УДК 003               ББК 71.0         

Кандидат культурологии, докторант СЗ НИИ     

культурного и природного наследия  С. Петербург

П.И. Кутенков. yarga.spb@mail.ru

             Знаковые шумы в русской народной сряде (одежде)

                                                             

Исследования последних лет утвердили идею знакового деления сряд (одежды) в народной культуре [4; 5; 6; 7; 8; 9; 11; 16; 17 и др.]. Установлено существование строгого знакового единства (целостности) всех вещей сряды, соответствующих тому или иному состоянию и положению девки, бабы и женщины яргических и духовных времён. Например, если годовая родославная сряда в ЧКРК молодой бабы включает около 50 вещей, то все они, с головы до ног от рогов до котов, в знаковом отношении выражают именно этот возраст детородности.  В культуре не принято, чтобы молодая баба в 20 лет в составе такой сряды носила старушечью понёву о четырёх полотен. Ей одновременно предписывается надевать несколько понёв о восьми или девяти полотен с обложкой [9, с. 185-194]. Не может она вместо поясного убора из семи поясов надеть на праздник красивые девичьи кушаки, нет места и другим нарушениям знаковой целостности её одежды. Сряда  в любом возрасте, состоянии и положении девки, бабы и женщины должна иметь знаковое единство, знаковую целостность всех вещей в неё входящих. Но и каждая вещь-знак сряды в культуре наделяется внутренним единством содержащих в ней знаков: цвета, строения узора, линейного изображения, качества материала, ткани, названия, кроя и др. Это основной подход изготовления и ношения одежды в русской народной культуре.

В ходе полевой работы обнаружено существование сряд(ы) с нарушением знаковой целостности, т.е. одновременным присутствием в ней одежд и уборов с совершенно различной знаковостью. Выявлено несоответствие в знаковой целостности различных видов и типов сряд. Мы это называем знаковым шумом сряды (одежды). Оказалось, что такое несоответствие носит не случайный, а обрядовый характер.

Ввиду малоизученности этого вопроса в РНК, попытаемся выявить размах проявленности знакового шума в срядах по временам полного круга жизни и понять причины его происхождения. В случае устойчивости явления обозначим его в приемлемых понятиях и классифицируем.

Свадьба. Из почти десятка свадебных сряд, знаковый шум присущ одной, сопровождающей непосредственный духовный переход невесты из рода в род, её передачу в род мужа. Это время Посада и начало возрождения невесты. Здесь происходит следующее.

После Посада, когда невеста сидит в девичьей праздничной печальной свадебной сряде, её голову убирают по бабьи: заплетают две косы, два когача (рога из волос) и т.д., а девичий печальный головной убор меняют на бабий (двурогую праздничную кичку, сороку, кокошник, платки, повойник и пр.). Вся оставшаяся часть сряды не трогается, остаётся девичьей печальной: рубаха, шушка, кушаки и др. Например, в с. Сядемке СКРК утром невесту, убранную в печальную сряду, после благословения родителей хлебом и образом, сажали на Посад. После Посада и венчания, в церкви ей заплетали две косы, надевали повойник, убирали в двурогую кику и закрытую платком везли в дом мужа [3, с. 190]. В таком, явно несообразном убранстве, невеста находится непродолжительное время. В различных крестьянских родовых культурах это  длится от 3-4 часов – до полусуток, с переходом на следующий день свадьбы.

В переходном убранстве невесты обнаруживается двоякое знаковое рассогласование. Первое: одновременно присутствуют бабьи и девичьи одежды; второе рассогласование вызывается наличием годовой печальной девичьей одежды и праздничной родославной бабьей. Таким образом обнаруживается присутствие двойного знакового шума сряды: первый – яргический (возрастной), принадлежащий сряде яргического времени; второй – духовный, нарушение в срядах сварожьего времени [8, с. 33, 38].

Причиной возникновения знаковой целостности служит неустойчивое состояние невесты во время свадебного духовного перехода. Появление бабьего, – причёски и головного убора, – вызывающих знаковые шумы, проистекает из необходимости закрытия волос невесте в её новом состоянии. Закрытием волос, невесте отсекается невидимая духовно-магическая связь с её родом и перекрываются другие возможности, обеспечивая успешный духовный переход в род мужа. Другие родославные вещи сряды (понёва, пояса, рубаха и пр.) появляются позже. Они ей даются «на вырост» бабий, служат магическим средством, положительно влияющим на превращение молодухи в молодую бабу.

В беременности продолжается ношение родославной одежды, с помощью которой баба скрывает своё положение до определённого времени. Состояние «двоедушной», особенно во второй части беременности, признаётся печально-умиральным, «нечистым» [2, 2001, с. 21, 56; 19, с. 244, 250]. Однако в одеждах «двоедушной» нет печальной знаковости. В образе беременной обнаруживается несоответствие внутреннего состояния её внешнему виду, т.е. обнаруживается знаковый шум. Он порождается не разногласием знаковости одежд разного назначения, а рассогласованием внутреннего состояния беременной с её внешним знаковым выражением. Мы его называем скрытым знаковым шумом. В основе возникновения этого шума лежит стремление сохранить в тайне беременность; тем самым защитить душу роженицы и плода от порчи, сглаза и нечистой силы.

Роженица. В конце родовых сороковин, например, в с. Чернава ЧКРК, роженица для получения очистительной молитвы наряжалась в сряду с печальным праздничным недетородным верхом (головной убор) и праздничным родославным низом (понёва). В. Депутатова, 1926 г.р., мать пятерых детей, сообщила, что отпускную молитву брала «через шесть недель в понёве о 6 полотен без изуложки, с одним пояском без махров, печальном белом платочке, печальной занавеске. Красное в эти дни  нельзя надевать» [15]. В целом её сряда явно создаёт звуковой шум: печальный верх, а низ родославный – понёва о шести полотен. Часто состав такой сряды включал: понёву о пяти полотен (РМН № Ч8-140), печальную занавеску большими кругами (РМН № Ч8-28), с одним поясом в понёве; покрывались печальной белой льняной домотканой покрышкой с красными полосками (РМН № Ч8-101) [15]. По степени печальности сряда роженицы в 40 день соответствует второй части иносветной печали. Подобный состав сряды роженицы не единичен в русской народной культуре. Например, в СКРК знаковость сряды роженицы во время получения очиститетльной молитвы разнородна: низ одежды – понёва детородного характера о 10 глаз (РМН № 2-43), а верх сряды, включая пояс, запон и платок – кручинные (РМН №№ 1-30; 3-67; 1-40). Состав убранства обнаруживает знаковый шум, показывающий двойственность положения роженицы в сороковой день. В физиологическом отношении она уже готова вновь стать матерью и об этом свидетельствует поддобрая понёва. Однако не завершено послеродовое духовное очищение: не выполнены обрядовые действия по завершению духовного очищения; нет обрядового завершения сороковин отношений с младенцем; не проведен обряд по завершению возвращения своей души в обычное состояние – это выражено печальными одеждами. Интересно, но здесь также, как в свадебной сряде, знаковое рассогласование идёт между верхом и низом сряды. Различие в том, что здесь верх сряды имеет печальную знаковость, а низ – родославную. Стало быть, нарушение знаковой целостности сряды роженицы определяется её промежуточным состоянием – между детородностью и недетородностью; препятствием для её полноценного возвращения в детородное состояние, служат незавершённые духовные отношения.

Для времени роженицы характерно и другое обрядовое нарушение знаковости сряды. В с. Чернава роженицы после родов могли не носить понёв, ходили до сорока дней в бабьей рубахе и девичьей белой шушке [18, с. 119]. В русской народной культуре понёва – это знак бабства в самом широком понимании. Переход роженицы после родов во временное не детородное состояние на сорок дней, показывается снятием понёвы: культура по сути этим действием обнажает не только состояние недетородности, но и духовную бабью беспомощность, её особое состояние. Возврат к ношению на это время девичьей белой суконной шушки поверх рубахи – подчёркивает это особое духовное состояние. В таком убранстве очевиден знаковый гром: девичья шушка и бабья рубаха с бабьим головным убором. Подобное обнаружено в с. Вяземка ВКРК, где роженица сорок дней после родов не носила понёву [13].

Необходимо подчеркнуть, что в проявленности знакового шума сряды роженицы, своим основанием обнаруживается духовный переход и его обрядовая незавершенность. Это подтверждает важность бытия обряда в культуре. Именно обряд завершает совершённое [1, с. 38].

Явление знакового шума сряды оказалось свойственным для времени молодухи. Например, в с. Песочня Сапожковского уезда молодая по праздникам до рождения первого ребёнка наряжалась в сарафан (на голове бабьи головной убор и причёска. – П.К.), а по будням ходила в понёве [12, с. 109]. Знаковое единство сряды нарушается одновременным нахождением в праздничной сряде бабьего головного убора (с бабьей причёской) и девичьего сарафана.

Возникновение знакового шума основано на определении положения молодухи как переходного возраста в бабье. Вступление в категорию баб подразумевает прохождение молодухой духовного и естественного пути матери «до рождения ребёнка».

Возрастной шум сряд характерен при переходе бабы из детородного в последетородное состояние. В СКРК в первом последетородном возрасте (переходном) допускается ношение отдельных детородных одежд. Например, может носиться детородная понёва о десяти глаз с другими последетородными одеждами. В вяземской КРК последняя родославная понёва красная о пяти ярг, а при переходе бабы в недетородное положение, она менялась (вместе с другими одеждами) на недетородную, синею понёву о трёх ярг [10, с. 167]. В случае, если баба продолжала обладать по своему состоянию детородными возможностями, то она надевала синею понёву о пяти ярг. Синий цвет понёвы в культуре означает перевод в недетородное положение. Пять ярг, – показывал её действительное  детородное состояние. В сряде, а правильнее – в единичной одежде понёве, возникал внешний знаковый шум. При нашем относительно малом знании знаковости этого переходного возраста, вяземская культура открывает совершенно новый подход в показе недетородности: посредством включения в одну вещь двух знаков с противоположными смыслами. Стало быть наличие знакового шума в последетородной сряде может выражаться разными знаковыми средствами.

Знаковый шум сряды в первом последетородном возрасте вызван с одной стороны запретом культуры на зачатие и  рождение детей бабой после 40 лет, а с другой – действительным нахождением её в детородном состоянии. Это широко известное положение народной культуры, объясняющее возникновения знакового шума, нельзя считать полным. Существуют и другие причины вызывавшие необходимость показа в сряде внешнего знакового шума. Начиная с определённого пожилого возраста, после того как баба становится «чистой», ей разрешается  заниматься духовными обрядами. Наличие «женской чистоты» (прекращение месячных очищений и отсутствие половой жизни), здесь обязательно. При этих и других условиях, баба может стать старухой-обрядницей, бабой-обрядницей и заниматься обрядами похорон и проводов души. Часть таких обрядниц, одновременно с проводами души, занималась и родильно-крестильным обрядом, т.е. становилась повитухой. Всё это породило необходимость знакового показа в одежде истинного состояния. Детородность пожилой бабы могла не выставляться напоказ. Однако культура преднамеренно выводит её на общественно-общинное обозрение.

Смерть. Повсеместное использование посадской (венчальной) рубахи и других печальных одежд в смертном убранстве большинства возрастов (за исключением одного-двух возрастов пожилых, где знаковость посадской рубахи не нарушает целостности всего убранства) всегда вызывает знаковый шум сряды. Рубаха печальная посадская девичья, а весь иной состав погребального убранства соответственно своему бабьему возрасту, – порождает знаковую рассогласованность.

Уровень знакового шума в качественном отношении оценивается как знаковый гром сряды. Причина возникновения знакового грома скрывается в магико-мировоззренческих взглядах на роль одежды в осуществлении перехода и дальнейшей жизни души на том свете.

Посадская рубаха, будучи успешно испытана в духовном свадебном переходе, выступает магическим средством, облегчающим подобный переход души на тот свет в похоронно-поминальной обрядности.

Интересен северновеликорусский кеврольский обычай хоронить старых жонок в обряде, составленной из свадебных одежд печального и родославного времени [14]. Такое убранство вызывает двойной знаковый гром сряды: белая посадская девичья рубаха коклюшница (исцельница) и яркий детородного цвета свадебный сарафан. Яркий сарафан в д. Кеврола включался в состав сряды невесты, когда она возрождается в роду мужа, т.е. обеспечивал её духовное становление и возрождение в  новой жизни (второй свадебный переход). В погребальной одежде он призывается обеспечить возрождение на том свете. Следовательно, посадская рубаха и «княжой» бабий сарафан невесты-молодой, создавая знаковый гром в погребальной обряде, содействовали успешному переходу и возрождению души на том свете.

Вдовство. Цветущее, детородное телесное состояние молодой вдовы и печальная сряда согласно её внутреннему состоянию, исключающая детородность на всю оставшуюся жизнь, обнаруживают несоответствие – внутренний знаковый гром.

В одежде молодой вековухи ощущается несоответствие. Время вековушества, начинающейся иногда с 24 лет, определяет для перестарки печальные, старушечьи одежды. С одной стороны – печальная недетородная знаковость одежды молодой вековухи, а с другой – нерастраченные родовые возможности и ограничение на половую жизнь и деторождение, – обнаруживают рассогласованность. В образе вековухи виден внутренний знаковый гром. Природа знакового шума в одежде вдовы и вековой разная.

В целом знаковые шумы образуют совокупность различной значимости. Очевидное различие в уровнях знаковых шумов мы предлагаем разложить на три степени: гром, шум, шелест (табл. 1). Шумы обладают разными знаковыми возможностями в изучении народной одежды и культуры.

                                                                                                                             Таблица 1

Классификация знаковых шумов по временам жизни в срядах  русской народной одежды                                                                    

 

№ п/п

Вид (тип) знакового шума

Времена жизни

Степень знакового шума

1

Свадебный двойной знаковый шум сряды

Свадьба. Духовные переходы

Гром

2

Скрытый знаковый шум

Беременность

Шум

3

Знаковый шум сряды

Время роженицы

Шелест, гром

4

Внешний знаковый шум

Молодуха

Шум

5

Погребальный двойной знаковый шум сряды

Смерть. Возраста детородности

Гром

6

Погребальный знаковый шум сряды

Смерть. Недетородные возраста

Шум

7

Переходный шум сряды

Первый недетородный возраст

Шум

8

Внутренний знаковый шум

Молодое вдовство

Гром

9

Внутренний знаковый шум

Молодое вековушество

Гром

           

Обнаруженное нами явление позволяет заключить следующее. Существование семиотической целостности сряды создало предпосылки для обнаружения в её составе явлений знакового шума. Знаковый шум сряд и одежд различной степени присущ всем временам жизни, связанных с духовными переходами и отношениями в жизни бабы и женщины.

Духовные закономерности жизни бабы и семьи, ограничение культурой деторождения и половой жизни для ряда женских и бабьих возрастов, являются причиной бытия знаковых шумов сряды. Знаковый шум в бабьем обрядовом убранстве не исключение, а характерное проявление духовности русской народной культуры. Сущностная сторона возникновения знакового шума сряд и одежд ставит его в ряд важнейших характеристик русской народной  одежды и культуры.

Совокупность знаковых шумов может использоваться в изучении народной одежды в качестве частного знакового метода.

Литература

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. – СПб., РАН, 1993. – 240 с.

2. Баранов Д.А. Родинный обряд: время, пространство, движение // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. – М.: Росс. гос. гуманит. ун-т., 2001. – С. 9-30.

3. Гагенторн Н. Свадьба в Салтыковской вол., Моршанского уезда Тамбовской г. // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Под. ред. В.Г. Богораз и Л.Я. Штернберг. – Л., 1926. – вып. 1. – С.  171-195.

4. Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского Севера. Сборник научных статей. – Вологда, 2003. – 98 с.

5. Жигулёва В.М. Иванова Л.Н. Русский народный костюм // Народный костюм Пензенской губернии конца 19 – начала 20 века. – СПб., 2005. – С. 21-70.

6. Зимина Т.А. Знаковые функции орнаментики традиционного женского костюма // Музей. Традиция. Этничность. ХХ-ХХI вв. – СПб-Кишинёв, 2002. – С. 114-119.

7. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). – М., 2002. – 374 с.

8. Кутенков П.И. Великорусская народная женская сряда (одежда). Сядемская и вяземская крестьянские родовые культуры. Сер. 19 – начало 20-го в). – СПб.: Фак. филолог. и искус. С. Петербургского гос. универ., 2010. – 286 с.; 112 с. цв. снимков.

9. Кутенков П.И. Южнорусская народная одежда. Чернавская крестьянская родовая культура. Сер. 19 – 20 в. – СПб.: РГО, 2011. – 288 с.; 208 с. цв. снимков.

10.Кутенков П.И. Ярга-свастика – знак русской народной культуры. РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2008. – 452 с.

11. Лаврентьева Л.С. О платке // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 57. – СПб, 1999. – С. 39-52.

12. Лебедева Н.И. Научные труды / Рязанский этнографический вестник. Гл. ред. В.В. Коростелёв. – Рязань, 1996. – Т. 1. – 191 с.

13. ПЗ(В), 2010.

14. ПЗ(К), 2010

15. ПЗ(Ч), 2010.

16. Русская народная одежда. Историко-этнографические очерки – М.: Индрик, 2011. – 776 с.

17. Смирнова И.Ю. Понёва-плахта в традиционном костюме гомельско-брянского пограничья (неглюбский строй) // Единство и разнообразие славянского народного костюма. Сборник статей. – Смоленск, 2010. – С. 89-96.

18. Соколова Г.В. К вопросу о женской праздничной одежде Скопинского уезда Рязанской губернии (по материалам экспедиций в Скопинский район Рязанской области) // Сергиево-Посадский музей-заповедник. – М., 2000. – С. 392-416.

19. Щепанская Т.Б. К этнокультуре эмоций: испуг (эмоциональная саморегуляция в культуре материнства) // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т., 2001. – С. 236-265.

Сокращения

ВКРК – вяземская крестьянская родовая культура. Земетчинский р-он Пензенская обл.

КРК – крестьянская родовая культура.

ПЗ(К), 2010 – Полевые записи исследователя в д. Кеврола на Пинеге в 2010 г.; Ч – в с. Чернава ЧКРК; В – с. Вяземка ВКРК.

РНК – русская народная культура

РМН – Русский музей народоведения (негосударственный). Г. С. Петербург.

СКРК – сядемская крестьянская родовая культура. быв. Спасский у. Тамбовская губ.

ЧКРК – чернавская крестьянская родовая культура. Милославский р-он Рязанская обл.

Ключевые слова. Вдова, вековая, времена жизни, духовный переход, детородность, знаковый шум, знаковость, молодуха, русская народная одежда, сряда.

Краткое содержание. Рассматривается малоизученное явление, знаковые шумы, в русской народной одежде. Выявляются истоки появления и степень распространения в срядах. 

На английском

Sign noise in Russian national sryade (clothes)

                                                                       P.I. Kutenkov

Keywords. The widow, century, life times, spiritual transition, sign noise, russian national clothes, sryada.

 

The summary. The new phenomenon in Russian national clothes – sign noise is considered. The reasons of occurrence and distribution degree are established.

 

Примечание

 

Сряда – одежда, головной убор, поясной убор, обувь, украшения, надеваемые девкой, бабой и женщиной (кроме вековой) в праздник, печаль и будни.

 

Курсивом выделены понятия и категории русской народной культуры.

 

В 19-21 вв. частичная смена одежд могла происходить после венчания в церкви или сторожке.

 

Ярга – крест с загнутыми концами (свастика), в понёвах используется как единица исчисления календаря жизни бабы-роженицы