К.п.н. Михайлова Н. А.

  Казахский национальный  педагогический  университет имени Абая,

   Республика Казахстан

 

ПРОБЛЕМЫ  СОЦИАЛИЗАЦИИ   БУДУЩЕГО  СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

 

Процессы, происходящие сегодня в мире, оказывают влияние на все стороны жизни общества в целом, культуру, искусство, систему образования, в частности. В первую очередь, речь идет о процессах глобализации, а также культурной трансформации, частью которой является изменение гендерных отношений. Бурное развитие информационных технологий, их проникновение в существование каждого человека вносит кардинальные перемены в образ жизни и картину мира мужчин и женщин, оказывает достаточно сильное влияние  на процессы социализации личности в обществе. Процесс глобализации позволяет осуществлять обмен опытом по выбору оптимальных стратегий для осуществления эгалитарной гендерной политики, а также принимать транснациональные решения для реализации этих задач.

В условиях культурной трансформации проявляется феномен «мозаичности» культуры, происходит индивидуализация жизненных стилей, в том числе и распространение различных моделей гендерных отношений. 

В сфере достижения гендерного равенства в правах (де-юре) наметился определенный прогресс, тем не менее, в социальной практике (де-факто) по-прежнему сохраняются многие проявления гендерной дискриминации. Для преодоления системы устоявшихся гендерных ролей необходимы не только юридические и социально-экономические меры, но и преодоление гендерной асимметрии в системе образования, а также в сфере культуры и искусства. Поэтому особое значение приобретает поиск новых путей формирования гендерно-толерантной культуры в системе образования, как качественно нового этапа развития гендерной культуры[1].

Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется в основных социальных институтах общества через подражание, усвоение, совместную деятельность. Это происходит в семье, образовательных и религиозных учреждениях, трудовых коллективах и т.д.

Социальные институты передают из поколения в поколение сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины, и этот процесс называется гендерной социализацией.  Гендерная социализация в равной степени актуальна для мужчин и женщин. В рамках взаимодействия  общественных отношений складывается определенный гендерный баланс, в основе которого лежит гендерный контракт, оформленный в действующем праве и морали и определяющий комплекс социальных ролей мужской и женской общностей. Происходящие в обществе изменения существенно деформируют гендерные отношения  и обуславливают необходимость пересмотра гендерного контракта как условия социальных отношений гендерных общностей государства [2]. 

Гендерная социализация личности происходит на разных уровнях – уровне общества в целом (макроуровень), уровне социальных групп и институтов (средний уровень) и уровне личности (микроуровень).  

Для нас особый интерес представляет специфика формирования гендерной культуры в вузе, которая складывается в ходе образовательного процесса, составляющего основу функционирования любого вуза. Однако формирование гендерной культуры будущих выпускников невозможно без  применения гендерного подхода к образованию.

         Одной из основных проблем, которые  исследуются с позиции гендерного подхода к образованию, является гендерный анализ  содержания  высшего образования.

Здесь выделяются два направления анализа 1) проявление формального учебного плана и 2) проявление «скрытого» учебного плана, и их влияние на результат образования. Рассмотрим подробнее каждый из них на примере учебного плана специальности «Изобразительное искусство и черчение» ХГФ КАЗ НПУ им. Абая.

1. Влияние формального учебного плана. Согласно традиционным представлениям, девушек обучают  шитью, ткачеству, дизайну одежды, а юношей – дерево и металлообработке,   ювелирному делу и т.п.  

 В образовательной программе не предполагается, что молодым людям может быть также интересно шитье, ткачество,  а девушкам – ювелирное дело,   деревообработка. Тем самым образовательная программа ограничивает индивидуальные интересы и потребности личности, по сути – навязывает молодежи гендерные стереотипы.

2. Влияние «скрытого» учебного плана, содержащего в своем контексте гендерные стереотипы. «Скрытая» программа обращается к ценностям, позициям и идеям, которые не всегда явно выражены в содержании учебных  предметов, но дают определенные  сведения о надлежащем поведении для юношей и девушек. Скрытый учебный план  проявляется в следующем:  

во-первых, в социальной организации самого образовательного учреждения, включая межличностные гендерные отношения на работе (иерархические, партнерские и т. д.), гендерную стратификацию педагогической профессии;

во-вторых,  содержание предметов – текстов и документов, в которых отображаются и закрепляются ложные или несправедливые  гендерные стереотипы, выработанные в обществе или в отдельных группах;

в третьих, в доминирующем  маскулинном стиле преподавания и устойчивых моделях поведения профессорско-преподавательского состава.

Гендерная стратификация  (расслоение общества, в основе которого лежит неравенство по признаку пола)) в вузе проявляется в том, что в вузе   руководители - мужчины.  Кроме того, некоторые предметы и дисциплины идентифицируются у студентов с полом преподавателя. Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола – ювелирное дело, обработка металла и дерева предпочтительнее для мужчин, а ткачество, дизайн одежды, искусство батика – для женщин.

«Скрытый» учебный план присутствует и в содержании предметов. Это выражается в количественной и качественной представленности лиц женского и мужского пола в   учебниках. Женщины-художницы, получившие известность и мировое признание, в учебниках почти не представлены.  Исследования также показывают, что в учебниках по мировой и   истории  искусства доминируют мужчины, а женщины игнорируются или отодвигаются на второстепенные роли. Минимально представлен вклад женщин в  отечественную культуру и искусство.

Если суммировать последствия неадекватной представленности женщин в учебных материалах по изобразительному искусству и культуре, то получается, что в системе образования складывается ситуация, при которой:

- учащиеся систематически могут приходить к выводу, что именно мужчины являются стандартом и именно они играют наиболее значимую роль в обществе и культуре.

- ограничиваются знания студентов о том, какой вклад внесли и вносят женщины в культуру и искусство, а также о тех сферах жизни, которые по традиции считаются женскими[3].

Имеющиеся гендерные стереотипы и   все еще  наличествующая  патриархатная гендерная культура в целом затрудняют не только формирование комфортного психологического климата в вузе, но и создание партнерства между педагогом и студентами.  

Таким образом, изменение социально-гендерной структуры образования - очень сложный процесс, поскольку она является частью нашей повседневности, к которой мы привыкли и которую далеко не всегда осознаем.

Однако при анализе социального контекста жизни  высших образовательных учреждений необходимо понимать, как различный опыт и стереотипы в отношении юношей и девушек влияют на их достижения в  будущей профессии. Преподавателям необходимо быть более внимательными к тем формам и моделям межличностного взаимодействия, которые устанавливают гендерные  отношения в вузах,  а также к содержанию учебных планов и учебников. Важно понимать, что несбалансированные в гендерном аспекте учебные планы и материалы ограничивают социальное и культурное развитие, как юношей, так и девушек.

 

Литература:

1.Чернышева Е. А. Конструирование гендерной культуры в информационно-коммуникативной  деятельности вуза: диссертация … кандидата социологических  наук: 22.00.06.- Белгород, 2008. – 238с.

2. Табатадзе И. А. Парадигма гендерной культуры: социологический анализ. //Ломоносовские чтения//. Lib.socio.msu.ru

3. Социология образования: Учеб. пособие./ под ред. Осипова А.М., Тумалева В.В.  - Великий Новгород, 2005. – 320с.