Психология и социология/3. Современные тенденции в методологии пси­хологических исследований

 

К.психол.н. Барсукова О.В., магистрант Викторчик И.С.

Педагогический институт ЮФУ, Россия

Исследование представлений о честолюбии и самооценки честолюбия слушателей, получающих дополнительное профессиональное образование

 

Изучение самооценки честолюбия взрослых людей, получающих дополнительное профессиональное образование, не случайно. Во-первых, дополнительное профессиональное образование является платным и требует больших временных затрат. Во-вторых, получение такого образования является осознанным решением, обусловленным не только рядом жизненных обстоятельств, но и, как показывает проведенный нами опрос, прежде всего, желанием самого обучающегося. То есть, речь идет о мотивации обучающихся. Одним из феноменов мотивации личности является честолюбие. Честолюбие  понимается нами как стремление человека стать значимой и признанной личностью для других людей за реальные достижения [1].  Профессия является одной из сфер, в которых современный человек стремится получить профессиональное признание и карьерное продвижение. В некотором смысле о честолюбии можно говорить как о профессионально важном качестве. Честолюбие не связано с наличием задатком и способностей, со знаниями и др., но оно необходимо с точки зрения профессионального и карьерного продвижения как некий энергетический центр, заставляющий человека стремиться к достижениям в избранной сфере [1]. Вот почему представляется необходимым изучать представление и самооценку честолюбия людей, решивших получать дополнительное профессиональное образование.

Теоретико-методологическим основанием исследования явился междисциплинарный  и интегративный подход к психологии человека [2; 3], разрабатываемый в традициях санкт-петербургской школы психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Панферов, Е.Ю. Коржова) и, в частности, концепция структурной организации психики В.Н. Панферова [4].

В пилотажном исследовании представлений и самооценки честолюбия мы использовали авторский опросник «Честолюбие» О.В. Барсуковой, включающий блоки вопросов закрытого и открытого типов:

Блок 1 «Представление о честолюбии» – респонденты дают свое определение честолюбия, а также выбирают один из предложенных вариантов. Анализ результатов вопросов этого блока имеет принципиальное значение, поскольку, прежде чем продолжить дальнейшую работу по заполнению анкеты, студентам необходимо знать психологическое значение понятия «честолюбия», чтобы избежать разночтений.

Блок 2 «Нравственная оценка честолюбия» – респонденты оценивают честолюбие как нравственную (этическую) категорию, с позиций «хорошо» и «плохо», уточняют особенности видов честолюбия с точки зрения нравственности.

Блок 3 «Социальная желательность честолюбия» – честолюбие оценивается с точки зрения социальной и профессиональной желательности и необходимости, проявлений честолюбия, уточняются половые и возрастные особенности честолюбия.

Блок 4 «Самооценка честолюбия» – респонденты оценивают собственное честолюбие (его наличие/отсутствие, степень выраженности).

В нашем пилотажном исследовании приняли участие слушатели, получающие дополнительное профессиональное образование, квалификацию «Практическая психология личности». Всего участвовало – 26 слушателей, в возрасте 23-50 лет.

В соответствии с блоками вопросов опросника проанализируем ответы слушателей. Как было отмечено выше, прежде всего, было необходимо выяснить понимание студентами содержания слова «честолюбие» (блок 1). Данное задание вызвало некоторое затруднение, респонденты задавали вопросы уточняющего характера, просили привести примеры честолюбия и пр. Только после того как респонденты самостоятельно ответили на этот вопрос, им было разъяснено психологическое понимание честолюбия. Это было необходимо для дальнейшей работы с методикой.

Из предложенных вариантов определения честолюбия как мотивационного психического образования слушатели выбрали:

·        Честолюбие – это стремление человека быть значимой и признанной личностью для других людей (33.3%).

·        Честолюбие – это желание человека улучшить, повысить свой статус (22.2%).

·        Честолюбие – это желание известности и славы (22.2%).

·        Честолюбие – это стремление человека к власти (0%).

·        Честолюбие – это желание человека преуспевать (22.2%).

Итак, выбранные респондентами определения честолюбия отражают представленное в психологических источниках содержание честолюбия как мотива, направленного на достижение признания, высокого социального статуса, известности, славы и успеха.

Самими слушателями были предложены следующие определения:

·        Честолюбие как мотивационное психическое образование – стремление к власти, стремление к успеху, целеустремленность (54.5%).

·        Честолюбие как нравственное психическое образование – порядочность и честность по отношению к другим людям (36.4%).

·        Честолюбие как рефлексивное психическое образование – совестливость (9.1%).

Итак, в большинстве ответов (54.5%) преобладает определение честолюбия как мотивационного образования; мотива, предметом которого являются власть и успех. Примечательным представляется тот факт, что предметом честолюбия в ответах респондентов является власть, поскольку при ответе на предыдущий вопрос никто из них не выбрал определение честолюбия как стремления к власти. Около трети респондентов (36.4%) относят честолюбие к нравственным психическим образованиям – феномена, в которых акцент делается на межличностные отношения и отношения к другим людям; при этом из содержания определений очевидной является положительная нравственная оценка честолюбия. И, наконец, в редких случаях (9.1%) респонденты относят честолюбие к рефлексивным психическим образованиям – данные образования раскрывают самоотношение человека; в этих ответах также имплицитно представлена положительная нравственная оценка честолюбия.

Интересными для анализа являются представления респондентов о том, какой человек – какого пола и какого возраста является более честолюбивым.

Так, 44.4% респондентов полагают, что честолюбие не зависит от пола, 33.3% респондентов считают, что мужчины более честолюбивы, чем женщины и 22.2% респондентов находят женщин более честолюбивыми, чем мужчины. Традиционно честолюбие относят к «мужским», маскулинным качествам личности, но в целом в психологической и психотерапевтической литературе, особенно при анализе случаев из практики, отмечается, что честолюбие в равной степени присуще и мужчинам и женщинам, то есть честолюбие не зависит от пола [1].

Отмечая возрастные особенности в проявлении честолюбия,  только 20% респондентов считают, что честолюбие не зависит от возраста человека. Также 20% респондентов полагают, что наиболее честолюбивы взрослые люди. По 10% респондентов оценивают подростков и пожилых людей как самых честолюбивых. 40% респондентов отнесли к самым честолюбивым молодых людей. Никто из респондентов не отметил, что дети могут быть честолюбивыми. Ответы респондентов, по большому счету, не согласуются с психологическими источниками. Честолюбие, как и любое другое качество, формируется в детстве, поэтому честолюбивым может быть человек любого возраста. Описания как «детского», так и «взрослого» честолюбия особенно наглядно представлены в психоаналитических источниках, не говоря уже о художественной литературе [1].

Нравственная оценка честолюбия (блок 2) в большинстве случаев достаточно определенная – 77.7% респондентов оценивают честолюбия однозначно положительное качество; остальные 33.3% респондентов затруднились дать нравственную оценку. То есть никто из респондентов не оценил честолюбие как негативное качество.

Итак, на данном этапе исследования, проанализировав 1ый и 2ой блоки вопросов можно говорить, что в нравственной оценке слушателей нет противоречия – и давая свое определение и прямо оценивая честолюбие, большинство слушателей положительно оценивают честолюбие. Но надо отметить, что и в психологической и в философской литературе такой однозначной оценки честолюбия нет. В научных источниках честолюбие оценивается по-разному: как негативное качество; как качество, которое может быть и положительным и отрицательным; как позитивное качество [1].

Оценка респондентами честолюбия с точки зрения его социальной желательности (блок 3) вполне определенна, хотя и не всегда однозначна. Так, оценивая честолюбие как качество необходимое для преуспевания в жизни в целом, 88.8% респондентов утвердительно отвечают на этот вопрос и только 11.2% респондентов затрудняются ответить.

В оценке честолюбия как качества, способствующего достижению успеха в карьере респонденты более осторожны, хотя большинство респондентов (55.5%) согласны с этим.  22.2% респондентов полагают, что честолюбие скорее способствует, чем не способствует карьерном успеху. Но также 22.2% респондентов уверены, что честолюбие, наоборот, скорее не способствует, чем способствует достижению успеха в карьере.

В данных ответах видится некоторое противоречие: если честолюбие, по мнению большинства респондентов (88.8%), обеспечивает достижение жизненного успеха, то в оценке честолюбия, как качества, необходимого для достижения успеха в карьере, уверено уже меньше респондентов (55.5%).

Самооценка честолюбия слушателей (блок 4) включала в себя прямую («как я сам себя оцениваю») и зеркальную («как, по моему мнению, меня оценивают другие») самооценку.

Большинство респондентов считают себя честолюбивым или скорее честолюбивым человеком – 77.8%, соответственно 22.2% респондентов оценивают себя как скорее нечестолюбивого, чем честолюбивого человека. Уровень своего честолюбия считают высоким и средним по 44.4% респондентов, а 11.1% респондентов оценивают свое честолюбие как низкое. Результаты зеркальной самооценки честолюбия распределились следующим образом: 55.5% респондентов уверены, что другие люди считают их честолюбивым (33.3%) или скорее честолюбивым (22.2%) человеком. 22.2% респондентов полагают, что другие считают их скорее нечестолюбивым (11.1%) или вообще нечестолюбивым (11.1%) человеком. Затруднились ответить 22.2% респондентов.

Респонденты, которые считают себя честолюбивыми людьми (44.4%), отмечают у себя высокий (33.3%) или средний (11.1%) уровень честолюбия и уверены, что другие их тоже оценивают как честолюбивых.

Респонденты, оценивающие себя как скорее честолюбивого, чем не честолюбивого человека (33.3%), свое честолюбие оценивают как высокое (11.1%) или среднее (22.2%). Себя глазами других они считают честолюбивым человеком (11.1%), нечестолюбивым человеком (11.1%); затруднились ответить (11.1%).

Респонденты, которые считают себя скорее нечестолюбивым, чем честолюбивым человеком (22.2%), отмечают у себя среднее (11.1%) или низкое честолюбие (11.1%). В глазах других они себя также видят скорее нечестолюбивым человеком (11.1%) или затрудняются ответить на этот вопрос (11.1%).

Итак, в завершении можно сделать следующие выводы:

1.     Понимание честолюбия респондентами соответствует пониманию честолюбия в психологических источниках.

2.     Респонденты в целом дают позитивную оценку честолюбию как качеству личности и считают, что это качество необходимо для как преуспевания в жизни, так и для достижения профессионального, карьерного успеха.

3.     Большинство респондентов считают себя честолюбивым человеком и оценивают уровень своего честолюбия как высокий или средний.

4.     Перспективным представляется: дальнейшее эмпирическое изучение представлений и самооценки честолюбия и выявление особенности самооценки честолюбия в зависимости от пола, возраста, профессии и пр.; выявление эмпирических коррелятов честолюбия и его взаимосвязи с другими психологическими феноменами, в частности, с мотивацией достижения, локусом контроля, ценностными ориентациями и др.

Литература:

1.     Барсукова О.В. Честолюбие: Представление о честолюбии в художественной литературе, религии и философии. Монография. – СПб.: Речь, 2010. – 184 с.

2.     Барсукова О.В. Междисциплинарный подход к исследованию честолюбия в психологии // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. №7. – Ростов-на-Дону, 2011. С.111-115.

3.     Барсукова О.В. Методология психологического исследования честолюбия // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Ключови въпроси в съвременната наука», - 2012. Том 23. Политика. Психология и социология. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - 112 стр. С. 51-53.

4.     Панферов В.Н. Психология человеческих отношений. Избранное. – СПб.: АНО ИПП, 2009. – 497 с.