История / 3. История науки и техники

Преподаватель Шамедько Н.В.

Институт современных образовательных технологий Российского государственного университета им. И. Канта в Калининграде, Россия

Система взглядов А.Т. Болотова (1738-1833) как мыслителя и учёного

 

Система взглядов русского просветителя Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833) формировалась под воздействием идей немецкого Просвещения и того уровня знаний, которого достигла передовая европейская наука к середине XVIII столетия. Однако в его философских и научных представлениях нашли отражение некоторые специфические национальные и личностные черты.

Условно в этой системе можно выделить три компонента: социальные установки, научные представления и философские взгляды.

Социально-политические взгляды А.Т. Болотова развивались в русле европеизированной дворянской идеологии, в некоторых позициях расходившейся с идеологией официальной.

По своим политическим убеждениям А.Т. Болотов был полным сторонником самодержавия. Резко отрицательно он относился к восстанию Е.И. Пугачёва (он оставил самое точное и полное историческое описание казни последнего, снабдив его собственноручно выполненным рисунком,  который можно увидеть во всех школьных учебниках истории), к Французской революции конца XVIII в., называя происходившее во Франции события «бешенством французских революционистов», а французов «безбожными французскими бунтовщиками» [10, 181], а также к восстанию декабристов, будучи уверен, что они «готовились изумить Россию злодействами и ввергнуть её в бездну мятежей и бедствия» [10, 177].

А.Т. Болотова не удовлетворяли обсуждавшиеся в России проекты по «крестьянскому вопросу»; он особенно подчёркивал необходимость рационализации экономики и преодоления «крайнего невежества земледельцев». Андрей Тимофеевич Болотов был человеком своего времени – дворянином-землевладельцем, а значит хозяином «душ». Однако его взгляд на отношения «помещик - крестьянин» несколько отличался от привычной нам дефиниции «эксплуататор - труженик». Он полагал, что помещик для крестьян как отец, а они – суть его дети. Первый с отеческим усердием должен проявлять свою заботу о последних: не разорять крестьян в угоду своим гипертрофированным личным потребностям и интересам, заботиться о них и поддерживать в голодные годы. Причём А.Т. Болотов считал необходимым прививать дворянам подобные представления с детства. Так, в книге «Детская философия» он осуждает молодую эгоистку Мелинду, считающую в порядке вещей разорение крестьян («выжать их», «семь шкур содрать») ради того, чтобы весело провести одну зиму в Москве, и подчёркивает благородство госпожи Ц., последние деньги отдавшей «мужикам на покупку хлеба», поскольку «из-за недорода все бы по миру пошли» [3: Ч. I, 376, 384, 398].

А.Т. Болотов противился жестокости и считал: нельзя истязать крестьянина наказаниями и непомерной работой. Он описывает случай издевательств, отягощения трудами и доведения до самоубийства семнадцатилетней крепостной кружевницы: «мы содрогались, услышав сию историю, и гнушались таким зверством и семейством сих извергов, так что не желали даже с сим домом иметь и знакомства никогда» [4, 382].

О.Е. Глаголева сделала следующий вывод: «Наиболее правильным было бы отнести взгляды Болотова к умеренно консервативному направлению развития общественно-политической мысли. Представители этого направления, оставаясь идеологами правящего класса, тем не менее отразили кризисные явления крепостнической системы и разделяли некоторые идеи Просвещения: выступали за смягчение эксплуатации крестьян, призывали к распространению образования и т.д., но любые изменения существующего порядка считали допустимыми исключительно путём реформ и просвещения, без крестьянских выступлений» [5,7].

Таким образом, несмотря на положение помещика и консервативное «крепостническое» воспитание, А.Т. Болотов под влиянием идей Просвещения одним из первых в России стал задумываться о том, что и «крестьянин –человек», и это позволило ему вписать яркую страницу в историю отечественной общественной мысли.

В основание своей философской системы А.Т. Болотов положил мысли о необходимости: 1) согласовывать философию со Священным писанием; 2) не ограничиваться одной верой, но опираться также «на ясные доводы и тонкие философические доказательства» и подкреплять религиозные положения здравыми философскими рассуждениями ума; 3) знать и изучать связанную с натуральным богословием «науку о мире» - «физику» (по господствовавшим тогда в России понятиям, в неё входили все естественные науки), при этом физика призвана помочь познать «разум», «премудрость» и «промысел» Бога в природе, «божественную гармонию» и красоту природы. Таким образом, А.Т. Болотов стал приверженцем  распространившихся в Западной Европе первой половины XVIII векаконцепций «натуртеологии», «физикотеологии», «космотеологии», «астрогеологии», пытавшихся согласовать разум и веру, философию и теологию, учитывая достижения естествознания [7, 62].

В центре философии находится «общее» - сущность Бога, строение природы, порядок, установленный в ней Богом. В духе геоцентризма А.Т. Болотов доказывал, что перед Богом человек «прах и ничто». Тем не менее его волновали также проблемы антропологии, особенно этики; он стремился «сопрягать физику (комплекс естественных наук) с нравоучением», причём полагал, что в сфере морали должен действовать не только «закон откровенного слова», но также «закон естества и натурального права» [7, 62].

Примыкая в своей основе к православно-христианскому этическому ригоризму, а частью к стоицизму, этика А.Т. Болотова выходила в ряде пунктов за их пределы. Всячески отрицая возможную связь своих философских взглядов с эпикуреизмом, А.Т. Болотов, по мнению  А. Пустарникова, шёл именно в этом направлении, когда отстаивал свою концепцию «веселия» как способа отогнать грусть, неудовольствие, скуку [7, 62]. Данный вывод подтверждается исследованием Т.В. Артемьевой, отмечающей, что характерной чертой российской философии того периода был аксиологический характер эпистемологических построений. Мыслители полагали, что цель познания не в отыскании истины, а в достижении счастья. Такой же позиции придерживался и А.Т. Болотов [1, 17].

«Философия А.Т. Болотова,» - делает вывод В.Ф. Пустраников – «представляет собой пример, с одной стороны, продолжения в России процесса автономизации философии от богословия, отхода от крайнего теоцентризма, гуманизации философии в ренессанском духе, а с другой, – начавшейся в конце XVIII столетия консервативной реакции на распространение в Западной Европе и в России рационалистических и материалистических, а также и тех просветительских идей, которые вступали в противоречие с господствующей официальной идеологией религии» [7, 63].

Однако сам А.Т. Болотов никогда бы не позволил обвинить себя даже в ничтожном отдалении от норм теологии, богословия или в расхождении с принципами православного вероучения. Всю свою долгую жизнь он оставался ревностным православным христианином и в основание своих духовно-нравственных литературных трудов закладывал искреннюю веру и безусловное почитание Бога. Однако, глубокая религиозность отнюдь не помешала А.Т. Болотову стать одним из образованнейших людей России той эпохи, причём многие его знания носили вполне прагматический и даже материалистический характер.

А.Т. Болотов считал науку, образование и самообразование необходимым компонентом повседневной жизни.

Научные интересы А.Т. Болотова были чрезвычайно широки: В.П. Рябов подсчитал, что А.Т. Болотов оставил свой след в более чем двадцати отраслях науки, техники, истории и литературы [8, 10]. Его познания и взгляды были передовыми для XVIII века.

Так, А.Т. Болотов не только был убеждён в том, что земля круглая и вращается вокруг Солнца (в чём ещё продолжали сомневаться многие не слишком образованные российские дворяне XVIII века), но мог доказать это. Он был хорошо знаком с системой Коперника. Солнце представлялось ему неподвижным телом стоящим на месте. Земля движется вокруг солнца. Земля заключена в огромную скорлупу из воды, которая представляет собой небо. Небо – даль и пустота. Земля круглая и содержит «четыре страны в свете»: Европу, Азию, Африку, и Америку. О существовании Антарктиды и Австралии А.Т. Болотов не знал. Диаметр земли – 11 917 вёрст, «кругом земли по поверхности» - 37 тысяч вёрст.

Солнце, помимо Земли, окружают пять планет: Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий. Звёзды – такие же, как солнце. Вселенная заключена в скорлупу из воды, которая и есть подлинное небо.

А.Т. Болотов был знаком с теорией всемирного тяготения тел и теорией атома (в том виде, в котором она существовала до начала XIX века). Природа - «Натура», или «естество», по А.Т.Болотову, есть «сопряжение всех вещей в свете, или весь тот порядок, который Богом в свете между вещами устроен» [3: Ч. II, 62]. Натура состоит из «стихий», которые в широком смысле слова («в общем разумении») называются «огонь», «воздух», «вода», «земля» [3: Ч. II, 239]. В узком смысле слова («в тесном знаменовании») «стихии», или «элементы», - «самыя первейшия частички, из которых все находящиеся в свете и нами видимые и ощущаемые вещи составлены, помянутых же элементов или стихий мы видеть не можем» [3: Ч. II, 248]. Материальный свет состоит из тел, или «корпусов», и «атомов» - «первоначальных частиц» [3: Ч. II, 300]. «Организмы являются чудесными машинами, состоящими из тех же веществ, которые имеются и в окружающей природе, находятся в неизбежной зависимости от них, в состоянии равновесия с ними» [8, 14 ].

Таковы космогонические представления А.Т. Болотова о строении Вселенной и солнечной системы и о структуре материи. Теперь охарактеризуем кратко круг научных интересов А.Т. Болотова.

А. Т. Болотов увлекался изучением электричества: увидев в молодости в г. Кёнигсберге электрическую машину, позднее в домашних условиях сконструировал подобную, проводил опыты, успешно лечил людей с помощью электричества, написал несколько трудов по данной теме и опубликовал книгу «Краткие и на опытности основанные замечания об електрицизме и о способности електрических махин к помоганию от разных болезней» (1803), ставшую первым русским сочинением посвящённым электромедицине [9].

Медицина – совершенно особенная сфера приложения интересов и познаний А.Т. Болотова. Его волновали вопросы оказания нуждающимся медицинской помощи. Он писал: «Что пользы от того, что не только столицы набиты докторами и лекарями, но нет ни одного губернского города, где б не было и докторов, и лекарей, и операторов, и акушерок, и повивальных бабок, и управ врачебных, и нет ни одного уездного города, в котором бы не было лекаря и которых не содержали бы мы на своём коште и жалованье, - когда и ныне множество больных помирает так же, как и прежде, без всякого призора и подавания им помощи» [4, 68].

А.Т. Болотовым была проведена классификация болезней, почти полностью соответствующая современным требованиям, он делил болезни на: а) наружные и внутренние; б) наследственные и приобретённые; в) заразные и незаразные; г) излечимые и неизлечимые; д) телесные и душевные; е) возрастные» [8, 15].

А.Т. Болотов самостоятельно овладел медицинскими познаниями, а также познаниями провизора. А.П. Бердышев называет его «первым русским физиотерапевтом и гомеопатом» [2, 6.]: он использовал опыт народной медицины и зарубежные данные, изучал и исследовал лечебную силу лекарственных растений, минералов, минеральной воды, изготавливал и успешно применял лекарства.

А.Т. Болотов – один из первых русских микрографов. Он активно использовал микроскоп в своих исследованиях и прикладных изысканиях.

А.Т. Болотов совершил ряд важных ботанических открытий, таких, например, как явление дихогамии (что позволило ему вскрыть роль перекрёстного опыления), наследственности у растений, опровержение существовавшей в то время теории их водного питания и т.д.

А.Т. Болотов заложил основы учения о системах земледелия, почвоведения, научного плодоводства и научные основы экологии растений. Он одним из первых в России стал культивировать картофель и разработал методы его размножения, превратил декоративные растения (томаты, подсолнечник) в сельскохозяйственные культуры, разработал технологию их выращивания.

А.Т. Болотов оставил крупный вклад в развитие библиотечно-библиографической теории и практики в России, о чём свидетельствовал Ю.В. Григорьев [6], обобщая замечания С.А. Рейсера, Н.В. Здобнова, У.Г. Иваск.

 Уместно отметить и тягу к новаторству и изобретательскую деятельность А.Т. Болотова. В.П. Рябов отметил, что А.Т. Болотовым был изобретён замок с буквенным шифром, он впервые в России применил известный ранее в Европе способ измерения расстояний по количеству оборотов колеса, принцип которого лёг в основу действия современного счётчика автопробега [8, 12].

Особое место в кругу интересов А.Т. Болотова занимала педагогика, теория и практика образования и воспитания.

Педагогическая деятельность А.Т. Болотова была разнообразна и изобретательна, его педагогические сочинения и книги для детского чтения отличаются новаторским содержанием и богатством методических приёмов. Целостность и уникальность его педагогических взглядов позволяют говорить об особом педагогическом учении А.Т. Болотова, ставшем передовым для педагогической теории и практики конца XVIII века, однако оказавшемся незаслуженно преданным забвению. Педагогическому наследию А.Т. Болотова необходимо посвятить специальное историко-педагогическое исследование.

 

Литература:

1. Артемьева Т.В. Жизнь после жизни: вступительная статья к кн. Болотов А.Т. О душах умерших людей. – СПб.: Алетейя, 2006. – С. 5-30.

2. Бердышев А.П. Андрей Тимофеевич Болотов. – М.: Агропромиздат, 1988.  – 142 с.

3. Болотов А.Т. Детская философия. Ч. I, II. – М.: Типография Московского университета, 1776-1779.

4. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков: В 3 т. - Т. 2. – М.: ТЕРРА, 1993. – 544 с.

5. Глаголева О.Е. А.Т. Болотов – учёный, писатель, энциклопедист // Вопросы истории. – 1988. - № 11. – С. 3-16.

6. Григорьев Ю.В. Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) // Научные и технические библиотеки СССР. – 1988. - № 10. – С. 34-36.

7. Пустарников В.Ф., Болотов Андрей Тимофеевич // Русская философия / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995. - С. 62-63.

8. Рябов В.П. Великий гражданин земли русской // Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции посвящённой 260-летию со дня рождения А.Т. Болотова. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 1999. – С. 10 – 20.

9. Хасапов, Б., Шнейберг, Я. «Электрическая махина» – чудо-лекарь! // Сonnect! Мир связи. – 2001. – № 6. // http://www.connect.ru/article.asp?id=2253

10. Щеблыгина И.В. А.Т. Болотов: Гармония мира и души: Ценностные ориентации и творческие интересы. - М.: Андреевский флаг, 2003. - 285с.