Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва

Синестетическое восприятие искусства

         Синестезия (от греч. synaisthesisсоощущение) – явление восприятия, когда при раздражении одного из органов чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (например, «цветной слух» — звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.).

         Синестетическое восприятие искусства – понятие, означающее вид восприятия, характеризующийся связями между чувствами в психике, а также результаты их проявлений в конкретных областях искусства. Синестезия представляет собой общезначимое свойство человеческой психики, выступающее не как аномалия, а как норма в проявлении сущностных сил человека. Синестезию можно охарактеризовать как концентрированную и симультанную актуализацию чувственного, как удвоение, умножение сенсорности. Синестезия как сущностное свойство художественного мышления содействует выполнению компенсаторных функций по опосредованному возмещению неполноты самой чувственности.

         Синестезия является значимым признаком художественного мышления применительно ко всем видам искусств. Процесс синестезии, с точки зрения гносеологии, есть отражение в сознании, в психике человека взаимосвязей размодальных характеристик предметов и явлений действительности, то есть тех их сторон и свойств, которые участвуют, в основе своей, непосредственно в самом акте перцепции (восприятия), осуществляемом комплексом разнородных сенсорных систем – зрением, слухом и т.д. Компонентами этих взаимосвязей могут выступать не только экстероцептивные ощущения (внешние чувства), но и внутренние, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. Интероцептивные рецепторы регистрируют состояние внутренних органов, т.е. самочувствие человека, а проприоцептивные – положение тела в пространстве, сюда входит мышечное чувство человека и восприятие тяжести.

         На роль внутренних чувств в формировании синестезии исследователи обычно обращают недостаточное внимание, ограничиваясь в основном изучением более приметных экстероцептивных межсенсорных отношений (например, «цветной слух» в музыке и т.п.), в то время как участие в ней менее осознаваемых, «смутных» (по И.Сеченову) ощущений предопределяет возникновение наиболее распространенных и общезначимых межчувственных взаимосвязей (вспомним применяемые уже не в метафорическом, а в номинативном значении лексические синестезии типа «тяжелое состояние», «легкая музыка», «тонкий вкус» и т.п.).

         Среди подобного рода «незаметных» синестезий наиболее глубинны и устойчивы проприоцептивно-слуховые синестезии, конкретнее – гравитационно-слуховые, их перечень можно дополнить: «баритон» (т.е. буквально «тяжелый звук»), «вызывающая ощущение подъема музыка Бетховена» и т.п.

         Существуют различные формы проявления синестезии в конкретных областях искусства. В литературной синестезии это, прежде всего, поэтические стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами: метонимия и метафора. Основой метонимии в поэзии являются «ассоциация по смежности», а наиболее значимые для искусства – ассоциации по сходству (основа метафоры).

         «Ассоциации по сходству» становятся важными в эстетике метафоры, предлагаемая Аристотелем трактовка метафоры ценна и акцентированием удовольствия, доставляемого метафорой, как интеллектуального удовлетворения познавательной потребности: «Метафоры нужно брать… от вещей сродных, но не явно похожих, как и в философии почитается проявлением проницательности видеть сходство и в далеких друг от друга вещах… Слушателю заметнее, что он чему-то научился… и его ум словно говорит: «Как это верно! А я-то думал» («Риторика»).

         В античной культуре вырабатываются приемы литературной синестезии, имеющие целью увидеть слышимое. Общим местом античного литературоведения (С. Аверинцев, М. Гаспаров и др.) стал факт приоритета устного слова над письменным, греческий мудрец – прежде всего собеседник, а его ученик – зритель. Такой специфический для литературы прием, как экфрасис (описание) выполняет у античных авторов чаще всего пластическую функцию («скульптурничание» по О. Мандельштаму), создавая перед читателем-слушателем изображение, четкую картинку. Если повествование содержит изложение событий, то экфрасис «тщится как бы превратить слушателей в зрителей» (Схолиаст). Напротив, описание в ближневосточной литературе выполняет функцию душевного порыва, проникновенной интонации, может превратить слушателей в соучастников, но уж никак не в зрителей (попытка «нарисовать картинку» главных персонажей Песни Песен, вне метафорического восприятия, весьма проблематична).

         Живописная синестезия ярче всего проявивилась в искусстве русского симводизма и авангарда (в творчестве М.К. Чюрлениса, В. Кандинского, А. Баранова-Россине). Музыкальная синестезия возникает на основе синтеза цветовых и пространственных образов, вызываемых музыкой (особым, синестетическим жанром музыки неслучайно называют программную музыку). Ассоциации могут возникать на основе сходства по форме, структуре, гештальту слухового и зрительного образов (на этом строится синестетическая аналогия «мелодия – рисунок»). Сходство может быть и по содержанию, и по эмоциональному воздействию (на этом основаны синестетические аналогии «тембр – цвет», «тональность – колорит»). Последний тип синестезии наиболее присущ искусству.

         В ХХ в. возникают синестетические виды искусства: светомузыка, всетоживопись, синестетический фильм.

         Синестезия как сущностное свойство художественного мышления содействует выполнению компенсаторных функций по опосредованному возмещению неполноты самой чувственности. Именно участием синестезии объясняется относительная индифферентность художественного образа к видовой ограниченности, а также универсальность феномена единого художественного «пространства – времени» в искусстве.