Филологические
науки/7. Язык, речь, речевая коммуникация
магистрант Волкова М.Н.
Павлодарский государственный педагогический институт,
Казахстан
Концепт Дом в словаре «Пословиц и
поговорок русского народа» В.И. Даля.
Всего в словаре Даля
1186 пословиц, содержащих сему Дом.
Наиболее представлена группа Двор – Дом – Хозяйство (90
паремий), связано это, прежде всего с содержанием концепта Дом: дом =
хозяйство, дом = семья, дом = двор.
Группа Суеверия – Приметы также представлена большим количеством
паремий (87), связано это, прежде всего с тем, что дом — это место, где
начинается и заканчивается жизнь. Он является свидетелем рождения и смерти и
потому находится между этим и иным миром. Дом вмещает в себя память и забвение.
Дом несет в себе память рода — ведь под его порогом похоронены предки. А
именно обряды и традиции занимают главенствующее место в бытовой картине мира
человека.
В.И. Даль отдельно
выделяет группу Гость – Хлебосольство,
в ней можно выделить 82 паремии, имеющие в своем составе сему дом.
Группа Муж – Жена, характеризующая одну из
важнейших сторон бытовой картины мира – семейные отношения – включает в себя 33
паремии содержащие сему дом: противопоставление места жены и места мужа в доме,
указания на качества хорошей жены.
Группа Толк – Бестолочь содержит 32 паремии,
описывающие дом, баню, церковь, кабак, мельницу через бытовую картину мира:
полезность или вредность для человека или семьи.
Немаловажная группа в
словаре В.И. Даля и языковом сознании народа Свое – Чужое, содержащая 29 паремий. Данная группа отражает
глубокие психологические процессы, нашедшие отражение в языке, именно дом
выступает как граница между миром своего – привычного, неопасного, знакомого и
миром чужого – незнакомого, опасного, непредсказуемого.
Группа Помощь – Кстати (27 паремий) отражает
временные и пространственные рамки, связанные с домом (зданием).
Работа – Праздность (26 паремий) также составляет важную часть
жизни обычного человека, бытовой картины мира.
Группа Надзор – Хозяин включает 22 паремии,
включающие в себя помимо семы дом, сему порядок.
Часть паремий группы Приличие – Вежество – Обычай (20) может
примыкать к подгруппам дом – двор – хозяйство.
Группа Здоровье – Хворь представлена 19
паремиями, данная группа связана с семой дом – пространством, местом, где находится
либо здоровый либо больной человек, также данная группа включает в себя
приметы, связанные со здоровьем – хворью
Группа Пьянство представлена 18 паремиями
содержащими сему дом, где данная сема представлена зданием – кабаком.
Группа Воля – Неволя включает в себя 18
паремий, содержащих сему дом.
Паремии внутри группы Брань – Привет полностью отражают ее
название, дом в данной группе понимается как основа всего, проклинается не
человек, а его дом (также и в значении семья), желается благоденствия не отдельному
человеку, а всей его семье.
В группе Бог – Вера (18 паремий) сема дом
представлена зданием – церковью (ср. группа Пьянство), где главенствующей
мыслью становится утверждение о необходимости посещения храма.
В группе Ум – Глупость (17 паремий), рассматриваются
не абстрактные общечеловеческие ценности, не моральные качества человека, а его
способность вести домашнее хозяйство.
Счастье – удача (17 паремий) содержит составляющие дома: крыша,
порог, стол, косяк, окошко, печь, в данной группе можно увидеть направленность
паремий на одного конкретного человека.
Группа Семья – Родня (17) отражает родственные
отношения, исключая супружеские отношения, паремии данной группы содержат
стилистически отрицательную окраску.
В группе Родина – Чужбина (17) показаны отношения
человека к чужим домам.
Паремии группы Человек (16) выражают субъективное
отношение к человеку через отношение к дому.
Группа Звания – Сословия (16 паремий) отражает
отношение к людям, по каким-либо причинам не имеющим собственного дома -
солдатам, либо редко бывающим дома – священнослужителям.
В группе Пища (15 паремий) раскрывается тема
такого предмета быта и обихода, как стол.
Группа Осторожность (15 паремий) – является
вариантом группы Суеверия – Приметы, но в данной группе житейские наблюдения имеет
форму указаний.
Также к группе
Осторожность может примыкать группа Верное
– Вестимое (14 паремий).
Группа Изуверство – Ханжество (13 паремий)
может примыкать к группе Бог – Вера, так как они содержат сему дом в значении
церковь.
Группа Жизнь – Смерть (13 паремий) вобрала в себя паремии, с
отрицательной тематикой, темой Смерти.
Группа Одиночество – Женитьба (12 паремий)
описывает обычаи, связанные с приходом жены в новый дом.
В группе Молва – Слава (12 паремий) использованы
все составляющие концепта дом: это и домочадцы, и части дома и не жилые дома.
В группе Верное – Надежное (12 паремий) также
использованы составляющие концепта дом, отличие данных паремий в стилистической
форме доброго совета.
Немаловажная часть
бытовой картины мира включена в группу Воровство
– Грабеж (11 паремий), если есть извечное деление на свое и чужое,
следовательно, есть те, кто попытается преодолеть это деление и сделать чье-то
чужое – своим:
Наименее представлены
группы: Богатство – Достаток, Вера –
Исповедание, Где,
Закон, Кабы – Если б, Кара – Потачка, Кара – Признание – Покорность, Клевета – Напраслина, Конанье – Жеребий,
Покой – Движение, Пословица – Поговорка, Праздник, Припевы, Радость – Горе,
Растение – Земледелие, Сказка – Песня, Скот – Животное, Сон, Ссора – Брань –
Драка, Стихии – Явления, Строгость – Кротость, Упорство, Царь. Хотя названия данных
групп, данные В.И. Далем содержат в себе сему дом, данная сема никак не
представлена в паремиях, связано данное явление, прежде всего с тем, что
Словарь Пословиц и поговорок, как и любой лексический и фразеологический
словарь является субъективным продуктом деятельности ученого, именно творческая
интуиция подсказывает говорящему на языке, какое определение или какую паремию
следует включить в словарь, а какое определение или какая паремия останется вне
словаря.
В последующих группах
преобладает численное количество паремий меньше 10, поэтому мы не будем делать
отдельного анализа данных групп в пределах данной статьи.
Литература:
1. Даль В. Пословицы русского народа, тт. 1-2.
— М., 1984