Политология/6. Проблемы взаимодействия власти и общественности

 

Д.ист.н., проф. Тонких В.А., к.ист.н., доц. Фарберова О.Е.

Воронежский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права

Российское предпринимательство и

Русская православная церковь:

стратегия благотворительности

 

Российское предпринимательство и Русская православная церковь имеют во многом сходные социальные задачи. Одна из общих стратегических задач – оказание социальной помощи нуждающимся, поддержка образования и культуры. Эти задачи восходят к старинным христианским традициям, уходящим корнями во вторую половину ХV столетия к духовной деятельности Иосифа Волоцкого и его последователей.

В конце ХV века в русском православии возникло два течения – стяжатели и нестяжатели, по-разному трактовавших роль церкви в обществе. Иосиф Волоцкий призывал неукоснительно соблюдать внешний устав и выполнять социальное служение. Он считал, что церковь должна оказывать помощь сиротам и крестьянам во время голода. Церковное и монастырское имущество выполняло для него роль служения. Стяжатели строго держались за церковное имущество.

Лидер нестяжателей Нил Сорский полагал главным внутреннее преобразование личности, а церковное имущество отвлекает человека от нравственного самосовершенствования.

В острой борьбе обоих течений победу при поддержке государственной власти одержали сторонники Иосифа Волоцкого. Социальное служение Церкви стало с тех пор стратегическим направлением социальной и духовной деятельности.

Духовным основанием благотворительности стала евангельская заповедь – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22, 39). Наряду с получением прибыли от своей экономической деятельности российские предприниматели одной из главных своих задач считали оказание материальной помощи бедным, сиротам, обиженным судьбой людям, поддержку культуры и образования. Эти задачи решались самими предпринимателями в силу природного христианского милосердия, сострадания, желания помочь ближнему, скрасить его повседневную жизнь. «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5, 42).

Церковь, не осуждая богатства, критиковала неправедное, незаконное обогащение. «…Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19, 23-24). Философия российской благотворительности носила преимущественно христианский, нравственный характер, исходивший из евангельских норм.

В течение нескольких веков Русская православная церковь активно занималась благотворительностью. В этой благой работе ей способствовало российское купечество. Особого масштаба эта работа достигла на рубеже XIX-XX столетий. Значительная часть предпринимателей, подвизавшихся на ниве благотворительности, стояли на позициях старообрядчества. Широко известны имена российских предпринимателей, прославившихся в области благотворительности и меценатства. Российское купечество на три четверти обеспечивало содержание социальной сферы.  Среди них особую известность приобрели купцы Боевы, Бахрушины, Морозовы, Алексеевы, Солодовниковы, Третьяков, Мамонтов, Харитоненко и др.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) собрал богатейшую коллекцию произведений русской живописи, положившую начало всемирно знаменитой Третьяковской галереи в Москве. В коллекции Третьякова насчитывалось 1287 картин, 518 рисунков, девять скульптур русских художников XVIII-XIX веков, 75 картин, восемь рисунков и пять статуэток западноевропейских мастеров, принадлежавших его брату Сергею Михайловичу. Собиратель произведений искусства С.М. Третьяков служил городским головой. Простое перечисление приобретенных П.М. Третьяковым произведений искусства заняло бы не один десяток страниц.

Ныне собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и включает несколько исторических разделов. В библиотеке галереи хранится свыше 200 тысяч книг по искусству.

Алексей Петрович Бахрушин известен как коллекционер предметов русской старины, в первую очередь старинных книг. Свою обширную библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а коллекцию фарфора и старинных вещей – Историческому музею. Бахрушины активно занимались благотворительностью. Они содержали на свои средства городскую больницу, Дом бесплатных квартир, приют и колонию для беспризорных, ремесленное училище для мальчиков, Дом для престарелых артистов. С каждой коммерческой сделки Бахрушина отчисляли средства на благотворительную деятельность.

Коллекционированием произведений искусства занималась семья Боткиных. Михаил Петрович Боткин – художник, академик, крупный чиновник. В течение 50 лет он собирал старинные художественные изделия из России и Европы. Коллекцию картин зарубежных мастеров собирал его брат Дмитрий Петрович.

Ярким представителем российской благотворительности и меценатства был Савва Иванович Мамонтов – представитель купеческого рода. Савве Ивановичу принадлежит заслуга открытия многих ставших впоследствии знаменитыми талантов. Среди них, в частности, певец Федор Шаляпин. Мамонтов материально поддерживал художников Васнецова, Поленова, Коровина, Репина, скульптора Антокольского, других деятелей искусства. Подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром русской культуры рубежа XIX-XX веков.

Многим российским предпринимателям обязана русская культура «серебряного века», достигшая всемирной известности, в том числе благодаря финансово-экономической поддержке. Судьба многих отечественных деятелей культуры сложилась благополучно благодаря не только личным талантам, но и при помощи представителей бизнеса.

На современном этапе взаимодействие предпринимательства и Русской православной церкви не отличается подобными масштабами. Стратегия совместной благотворительности как устойчивое социальное явление только формируется. Необходимыми условиями для плодотворного и эффективного сотрудничества в этой сфере должно стать изменение стратегического курса государства в отношении труда и капитала.

Российское государство последовательно отстаивает и защищает интересы капитала. В условиях рынка деньги, капитал превратились в абсолютную, доминирующую ценность, подавили нравственные качества личности. Ставка делается на случайные факторы обогащения – выигрыши, «умение жить» и др. В то же время труд, интересы людей труда защищаются крайне слабо и непоследовательно. Забыт основной экономический закон: основу капитала, прибыли составляет именно труд. А труд как будто выпал из поля зрения государства. Упал престиж труда рабочих, инженеров, учителей, врачей, ученых как социально-экономического явления. В составе российского парламента в избытке присутствуют бизнесмены, но почти нет рядовых рабочих, врачей, учителей. Или они играют бутафорскую роль, обеспечивая определенный процент политического участия. Значительная часть российской молодежи считает более престижными профессии чиновников, бизнесменов, банкиров и т.п. Некоторая ее часть настроена покинуть страну в поисках лучшей доли. Нарушена российская духовная традиция, ставившая выше иных ценностей нравственные ценности личности, нашедшие отражение в библейских законах-заповедях.

В восстановлении духовно-нравственных ценностей решающую роль призвана играть Русская православная церковь как социальный институт, пользующийся максимальным доверием граждан. Церковь ведет большую социальную работу – оказывает помощь социальным слоям населения, нуждающимся в социальной защите. Это – пожилые люди, дети-сироты, инвалиды, одинокие родители и т.п. Важнейшей стратегической целью общества должно стать полное искоренение таких негативных явлений, как социальное сиротство, когда сиротами становятся дети при живых родителях.

Церковь в состоянии изменить отношение общества к предпринимательству, подвигнуть отечественный бизнес на большую социальную ориентированность. Как заявил Патриарх Московский и всеа Руси Кирилл, «духовное окормление предпринимательского сообщества является одной из важных забот Церкви, т.к. деловые люди составляют очень важный костяк… общества, от их жизненной позиции и мировоззрения, этики зависит самочувствие и поведение огромного количества людей. Предпринимательство имеет сильное нравственное измерение». В стране функционирует Клуб православных предпринимателей, одной из задач которого является социальное служение. Предприниматели выделяют на благотворительность средства по остаточному принципу.

Не может оставаться в стороне от благотворительности и государство. В дореволюционной России государство всячески поощряло представителей купеческого сословия, вкладывавших финансовые средства в благотворительность. Купцы получали государственные награды, иные поощрения. Ныне государство могло бы поощрять предпринимателей, занимающихся благотворительной деятельностью, с помощью льготной налоговой системы. Никакая модернизация на деле невозможна без эффективной социальной политики государства, Церкви и бизнеса. Только в единстве устремлений возможно превращение нашей страны действительно в социальное государство, где люди имеют комфортные условия для жизни.