Щетинин К.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаил Туган-Барановского, Украина

Отношение религии к демографической проблеме

В современном обществе существует ряд важных проблем, оказывающих значительное влияние на его дальнейшее развитие. Одной из таких проблем является демографическая. Ряд исследователей справедливо указывал на взаимосвязь между демографическими процессами и семьёй как социальным институтом, и доминирующей в обществе религией. Среди них можно отметить как признанных авторитетов научной мысли (Дж. Фрэзер, М. Вебер, Т. Парсонс), так и современных отечественных и зарубежных ученых, рассматривавших различные аспекты взаимовлияния религиозных и демографических процессов (М.А.Абрамова, А.И.Будов, Л.Н.Митрохин, В.С.Мухина, Ю.Т.Подлесный, Д.М. Угринович, и др.). Несмотря на значительный вклад в изучение этого вопроса, вопрос о взаимосвязи религиозных и демографических процессов остаётся не полностью изученным. Это происходит отчасти из-за процессов развития религии и эволюции религиозных организаций, корректирующих некоторые свои положения относительно семьи, абортов и т.д.

Целью исследования является анализ изменений оказывающих влияние на такие демографические процессы, как рождаемость, смертность, количество браков и разводов со стороны религии.

Рассматривая отношение религии к проблем демографии в целом, следует отметить, что существует значительное разнообразие подходов к рассматриваемой проблеме, которое демонстрируется различными религиями и отдельными религиозными организациями. Подавляющее большинство религиозных доктрин одобряют как семью в качестве социального института, так и многодетность.

Несмотря на довольно распространённую в современной науке и общественном мнении точку зрения, утверждающую прямую зависимость между уровнем рождаемости и уровнем религиозности, не все религиозные доктрины напрямую способствуют максимальному количеству детей в семье.

Весьма спорным в современных религиях является вопрос о контроле над рождаемостью. Традиционно консервативным в этом отношении являлись католицизм. Он устанавливает обязательным требованием для всего священства сохранения целомудрия (целибат). Также в католицизме неприемлем развод и второй брак в любом случае. При этом позиции католической церкви, отрицательно относившейся к любой контрацепции, в последнее время изменяются.

Анализируя текущую рождаемость в Западной Европе, можно прийти к выводу, об обусловленности самой высокой рождаемости в Ирландии (16,9 новорождённых на 1000 жителей) высоким уровнем религиозности в этой стране. Кстати, на втором месте также находится католическая Франция с показателем в 13 на 1000. Некоторые исследователи достаточно обоснованно связывают падение рождаемости в таких католических странах, как Италия, Нидерланды, Польша, Испания и Португалия, с падением религиозности в них.

Можно проследить также и другие взаимосвязи между католицизмом и современной демографической ситуацией. Весьма негативно воспринимает католическая церковь такое явление, как развод, фактически запрещая его для своих последователей.

Православие занимает несколько иную позицию в отношении брака для священства. В отличие от католицизма, здесь существует разделение на черное и белое духовенство. Обязательным условием для рукоположения священников, проповедующих в миру (белое духовенство), является создание семьи. По статистике, большинство семей православных священников – многодетные.

Анализируя протестантизм, можно, несмотря на его многочисленные и отличающиеся направления, сделать несколько обобщающих замечаний. Существует постоянный фактор, оказывающий влияние на один из важных демографических показателей – количество разводов. В католицизме и православии брак является одним из таинств. И, соответственно, отношение к нему у верующих гораздо более серьёзное. Протестанты, значительно упростив культ, перестали рассматривать брак как таинство, что стало фактором, упрощающим развод. В большинстве своём протестантские церкви, хоть и неодобрительно относятся к разводу, не препятствуют ему.

Значительное количество изменений в своей практике, так или иначе связанных с демографическими процессами, демонстрируют различные протестантские конфессии в настоящее время.

Что касается ислама, то нормой стимулирующей увеличение популяции является разрешение религией полигамной формы брака, следствием чего является рост рождаемости у мусульман.  Вероятно, с целью стимулирования рождаемости порог вступления в брак установлен уже с момента полового созревания.  Ислам занимает усреднённую позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Достаточно противоречивое влияние на демографию оказывает современный индуизм. Здесь можно отметить как благоприятствующие, так и негативные факторы. В числе последних следует назвать сохранившуюся до настоящего времени традицию, по которой вдовам после смерти мужа было запрещено повторно выходить замуж. С другой стороны, в индуизме всячески поощряется вступление в брак в раннем

Пожалуй, одной из самых строгих религий в мире является буддизм. Обуздание своих желаний, в том числе физиологических, является ограничивающим рождаемость фактором. В некоторых направлениях буддизма, в частности, в раннем (т.н. хинаяна) достижение нирваны напрямую связано с безбрачием. Также в буддизме весьма распространён институт монашества, и доля монахов в обществе весьма велика. Однако существует и ряд религиозных норм, способствующих рождаемости. Принцип ахимса, заключающийся в не причинении вреда живому, распространяется и на аборты. Так же, как и в индуизме, средства контрацепции и другие меры контроля над рождаемостью не одобряются.

Прямая связь между рождением детей и религией существует в конфуцианстве. После смерти отца его сын должен выполнить целый ряд обрядов, обеспечивающих душе умершего комфортное существование в загробном мире. Если же сыновей у человека нет, то обряды будет некому провести, и душа умершего будет страдать. Соответственно, приверженцы конфуцианства стремились произвести как можно больше детей мужского пола, при этом родившихся девочек могли устранять из-за невозможности прокормить. Конфуцианский культ предков способствовал более высокому положению родителей. Так, в конфуцианстве весьма распространены поучительные истории про то, как родители во время голода продали своих детей в рабство, чтобы накормить и обеспечить их дедушку и бабушку, и пр.

Связь демографии с социологией обусловлена влиянием интересов, ценностей данного сообщества на демографическое поведение людей, т.е. на создание семей и прочность семейных отношений, заключение браков или внебрачные отношения, количество детей в семье и на состав самой семьи и другие. Все эти нормы и ценности варьируют в широких пределах по странам и народам и в историческом аспекте. Среди социальных факторов на демографическое поведение людей большое влияние оказывают национальные традиции и установки исповедуемой ими религии. Распространение религиозных убеждений часто (хотя и не всегда) связано с национальным признаком. Религиозные установки на создание и прочность семьи, рождение детей, на отношение к детям, женщинам, старикам становятся часто нормами национального поведения, независимо от того, является данный человек верующим или нет. Поэтому демографы в своих оценках и прогнозах всегда делают поправку на национально-религиозный фактор.

Анализируя приведённые выше факты,  можно сделать  ряд  общих выводов.

Во-первых, религия является одним из мощных факторов демографических процессов, оказывая влияние и в некоторых случаях даже обуславливая такие демографические процессы, как рождаемость и смертность, количество браков, разводов и т.д. Абсолютно во всех религиозных доктринах существуют соответствующие нормы, регламентирующие соответствующие процессы. Во-вторых, влияние одной и той же религиозной доктрины может как способствовать увеличению численности населения, так и ограничивать его рост. В-третьих, по мере развития общества и усиления процессов секуляризации влияние религиозных норм может ослабевать, и сами нормы могут видоизменяться. В-четвертых, религиозная составляющая в современном обществе не является фактором определяющим демографические процессы. Помимо религии существует значительное количество факторов, оказывающих достаточно сильное влияние на количество и качество населения. Среди них можно назвать уровень урбанизации, образования, медицинского обслуживания и демографическую политику государства.

Литература

1.     Осиповскии С.Н. Влияние религии на современное общество: социально- филосовский аспект // Філософські проблеми релігії і культури. -2010. - №103. - С. 161-164.

2.     Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Инфра-М, 2005. - 465 с.

3.     Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Жукова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 384 с.