Дзусов И. И. - старший преподаватель Северо-Осетинского

государственного университета им. К.Л. Хетагурова

 

ОТНОШЕНИЕ К «ВАХХАБИЗМУ» В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА РФ

 

Продолжающееся в научной литературе обращение к вопросам связанным с присутствием «ваххабизма» на Северном Кавказе свидетельствует об остроте и неразрешенности проблемы. Сегодня говорят о трех направлениях данного течения: умеренном, радикальном и ультрорадикальном. Подобное разделение ваххабизма приводится лишь в работах некоторых исследователей занимающихся данной проблематикой, что уже говорит о неоднозначном отношении ученых к данному движению. А. Малашенко отмечает, что салафизм (ваххабизм) Северного Кавказа плюралистичен, и уровень религиозного радикализма разных фракций салафитов различен – от крайних фанатиков до тех, кто готов к диалогу с религиозными оппонентами-традиционалистами  и  с резко негативно настроенными властями [4; 137]. Власти же, как федеральные, так и региональные, предпочитают не вникать в сущность ваххабизма, отождествляя его с бандитизмом, называя «ваххабитские» организации бандформированиями, с которыми ведется нескончаемая силовая борьба.  

В начале своего пути, в 1989 году, деятельность данного течения действительно сводилась лишь к обвинениям во взяточничестве, моральном разложении, сотрудничеству с КГБ представителей ДУМСК и требованиями об их отставки [2; 52], но позднее она переросла в конфликт с деятелями традиционного ислама, которые стали доминировать в духовных управлениях мусульман республик Северного Кавказа. Данное внутримусульманское размежевание неоднократно выливалось в вооруженные столкновения, приводившие к многочисленным жертвам. Самое известное из них произошло в Дагестане, где в 1997 году сложился мощный «ваххабитский» джамаат в составе сел Карамахи, Чабанмахи, Чанкурбе и Кадар, т. н. «кадарская зона», которую лидеры местных исламистов объявили «исламской территорией». «Ваххабиты» и их сторонники отказывались подчиняться властям, которых они обвиняли в коррупции, в неспособности решать социальные вопросы и т. п. Имели место попытки установить на «исламской территории» законы шариата. Это вызвало недовольство тех мусульман, которые продолжали исповедовать традиционный для этой местности тарикатский ислам. Между обеими группами мусульман стали происходить столкновения. В 1999 году «ваххабиты» кадарской зоны поддержали вторжение в Дагестан отрядов самого влиятельного чеченского полевого командира Шамиля Басаева. В ответ власти штурмом взяли непокорные села, уничтожив предводителей «ваххабитов», разрушив их дома. Впоследствии приверженцы «ваххабизма» были расселены по территории Дагестана [3].

Несмотря на активную миссионерсую деятельность, «ваххабитам» так и не удалось сделать свое движение массовым. Даже в Дагестане, где сосредоточено большинство их общин, по мнению экспертов, к ним относится не более 5-10% жителей республики. Эта часто цитируемая цифра, скорее всего, основывается на опросах общественного мнения, во время которых от 5% до 10% опрошенных дагестанцев дали положительную оценку «ваххабизму». К таким цифрам нужно относиться с осторожностью. Из-за полулегального характера движения собрать такую статистику сейчас практически невозможно. Эти данные могли быть получены от правоохранительных органов, которые не имеют четкого представления о движении и нередко включают в него просто ревностных мусульман.

После Дагестана, по данным В. Бобровникова, второе место по численности «ваххабитов» занимает Чечня, а в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии движение представлено отдельными небольшими группами, каждая из которых обычно не превышает нескольких десятков человек [1].

По данным нашего исследования, проведенного в ноябре 2009 г. религиозное течение «ваххабизм» имеет своих приверженцев во всех северокавказских республиках, включая Адыгею и Северную Осетию, но в наибольшей степени оно распространено в Чеченской Республике. Сами чеченцы считают, что приверженцев «ваххабизма» больше в Дагестане (40,3%), чем в Чечне (22,0%) (табл. 10), что совпадает с данными по вопросу «Как Вы думаете, а в Вашем городе (селе) есть люди, группы людей, которые исповедуют религиозное течение «ваххабизм»?», на который 21,5% респондентов из Чечни дают положительный ответ (табл. 2).

Таблица 1. Как Вам кажется, в каких республиках Северного Кавказа в наибольшей степени распространенно религиозное течение «ваххабизм»?

 

РА

КБР

КЧР

РД

РИ

РСО-А

ЧР

Адыгея

5,4

2,4

1,8

7,4

4,6

4,7

5,1

Дагестан

27,8

20,5

42,3

58,2

20,0

32,2

40,3

Кабардино-Балкария

8,1

31,0

16,1

15,1

9,2

25,6

11,7

Карачаево-Черкесия

8,5

6,7

25,6

15,4

3,8

11,6

9,5

Ингушетия

7,8

29,6

24,4

34,4

14,6

53,2

14,3

Северная Осетия-Алания

7,5

3,4

4,2

4,9

10,8

8,6

4,8

Чеченская республика

51,5

65,3

64,9

70,2

28,5

68,8

22,0

религиозного течения ваххабизм в Российской Федерации нет

11,5

5,1

6,0

2,5

10,8

2,0

8,8

затрудняюсь ответить, отказ от ответа

26,8

16,8

20,8

22,1

50,8

13,6

42,1

 

Высокое распространение религиозного течения «ваххабизм» зафиксировано также в Республике Кабардино-Балкария, на это указывают как респонденты соседней Республики Северная Осетия – Алания (25,6%), так и сами жители Кабардино-Балкарии (31,0%). При этом 51,9% респондентов отмечают, что в их городе (селе) есть люди, группы людей, которые исповедуют религиозное течение «ваххабизм», то есть данные самосвидетельствования по Кабардино-Балкарии на порядок выше, чем по остальным республикам (табл. 2), а последние теракты в республике являются ярким подтверждением наших цифр.

В этой связи интересно проанализировать данные самосвидетельствования по Карачаево-Черкесии, где 25,6% респондентов считают, что именно в их республике в наибольшей степени распространенно религиозное течение «ваххабизм» наряду с такими республиками как Чечня (64,9%), Дагестан (42,3%), Ингушетия (24,2%), а 39,2% – указывают на то, что в их городе (селе) есть группы людей исповедующих данное течение. Выше данные только по Кабардино-Балкарии, что в очередной раз опровергает сложившийся стереотип в отношении таких республик как Дагестан, Чечня и Ингушетия, которые ассоциируются у жителей Северного Кавказа, да и в целом всей России с «ваххабизмом», а население с «ваххабитами», в то время как давно пора в вопросе распространения данного религиозного течения обратить внимание на республики Северо-Западного Кавказа.

Достаточно распространенным в некоторых северокавказских республиках является мнение о том, что религиозного течения «ваххабизм» в Российской Федерации вообще нет (табл. 1), это подтверждает ряд экспертов отмечающих, что ни в одной республике Северного Кавказа «ваххабизма» как такового нет, это попытка некоторых силовых ведомств в ряде республик обосновать свою необходимость, получение дополнительного финансирования на борьбу с так называемым «ваххабизмом». Возможно, это объясняет то обстоятельство, что значительный процент респондентов затруднились или отказались дать ответ на вопрос о степени распространенности религиозного течения «ваххабизм» в северокавказских республиках, особенно в Ингушетии и Чечне. С другой стороны это может отражать степень лояльности населения к данному течению, его одобрения и поддержки.

Таблица 2. Как Вы думаете, а в Вашем городе (селе) есть люди, группы людей, которые исповедуют религиозное течение «ваххабизм»?

 

РА

КБР

КЧР

РД

РИ

РСО-А

ЧР

есть

13,5

51,9

39,2

33,7

19,0

26,4

21,5

нет

53,4

13,0

32,5

22,7

28,9

31,2

26,8

затрудняюсь ответить, отказ от ответа

33,1

35,1

28,3

43,6

52,1

42,4

51,7

 

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Отношение среди населения северокавказских республик к религиозному течению «ваххабизм» действительно неоднозначное, что объясняется неоднородностью самого течения.

Больше половины населения национальных республик Северного Кавказа относится положительно к запрету данного религиозного течения в Российской Федерации (табл. 3). При этом наибольшую поддержку в вопросе запрета «ваххабизма», мы находим в республиках Дагестан (79,6%) и Чечня (73,3%), то есть среди той части населения северокавказских республик, которое максимально тесно столкнулось с проявлениями религиозного экстремизма, в том числе и в террористической форме. Эксперты объясняют данное негативное отношение населения к «ваххабизму» тем, что многие совершенные террористические акты и различные политические действия экстремистского характера были организованы, судя по материалам средств массовой информации, именно приверженцами «ваххабизма». Подобное освещение происходящих событий приводит к тому, что у населения практически отсутствует понимание того, что в самом религиозном течении «ваххабизм» присутствует как радикальное, так и умеренное направление имеющее отношение лишь к религиозным вопросам без вмешательства в политическую сферу, тем более с использованием террористических методов в отстаивании собственных интересов. В результате сегодня в умах российского общества «ваххабизм» тождественен таким явлениям как бандитизм, преступность, отсюда и желание запретить данное религиозное течение.

Однако, по мнению ряда экспертов, ни одно религиозное течение запрещать нельзя. Если «ваххабизм» несет в себе проблему, то ее нужно решать не силовыми методами, а преодолевать социальными средствами, так как данная идеология есть во многом отражение сложившейся социальной действительности.

– Такой запрет незаконный. Нельзя запретить религиозное течение, можно запретить организации, которые ведут террористическую деятельность под их лозунгами. Ваххабитские воззрения у большинства жителей Дагестана, но они не объединены в организации, не преследуют политических целей, не вооружаются. Власти с ними борются, в результате получают те самые проблемы, которые мы видим.

Во-первых, нельзя запрещать никакую идеологию, во-вторых, «ваххабизм» не является синонимом терроризма, «ваххабизм» это государственная религия Саудовской Аравии и еще кое-каких государств. Просто наши «ваххабиты» запятнали себя участием в террористических актах. Сам по себе «ваххабизм» не является террористическим, поэтому нельзя запрещать, надо по другому бороться с людьми, которые используют религию для нарушения государственного закона и т.д.

Таблица 3. Как Вы относитесь к запрету религиозного течения «ваххабизм» в Российской Федерации?

 

РА

КБР

КЧР

РД

РИ

РСО-А

ЧР

положительно

59,8

62,6

64,3

79,6

52,9

69,4

73,3

нейтрально, безразлично

12,2

6,5

18,2

2,4

13,8

5,4

8,3

отрицательно

10,4

13,0

6,0

7,9

15,4

14,1

5,3

затрудняюсь ответить, отказ от ответа

17,6

17,9

11,5

10,1

17,9

11,1

13,1

 

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

В некотором смысле приверженность к взглядам «ваххабитов», без отношения к направленности течения – умеренное, радикальное или ультрорадикальное – есть, на наш взгляд,  показатель уровня религиозности и его качества, так как «ваххабит» – есть приверженец «чистых истоков» ислама, соблюдающий все его основополагающие заповеди и обряды, а значит человек высоко религиозный. Таким образом, «ваххабизм» можно рассматривать как новую форму религиозности.

Однако основная часть относящихся к категории наиболее верующих мусульман, как указывают ряд исследователей, не принадлежит ни к «ваххабитским»  фракциям, ни к тарикатским братствам. Это просто те, кто последовательно и неуклонно исполняют свои религиозные обязанности.

 

Список литературы

1.     Бобровников В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.

2.     Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане / Э.Ф. Кисриев. – М.: ОГИ, 2004.

3.     Малашенко А. Два несхожих ренессанса // Отечественные записки. 2003. № 5 (13).

4.     Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Исламская идентификация. Московский Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2001. С. 137.

5.     Hahn Gordon M. Russia’s Islamic threat / Gordon M. Hahn. Yale University, 2007.