История/ 1. Отечественная история

Д.и.н. Королева Л.А., Артемова С.Ф.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия

 

ПЕНЗЕНСКИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ: СОЦИАЛЬНО ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (1940-1960 ГГ.)

 

К середине 1940-х гг. на территории Пензенского региона действовали три зарегистрированных общины евангельских христиан-баптистов с общим количеством верующих 304 человек – в Пензе, с. Ляча Наровчатского района, с. Калиновка Пачелмского района. Кроме того, уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области располагал сведениями об 11 действующих явочным порядком группах баптистов в Нижнем Ломове, Чембаре, Кузнецке, с. Танеевке, Новикове, Русском Камешкире, Золотаревке, Малой Сердобе, Андреевке, деревне Козловке и т.д. Их общая численность составляла более 600 человек [1].

В общинах пензенских евангельских христиан-баптистов преобладали женщины, мужчин было не более 15%, людей пожилого возраста – свыше 50%: в 1950 г. в зарегистрированных общинах верующие общим количеством  376 человек, составляли - возрастной группы 18-20 лет – 4, 21-25 – 16, 26-30 – 14, 31-40 – 26, 41-50 – 92, 51-60 – 99, 61-70 – 90, 71 и выше – 35 [2]. К концу 1960-х гг. особых изменений в возрастных характеристиках пензенских верующих ЕХБ не наблюдалось (данные на 1968 г.) [2].

По роду занятий верующие евангельских христиане-баптисты были рабочими, домохозяйками, служащими и т.д.: 10 рабочих, 1 служащий, 2 колхозника, 3 домохозяйки, 4 неработавших; 12 горожан, 8 сельчан и пр. (данные на 1948 г.). В 1954 г. из 20 «приближенных» городской общины ЕХБ было 20 женщин; из них 3 – 1885-1888 годов рождения, 7 – 1900-1910, 5 – 1911-1920, 5 – 1925-193 [3].

Уровень образования евангельских христиан-баптистов общин Пензенской области был невысоким (данные на 1968 г.): из  522 верующих 255 были неграмотными и малограмотными, 165 – с низшим образованием, 36 имели неполное среднее образование, 66 – среднее [4].

Основным источником «воспроизводства» членов баптистских организаций являлись семьи последователей баптизма и их родственное окружение, поэтому численный состав пензенских евангельских христиан-баптистов оставался достаточно стабильным на протяжении всего исследуемого периода [5].

Нормы баптизма требовали заключения браков только в среде верующих; семья должна была выступать «домашней церковью», особенно для детей. Например, из 20 «приближенных» в 1953 г. 5 человек были из семей верующих (К.Г. Ужаровская – «мать и две сестры – баптисты», А.В. Кожевникова – «родители – баптисты», Н.М. Ягупова – «мать – баптистка», К.И. Дмитриева – «мать – баптистка», Р.М. Ульянкина – «отец, мать и брат – баптисты»; из 5 молодых людей, вступивших в пензенскую общину евангельских христиан-баптистов в 1957 г., 3 являлись выходцами из семей верующих – Н.П. Агапова – «уверовала в религиозное учение через мать», К.А. Артемова – «муж верующий», Н.Г. Нефедов – «уверовал в учение баптистов через своих родственников»; в 1967 г. принявшая «крещение» Н.К. Никитушкина также происходила из семьи верующих баптистов [6]. Но иногда в ряды евангельских христиан-баптистов попадали и посторонние люди. Например, в 1946 г. гражданин Пензы, рабочий, член ВКП(б) Ипполитов, посещая регулярно молитвенные собрания ЕХБ, официально заявил о принятии веры, за что был сразу же исключен из рядов Коммунистической партии. Среди жителей Башмаковского и Пачелмского районов, переходя из села в село, уроженец с. Ольшанка Пензенской области Ф.В. Блесткин проводил нелегальные молитвенные собрания, на которых пропагандировал вероучение евангельских христиан-баптистов [7].

Желавшие вступить в общину евангельских христиан-баптистов, «уверовавшие»,  сначала в течение нескольких месяцев и даже лет посещали молитвенные собрания. Так, из «приближенных» в 1953 г. З.П. Шубенкина посещала молитвенные собрания 11 лет, Н.М. Ягупова – 10, К.И. Дмитриева – 8, М.А. Епенина – 7. Затем, за 1-2 месяца до прохождения обряда «крещения» подавали заявления в религиозное общество ЕХБ.  С момента подачи заявления верующие переходили из ранга «уверовавших» в категорию «приближенных». После этого пресвитером и членами баптистской группы проводились с ними многочисленные беседы о нравственной и религиозной стойкости, в результате которых принималось решение – допустить к крещению или отказать. В 1953 г. из 32 человек, подавших заявление, в отношении 16 верующих было решено совершить крещение,  остальным – отложить обряд. «Приближенным» отказывали по разным обстоятельствам. Например, К.Г. Ужаровской, 1914 года рождения, грамотной, домохозяйке, члену КПСС до 1947 г., было отказано в крещении в 1953 г. в связи с тем, что ее муж, коммунист, инженер, заявлял о своем немедленном уходе из семьи в случае крещения супруги [8].

Произошли изменения в составе новых баптистов – контингент верующих значительно помолодел: в 1957 г. из 17 вступивших в общину ЕХБ 5 человек были моложе 30 лет (рабочий пригородного совхоза «Победа» В.Ф. Силантьев, 1930 года рождения; техник завода «САМ» Н.П. Агапова, 1933 года рождения; рабочая Пензенского асфальтового завода К.А. Артемова, 1931 года рождения; наладчик часового завода Н.Г. Нефедов, 1938 года рождения; лакировщица М.Д. Колунина, 1932 года рождения); в 1959 г. из 40 подавших заявления о вступлении 15 человек были в возрасте до 30 лет (работница часового завода Л.М. Тихонова, 1938 года рождения; проводница В.К. Волкова, 1933 года рождения; рабочий асфальтового завода М.Н. Артемов, 1934 года рождения, и т.д.) [9].

Таким образом, религиозность населения Пензенского региона продолжала оставаться стабильной на протяжении 1940-1960-х гг. Верующие  евангельские христиане-баптисты не были вовлечены активную общественно-полезную деятельность, не имели в большинстве своем достаточного образования. Наиболее высокий уровень религиозности отмечался среди незанятого трудом населения: домохозяев, инвалидов, пенсионеров. Подавляющее большинство верующего населения ЕХБ составляли женщины преклонного возраста.

 

Литература

1.                 Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 2392. Оп. 1. Д. 1. Л. 104, 110.

2.                 ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 5. Л. 47.

3.                 ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 1. Л. 110, 256, 460.

4.                 ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 5. Л. 47.

5.                 ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 1. Л. 256.

6.                 ГАПО. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 1. Л. 460-461; Д. 5. Л. 27-28, 105.

7.                 ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 28. Л. 234.

8.                 ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 1. Л. 52, 59.

9.                 ГАПО. ф. 2391, оп. 1, д. 5, л. 27-28.