения», 1980. – 334 с.