К.и.н. Аллаев Н.М.

Научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, гМахачкала, Республика Дагестан

Социальная структура населения Кайтагского уцмийства в XVIII в.

О народе населявшем Кайтагское уцмийство, автор конца XVIII в. Д.И. Тихонов писал, что во владении уцмия кайтагского проживают «Терекемейцы, Хайдаки, Карахайдаки, Сырга, Гуряки», что «сей народ коренной, говорят языком, называемом тюркю, исповедуют магометанов закон и следуют сей же Омаровой секте. Жиды же живут своими дворами в местечке Маджалис до 200 домов, исповедуют свой закон и имеют своего равина, а больше по другим деревням жительств своих не имеют также и армян в Уцмиевом владении живущих своими дворами не имеется». [10;8;11] Основную массу населения Кайтага составляли даргинцы, кумыки, терекемейцы. Социальная структура населения Кайтагского уцмийства была пестрой, высшая власть в нем находилась в руках уцмия. Это звание правителя переходило по наследству к старшему в уцмийском роде. Но при этом по обычаю наследник при избрании уцмием должен был быть утвержден на общем сходе представителей от всех узденских обществ, входивших в уцмийство. Сход в XVIII в. собирался в селении Башлы, где проходила своего рода коронация. На будущего уцмия надевали шапку, являющуюся признаком уцмийского достоинства. Там же одновременно с уцмием избирался и его наследник – «гаттын».    

В его распоряжении находилась дружина из трехсот воинов. [5;7;8;4;12;1;2;14;3;11] Право взимать подати принадлежало только уцмию. Наследник уцмия “гаттын” объезжал все узденские селения и производил суд над узденями вместе с сельскими судьями. [13] На втором месте феодальной сословной лестницы находились беки. Это были главным образом члены семьи и потомки уцмийского рода, так называемая младшая линия, имевшая в своем правлении наследственные владения и полученные в дар населенные и ненаселенные земли. Это были потомственные беки. Но кроме них, были и “пожалованные” беки, т.е. беки, получившие это звание в награду за военные и другие заслуги. Их в уцмийстве, как и во всем Дагестане, было немного, и то не во всех феодальных владениях. [7;1]

В “Записке о сословном и поземельном строе в Кайтаге” сказано: “Беки обязаны были беспрекословно исполнять приказания уцмия, относящиеся до воинской повинности: являлись на службу его во время войны на коне или пешие вместе со своими подданными”. [1;2] Но во внутренней жизни беки были самостоятельными, уцмий не вмешивался в их дела. В “Записке о сословном и поземельном строе в Кайтаге” говорится, что уцмий в отношении к бекам был скорее старший член в семействе, чем повелитель, к которому обращаются другие члены за советом, “который могут принять или отвергнуть по своему благоусмотрению”. [1]

Далее шли “чанки”, делившиеся на два разряда – это “чанки-беки” и просто “чанки” или незаконнорожденные потомки беков или даже уцмия, представляющие из себя особое сословие феодального класса. Первые из них происходили “прямо от владетельных особ, биев или беков, матерей-непростолюдинок”. Им выделялось в наследство небольшая часть из недвижимого имущества отца. По всем остальным правам они нисколько не отличались от полноправных наследников. Просто “чанками” называли бекских детей, рожденных от матерей неравного с беками происхождения. Они не имели право на наследование имущества отца, часть которого выделялась им только во временное пользование, как средство для жизни. Они владели собственностью только в том случае, если их отцы выделяли им ее при жизни своей. Если же они не получали земель, то становились либо приближенными своего рода, либо почетными слугами (нукерами) феодального владетеля или бека, от которого они произошли. [7;1;3] Этот закон о праве наследства для простых “чанков” был введен уцмием Ахмед-ханом, соблюдавшийся в Дагестане вплоть до начала XX века. [9;3] Следующее сословие составляли мурзы – служилая знать, находившаяся на службе как бека, так и уцмия. [1]

К господствующему классу, как особое сословие относилось и мусульманское духовенство, которое само было не однородным. К феодальному сословию в Дагестане можно отнести только высшее духовенство – шейхи, кадии и эфенди, которые находились либо на службе феодальных владетелей, либо стояли во главе союзов сельских общин. Одной из их привилегий было то, что они были освобождены от всех податей и повинностей. Кроме того, они имели и определенное влияние на феодальных владетелей. [1;3] Сложился в Кайтаге и класс крестьянства, которое тоже не было однородным. Среди сословных групп крестьянства, прежде всего укажем на свободных узденей – общинников (свободные лично, юридически и экономически), которые составляли основную массу жителей Кайтага. Следует отметить, что уцмий “в Верхнем Кайтаге имел дело, во-первых, с узденским джамаатом, а, во-вторых – за спиной отдельного узденя стоял тухум, а все уздени, вместе взятые, объединялись магалом и составляли внушительную силу”, на которую в случае необходимости уцмий мог вполне опереться. Уцмий, в свою очередь, в случае необходимости, защищал интересы узденей во взаимоотношениях с соседями “и доставлял возможность безопасно пасти свой скот на плоскости”, выступал в качестве военного предводителя и защитника как от внешних, так и внутренних врагов. Следует отметить, что в исследуемое время само узденство не было однородной массой. В каждом обществе выделялась сельская узденская верхушка, которая состояла из представителей зажиточных и влиятельных тухумов. Далее шли феодально-зависимые уздени (лично или юридически свободные, но находившиеся в различной форме экономической и политической зависимости от феодалов, которые входили как в состав феодальных владений, так и союзов сельских общин). Это были обедневшие или безземельные уздени. Далее следовали крепостные крестьяне – чагары, раяты (терекемейцы, евреи). На самом низу социальной иерархии находились кулы или рабы, не имевшие никаких практически имущественных и гражданских прав. Кулы обычно выполняли хозяйственные работы в доме уцмия или бека. Кулы были собственностью феодалов. [7;11;3]

 

 

Литература:

1.     Алиев Б.Г. Сословно-классовая структура дагестанского общества. (XVIII – начало XIX в.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 1993. Ф.3. Оп.1. Д.572. С. 17, 22-25,34-35,43-44;

2.     Алимова Б.М. Кайтаги. XIX – начало XX в. Махачкала, 1998. С. 19, 34-38;

3.     Багандова З.Г. Кайтаг в XVIII – начале XIX в.: проблемы социально-экономического развития и административно-политического устройства. дисс. …к.и.н. Махачкала, 2000. С. 140,149,152.;

4.     Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М. 1965. С. 27.;

5.     Иванов А. Социально-экономическое и политическое положение Дагестана до завоевания Царской Россией. // Исторический журнал. М. Февраль. 1940. № 2. С. 68-69.;

6.     Копии документальных материалов из ЦГВИА по теме: История Дагестана в 18 веке. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1. Д.61. С. 13.;

7.     Магомедов Р.М Общественно-экономический и политический строй Дагестана XVIII – начале XIX веков. Махачкала, 1957. С. 222-233.;

8.     Магомедов Р.М. История Дагестана. С древнейших времен до начала XIX века. Махачкала, 1961 г. С. 216.;

9.     Тамай А. Дагестан в XVIII веке // Очерки истории Дагестана. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 1954. Ф.3. Оп.1. Д.23. С. 19.;

10. Тихонов Д.И. Описание северного Дагестана. 1796 год. //ИГЭД. М. 1958. С. 131.;

11. Умаханов М-С.К. Феодальные владения Дагестана в XVIII – начале XIX вв. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2002. Ф.3. Оп.1. Д.731. С. 131,134,141-143.

12. Хашаев Х-М. Феодальные отношения в Дагестане XIX – начало XX в. М. 1969. С. 183.;

13. Хашаев Х-М.О. Общественно-экономический строй Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1954. С. 48.

14. Шихсаидов А.Р. Магомедов М.Г. Калакорейш. Махачкала, 2000. С. 81.