Зайцева М.Л., к.ф.н.

 ГОУ «Московский дом научно-технического и художественного творчества

обучающихся и студентов профессионального образования»

Синестетическое восприятие и социокультурные реалии современного общества

 

        В настоящее время в культурно-историческом процессе наблюдается неустойчивость и нестабильность. Современный период российской культуры характеризуется  кризисами, возникновением и эскалацией рисков, провоцирующих деструктивные явления в культуре, трансформациями мировоззрения общества в целом, социокультурными сдвигами, противоречивостью художественных тенденций и одновременно - активными инновационными поисками во всех сферах жизнедеятельности. То есть мы находимся в своеобразном переходном периоде, который наблюдается в философской и историко-культурологической мысли в последние десятилетия. Он характеризуются высокой степенью культурной полиморфности, противостоянием ее различных духовных доминант, многообразием трендов, свойственных художественным процессам в культуре, сочетанием несовместимых субкультур, спорадичностью в динамике диффузных и мутационных изменений.

        Современная переходная эпоха характеризуется социокультурными реалиями информационного общества, развивающегося в условиях глобализации, в ряду которых экспансия массовой культуры, масштабная эскалация масс-медийных форм, процессы виртуализации общества и культуры. Глобальная «трансформация знания» (Ж. Лиотар), происходящая в русле постпостмодернистской парадигмы, требует поиска новых теоретико-методологических моделей для осмысления настоящего и будущего культуры. Эта задача является насущной для разных областей философского и социально-гуманитарного знания: философии науки, философии культуры, социальной и культурной антропологии, культурологии и др.

        Переходные эпохи в культуре, несмотря на пространственно-временную и ментальную дистанцию, являются соотносимыми в культур-аллюзорном контексте феноменами, демонстрирующими сходство присущих им комплексов культур-рисков, что определяется, прежде всего, самой их переходностью. Характерными свойствами культур переходных эпох являются медиациальность и синестезийность, выступающая в качестве антитезы по отношению к процессам дискретности, связанным с переходом. В ряду основных признаков переходности располагаются деструкция в поле универсалий культуры, ее полиморфность, конфликт духовных доминирующих концептов, многообразие тенденций художественных процессов, сочетание несовместимых субкультур, вариативность и трансформация смыслов прецедентных для социокультурного пространства феноменов.

        Культурные контакты философии и искусства представлены в качестве процессов взаимоотражения и взаимовоспроизведения, позволяющих выявить синестезийные механизмы в отношениях философии и искусства, расцениваемые как тенденция переходной культуры в целом, а не отдельный вектор в развитии какого-либо одного или нескольких видов искусства.

        Русский символизм в качестве одного из основных культур-философских концептов Серебряного века идентифицируется в контексте фило-софско-культурологической и социокультурной рефлексии переходных эпох со следующими феноменами: «преодоление», «антиципативность» (предчувствие и предвидение), «взрыв». Одной из важных концептуальных и художественно-стилистических особенностей русского символизма является трактовка в его философско-культурологическом поле понятий синестезии и синтеза. В отличие от западноевропейских символистов, преимущественно отождествлявших эти понятия друг с другом и идентифицирующих их с феноменом «соответствие», русские символисты трактовали синестезию и синтез как «соучастие». Феномен «соучастность» («сопричастность») в данном контексте, в свою очередь, соотносится с концепцией «участного мышления» М.М. Бахтина.

        Особость русского модерна проявляется в свойственном ему «эффекте напоминания», обусловленном культур-аллюзорностью, трактуемой нами как возвращение-обращение к культурам минувших эпох и одновременно событие-открытие настоящего. Под напоминанием в данном случае понимается не буквальное повторение, не тождество и не реставрация каких-либо процессов или моделей культуры. Напоминание в контексте той или иной культуры предлагается рассматривать как культур-аллюзию символов, направлений, характерных для культуры/культур минувшего периода времени, игру с традициями.

        Важным философско-культурологическим аспектом в концептуализации моделей переходности в культуре представляется исследование культур-рисков в переходные эпохи. Выявленные антиципативные тенденции, сформировавшиеся в философско-культурологической и художественной рефлексии Серебряного века, позволяют в рамках нынешней переходной эпохи осмыслить роль культуры, динамику рисков в ней в уже иных, глобализационных, условиях. Процесс становления транснациональной культуры, характерный для конца XX - начала XXI века, катализирует эскалацию культур-рисков, что проявляется и в многообразии их форм, и в интенсивности проявлений. В пространстве глобализации культур-риски обнаруживают свою амбивалентную сущность, выступая в качестве последствий глобализации и одновременно ее предпосылок (культур-вызовов), провоцирующих культур-инноваций.

        Изучению, познанию наблюдающегося диалога культур способствует теоретическое осмысление явления синестезии, синестетического восприятия произведений искусства, так как диалог культур включает характерный для переходных эпох полилог культур, со свойственными ему сложными взаимосвязями и драматургией взаимоотношений различных культурных периодов (стадий, этапов) и культур, дистанцированных друг от друга географически, хронологически, ментально. Синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека. Она как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует лучшему восприятию диалога культур, целостности мира путем сближению человеческих познавательных способностей и их обогащения на основе объединения интеллекта и интуиции.