Сергеев Т.С.

(Чувашский госпедуниверситет  им. И.Н.Ульянова)

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА-ПРОСВЕТИТЕЛЯ И.Н.УЛЬЯНОВА

         Обращение к научно-педагогической и общественной деятельности одного из лучших представителей народного просвещения России второй половины Х1Х в. Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886), жившего и творившего в период либеральных реформ 1860-1870-х гг., становления и развития демократической педагогической науки и народного образования, для нынешнего времени весьма актуально и значимо. Последователь педагогической системы К.Д.Ушинского, И.Н.Ульянов, работавший свыше трех десятилетий на ниве народного просвещения, из них 5 лет (1869-1874) инспектором, около 12 лет (1874-1886) директором народных училищ Симбирской губернии, выработал свою педагогическую концепцию, сформулировал главную цель своей  просветительской деятельности, основной стержень которой был служение народу через школу, которая должна была воспитать человека образованного и сильного духом, способного бороться  с «невыгодными жизненными условиями» (Ульянов И.Н.  Избранное: Статьи, документы, материалы / Сост. А.Л.Карамышев. – Саратов, 1983.  С. 109).    Эти идеи созвучны нашему времени, когда Россия, находящаяся на пороге вхождения в рыночные отношения, стоит на пути всестороннего обновления системы образования с учетом новых реалий.

        Благодаря усилиям И.Н.Ульянова и его единомышленников и соратников в губернии в те годы было открыто 250 новых школ, построено 261 школьное здание, через Порецкую учительскую семинарию выпущено 89 учителей «ульяновской» закалки. Выступая как подлинный интернационалист, И.Н.Ульянов способствовал появлению 38 чувашских, 42 мордовских, 7 татарских светских школ. Он поддержал основанную гимназистом И.Я.Яковлевым Симбирскую чувашскую школу, в стенах которой подготовлен первый чувашский букварь и готовились кадры национальной профессиональной интеллигенции. Педагогическая деятельность И.Н.Ульянова была посвящена обучению и воспитанию детей разных сословий и национальностей.

        Будущий педагог-просветитель вырос в трудовой астраханской мещанской семье, с детства испытывая нужду и лишения, поэтому с ранних лет  сочувственно относился к обездоленным, будь то  крепостные крестьяне своей страны или  страдающие от многовекового османского ига братья-славяне.  Воспитанный в традициях  христианского милосердия, он  как в служебной деятельности, так и в общественной и личной жизни  старался  развивать идеи добра,   гуманизма, жертвенности, любви и служения ближнему. К тому же благотворительность по понятиям того времени была частью социального этикета.

        И.Н.Ульянов не оставался в стороне при сборе общественных средств на строительство храмов и памятников. На многих подписных листах оставались его автографы. В 1857 г., когда среди служащих Пензенского дворянского института распространяли подписной лист сбора пожертвований на сооружение в Новгороде памятника 1000-летию России,  И.Н.Ульянов      внес  1 рубль серебром, что равнялось цене полутора пудов ржи.  Он вложил также средства на строительство памятников А.С.Пушкину  в Петербурге (1861), М.В.Ломоносову в Москве (1864),  Б.Хмельницкому в Киеве (1870), православного храма в г. Батуми (1885). Его примеру часто следовали и сослуживцы (Шалева О.В. Уроки милосердия // Вестник Ленинского мемориала. Вып. 8.- Ульяновск, 2006.-  С. 116-117).

         Длительное время И.Н.Ульянов являлся действительным членом Комитета Симбирской общественной библиотеки им. Н.М.Карамзина, поддерживая ее личными  книжными и денежными пожертвованиями. В «Книге извещений» Комитета сохранились автографы И.Н.Ульянова (ОГУК «Ленинский мемориал». КП 10703)

          В ходе борьбы за новую, народную школу одной из самых инвестируемых сфер общественной жизни становилось образование. Благотворителям была посвящена особая глава в положении «Об уставе гимназий  и училищ уездных и приходских».  Параграф 104 разъяснял характер  этих добровольных приношений: «… здания, удобные для помещения училищ, или вещи, оным нужные, учебные пособия,  библиотеки, кабинеты, денежные капиталы, или доходы с оных, определяемые на расходы училищ вообще, или на содержание  воспитанников в оном, или же для какой-либо другой особенной цели» (Сборник постановлений по Министерству  народного просвещения. – СПб., 1875. – С. 254).

        Будучи инспектором, позднее директором народных училищ Симбирской губернии, И.Н.Ульянов положительно оценивал и пропагандировал  благородные поступки владельца Суконной  Румянцевской фабрики  Н.Д.Селиверстова, открывшего  школу для работающих детей, помещиков Родионовых, помогавших в строительстве нового здания Вешкаймского училища, графини М.И.Остен-Сакен,  уступившей первый этаж своего просторного  дома под школу в селе Шумовке, помещика  П.А.Ребровского, выделявшего ежегодно по 100 рублей на содержание школы в селе Безводовке Сенгилеевского уезда, князя  Н.Н.Ухтомского и помещика В.Н.Назарьева, передавших свои денежные средства на строительство школьного здания в Богородской Репьевке Симбирского уезда, помещицы  с. Арбузовка Н.А.Островской, выделившей на строительство школы 500 рублей  и столько же на ее ежегодное содержание, крестьянина д. Старые Ерыклы Сенгилеевского уезда  И.Пантюхина, пожертвовавшего в пользу  Собакинского училища  дом с землей в 600 кв. сажен и т. д.  И.Н.Ульянов старался во-время поощрять таких благотворителей.  Он ходатайствовал о награждении симбирского купца М.Андреева и крестьянина села Порецкое Алатырского уезда И.Мусорина  соответственно серебряной и золотой медалями за содействие народному просвещению (Шалева О.В. Указ. раб. – С. 118-119).

         Когда при строительстве Кошки-Новотимбаевского народного училища (на родине И.Я.Яковлева) не хватало казенных средств, И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев вносили временно свои деньги, ибо получение последних занимало много времени и требовало немалых хлопот

         И.Н.Ульянов по возможности поддерживал учителей и морально, и материально. Когда к нему обратился за материальной поддержкой учитель Тойсинского училища К.Андрианов,  семья которого состояла из 14 человек и жила в крайней нужде, И.Н.Ульянов через училищный совет добился выделения ему 150 рублей и принятия его старшего сына Александра в Симбирскую классическую гимназию, где он оказался в одном классе с Владимиром Ульяновым. Как сын учителя, А.Андрианов был освобожден от платы за обучение. Позднее в эту же городскую гимназию  был принят другой  сын учителя – Н.Андрианов, ставший первым дипломированным врачом из чувашей (Алпатов Н.И.  Педагогическая деятельность И.Н.Ульянова. – М , 1956. С. 74;  Сергеев Т.С.  Чувашский парень – одноклассник В.И.Ленина // Таван Атал (Родная Волга). 1974. «№ 12. С. 73 (на чув. яз.). 

        Помощь бедным ученикам производилась в виде освобождения их от платы за обучение, бесплатной раздачи библиотечных книг, в виде благотворительных концертов и спектаклей, лотерей  в их пользу.  В начале января 1886 г., буквально перед своей кончиной, с целью помочь бедным воспитанникам трехклассного городского училища,  И.Н.Ульянов обратился к губернатору  с просьбой о разрешении организовать благотворительный концерт  хора певчих учеников, который принес неплохой сбор в сумме 373 руб. 90 коп. (Симбирский вестник. Вып. 4.- Ульяновск, 2001. – С. 24-25).  

        Помощь нуждающимся ученикам осуществлялась также через религиозные братства при учебных заведениях г. Симбирска: Братство Сергия Радонежского при Симбирской классической гимназии, Братство св. равноапостольной Марии Магдалины при Мариинской женской гимназии, Святодуховное братство при Симбирской чувашской школе и др. Семья Ульяновых вносила ежемесячно до 3 рублей в это благородное дело, жертвуя деньги на покупку для бедных детей одежды и обуви, оплаты обучения и медицинского обслуживания (Стржижовский Л., Сеченчев Л.  Поведала открытка // Правда. 1989.  18 апреля).       

         Когда открытая чувашом-гимназистом И.Я.Яковлевым в 1868 г. в Симбирске чувашская школа оказалась перед угрозой закрытия, приступивший в сентябре 1869 г. к должности инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянов принял все меры, чтобы сохранить этот первый очаг культуры для чувашей. Добившись через официальные каналы  выделения определенной суммы на содержание училища и оплату труда учителя, при сборе средств по  подписным листам он сам тоже делал личные вложения в благородное дело. Так, к началу 1871 г. было собрано более 250 руб., в том числе 5 рублей внес сам инспектор народных училищ (Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. - Чебоксары, 1992. С. 113). Известен случай, когда  он вместе со старшим  сыном Александром внес на содержание чувашской школы 13 руб. 33 коп. (Руднева Л.С.  Оказывал всякое содействие // Ульяновская правда. 1991. 27 июля).  В начале 1876 г., когда несколько учащихся этой школы заболело сыпным тифом,  врач Боровский отказался  лечить доставленного к нему  тяжело больного подростка. Благодаря срочному  вмешательству И.Н.Ульянова  врачебная управа  согласилась разместить  заболевших воспитанников чувашской школы  в городскую больницу (Краснов Н.Г. И.Я.Яковлев и его потомки. – Чебоксары, 1998. – С. 86).

         Передовой общественностью оказывалась помощь семьям осужденных, детям-сиротам при живых родителях. И.Н.Ульянов состоял в числе членов созданного в 1875 г. «Симбирского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов»  и платил соответствующие взносы. На собранные деньги купили 37 десятин земли, каменный дом с большим фруктовым садом по Смоленскому спуску для колонии на 50 воспитанников, которые в основном изучали ремесла и земледельческие науки (Устав Симбирской  воспитательно-исправительной земледельческой колонии.- Симбирск, 1880).

       Будучи товарищем председателя духовно-просветительского  братства «Трех святителей» при духовной семинарии, И.Н.Ульянов внес 5 рублей  (Отчет о деятельности  Симбирского духовно-просветительного братства  «Трех святителей».- Симбирск, 1886. – С. 3, 75). 

          Известны случаи, когда семья Ульяновых оказывала помощь голодающим  жителям России, пострадавшим от неурожая 1868, 1878, 1891 гг. 

          И.Н.Ульянова как истинного патриота волновали судьба России и стабильность ее границ, ее экономическое и военное могущество. Как и остальные соотечественники, он горько переживал утрату черноморского флота, последовавшую по условиям Парижского мира 1856 г.  после поражения России в Крымской войне. Он оказался активным участником  общенародной благотворительно-патриотической акции  - сбора средств  на приобретение морских судов добровольного флота. Начиная с мая 1878 г. И.Н.Ульянов и подчиненные ему инспектора народных училищ Симбирской губернии написали расписку о желании  жертвовать на приобретение крейсеров  5% получаемого жалованья, начиная с мая 1878 г.  В июне и июле они внесли  по 4 руб. 16 коп., а инспектора В.М.Стржалковский и В.И.Фармаковский – по 3 руб. 75 коп.  (Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 99.  Оп. 1.  Д. 1018.  Л. 7). Это было равноценно стоимости 20 кг. баранины.  А ведь надо учесть, что И.Н.Ульянов был единственным кормильцем многодетной семьи.

          И.Н.Ульянов вошел в состав губернского «Комитета по сбору пожертвований  на содержание морских судов добровольного флота» и получил  в виде задания  «Книжку № 14»  на сбор пожертвований.  В течение полутора летних месяцев 1878 г. он собрал и сдал в комитет  36 руб. 47 коп. (Симбирские губернские ведомости. 1878. 15 июля).   Помимо книжек, сбор пожертвований осуществлялся  и в металлические кружки, которые устанавливались в людных местах, раздавались активистам комитета. В печати сообщалось, что  «для сбора пожертвований в Симбирске заказано в магазине  Набоковой  25 железных кружек с замками, от платы за которые Набокова отказалась. Кружки раскрашены художником Нечаевым так же бесплатно» (Симбирские губернские ведомости. 1878. 17 июня).  Следовательно, каждый  симбирянин хоть в какой-то мере проявлял сочувствие славянским борцам за свободу.

         Благотворительная работа И.Н.Ульянова выходила и за пределы страны.  Когда в 1870-х гг. разразился балканский кризис, вся прогрессивная общественность России встала на защиту славян-единоверцев, много веков томившихся под османским игом.  Примером для И.Н.Ульянова послужил патриотический поступок его крестного  отца Николая Агафоновича Ливанова, священника  Гостино-Никольской церкви г. Астрахани, пожертвовавшего в пользу герцеговинских и боснийских православных семейств 26 руб. 43 коп. В одной из своих проповедей  Ливанов говорил: «Далеки от нас Сербия и Дунай,  но они нам родные, с них пришли наши предки и теперь на них живут и умирают  в жестокой битве со злым врагом наши братья по крови и вере.  Их дело в известной степени и наше дело, их судьбы связаны с нашей судьбою. Вот почему наши русские братья  пошли туда к ним и умерли вместе с ними вдали от Родины. Достойны они, без меры достойны нашей благодарной памяти». Ливанова назначили председателем комитета по сбору средств на сооружение храма-памятника  на Шейновом поле в Восточной Румелии (памятник был открыт спустя четверть века в присутствии героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг.).

        Следуя примеру крестного отца, И.Н.Ульянов развернул кипучую деятельность по сбору средств на нужды справедливой для россиян войны. 20 августа 1876 г. И.Н.Ульянов получил протокол  педагогического совета Симбирского уездного училища с постановлением «жертвовать впредь на все время  сербско-турецкой войны  в пользу пострадавших семейств  славян Герцеговины, Боснии и Болгарии 1%  с получаемого служащими … содержания». К протоколу прилагались подписные листы с указанием фамилий жертвователей из числа учителей и учеников. Жертвовали в основном по 5-15 копеек, а ученик Макаров внес 40 коп., т. е. больше иных учителей. Жертвования  в фонд помощи могли быть и в виде холста, теплых носков,  ниток, табака, мыла, свечей и т. п. 

        И.Н.Ульянов был  активным членом  Симбирского отделения  «Общества попечения о раненых и больных воинах», созданного в  1876 г. и  позднее  переименованного в Общество Красного Креста. Он делал более значительные взносы, чем высокопоставленные лица (Трофимов Ж.  Отец Ильича. – Саратов, 1981. – С. 65). В оборудование  военно-походного лазарета перед русско-турецкой войной 1877-1878 гг. он внес  13 рублей.  В «Симбирских губернских ведомостях» за  годы этой военной кампании можно было прочитать его фамилию с  указанием суммы пожертвований (Шалева О.К.  Указ. раб. – С.126).  

          Директор народных училищ Симбирской губернии распространял в подведомственных ему школах журнал «Вестник народной помощи», переименованный в 1880 г. в  «Вестник Красного Креста». В пользу славянских школ, разоренных врагом, он организовал сбор денежных средств и вещей – медикаментов, книг, учебных пособий. В  «Симбирских губернских ведомостях» того времени  встречаются сообщения о том, какие суммы удалось собрать директору народных училищ. Подобные добровольные взносы, чаще всего  в виде ежемесячных отчислений от должностного оклада, делали многие сослуживцы И.Н.Ульянова, и даже учащиеся открытой и инспектируемой им  Порецкой учительской  семинарии.  Поречане внесли в фонд помощи болгарам и сербам свыше 200 руб.  (Сергеев Т.С., Краснов А.К.  Факел знаний (К 125-летию Порецкой учительской семинарии  и 40-летию школы-интерната им. И.Н.Ульянова) (1872-1997). – Екатеринбург; Чебоксары, 1998.  С. 28).

         В октябре 1879 г. И.Н.Ульянов был награжден знаком Красного Креста. Этот факт зафиксирован в личном деле (формуляре) директора народных училищ Симбирской губернии. В торжественных случаях Илья Николаевич носил эту почетную награду («Напомнила медаль…» // Преподавание истории в школе. 1978.  № 1.  С. 124).

         

         В послевоенный период, уже после освобождения Болгарии, в Симбирской губернии  продолжал функционировать  благотворительный «Комитет для оказания помощи детям погибших и изувеченных в русско-турецкой войне», в котором  И.Н.Ульянов участвовал в распределении собранных общественных средств через городские и земские управы (ОГУК «Ленинский мемориал». Фонд И.Н.Ульянова.  Д-У2.  № 2532-в).

          И.Н.Ульянов всячески поощрял благотворительную деятельность своих детей и старался их приобщать к этому. Когда они вместе со старшим сыном Александром  вносили 13 руб. 13 коп. в фонд помощи Симбирской чувашской школе, впереди значится имя Александра. Следовательно, это можно было рассматривать как самостоятельный поступок старшего сына инспектора.  Когда учитель математики Симбирской чувашской школы Н.М.Охотников столкнулся с трудностями относительно древних языков, без усвоения которых не принимали в высшую школу, гимназист 7-го класса В.И.Ульянов, по просьбе И.Я.Яковлева, стал бесплатно заниматься с великовозрастным чувашом, отцом двоих детей,  и за два года подготовил его к  поступлению в Казанский университет (Сергеев Т.С.  Роль семьи Ульяновых в судьбе Симбирской чувашской учительской школы // Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. 2008.  № 1 (57).  С. 147-148).       

          Благотворительность была характерна для всех членов семьи Ульяновых.

Уместно  отметить, что старшая дочь И.Н.Ульянова Анна, будучи в пятилетней ссылке в Самаре, в 1892 г.  оказывала помощь больным во время эпидемии холеры. Вторая дочь Мария во время первой мировой войны была  сестрой милосердия на Юго-Западном фронте и выносила с  поля боя раненых. Когда в условиях жестокого голода 1921-1922 гг. на краю смерти оказались миллионы людей Поволжья, глава Советского государства В.И.Ульянов-Ленин пожертвовал в пользу голодающих свою золотую медаль, а  ее сестра Мария Ильинична  сдала в Московский губернский комитет помощи голодающим золото 56 пробы: шейную цепочку, кольцо с 5 розами, крест с сорванным распятием общим весом 6 золотников 63 доли, а также серебро 86 пробы: солонку, крестовую цепочку, крестик, иностранную монету общим весом  7 золотников. А.И.Ульянова-Елизарова пожертвовала семейное серебро (Семья Ульяновых / Сост. Н.С.Гудкова. - М., 1982. С. 391). Поскольку в те тяжелейшие для Поволжья годы  Чувашская автономная область временно  была прикреплена к Москве и  Московской области, можно констатировать, что эти деньги пошли на спасение жизни десятков и сотен голодающих чувашских детей (Ухьянкин С.П.  Их спасла Москва. – Чебоксары, 1970. – С. 21 (на чув. яз.).  При  центральной газете «Правда», главным редактором которой была М.И.Ульянова, был создан благотворительный «Железный фонд» помощи рабочим и сельским корреспондентам, пострадавшим от преследований, куда она перечисляла свои литературные гонорары  (Шалева О.К. Указ . раб. –  С. 123). 

         Изучая далеко не полный перечень поступков и фактов в избранной сфере деятельности И.Н.Ульянова и его семьи, мы убеждаемся, насколько душевно богатыми и благородными они были. Этот ореол благожелательности, искреннего и бескорыстного соучастия, исходивший от них, заряжал и других единомышленников и их  последователей.  В этих благотворительных актах имели место как религиозный, так и социальный мотивы, причем последние явно преобладали. Хотелось бы, чтобы в условиях вхождения страны в рыночные отношения  и резкого расхождения в уровне доходов у  различных категорий населения  благотворительная деятельность для наиболее обеспеченных россиян  стала  привычной и естественной.