Психология  /2. Формы работы психолога-практика

 

К.психол.н.  Дергачёва Е.В.

Восточно-Казахстанский государственный университет им.С.Аманжолова, Казахстан

 

Возможности инновационной игры в развитии навыков принятия управленческих решений (на примере малых предприятий)

 

Многие малые предприятия находятся в процессе непрерывной реконструкции и реорганизации, поскольку как техника и технология, так и организационные структуры в последнее время требуют обновления неизмеримо более интенсивного, чем это было раньше: инновационные процессы стали нормой жизнедеятельности современного предприятия, часто приходится принимать решения, которые могут  иметь как риск, так и ограниченность по времени обдумывания и анализа. Следовательно, возникает необходимость управлять процессом принятия решений, управленческих решений, для чего требуется фиксация и нормировка нового порядка мышления, новых технологий в процессе принятия рационального, оптимального  решения. Считается, что на принятие решений особенно влияют следующие психологические факторы:

1) Особенности мышления (творческие способности, логика, скорость мышления, пространственное мышление и пр.);

2)   Мотивация (степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);

3)   Личностные особенности (тревожность, уровень самооценки и пр.);

4) Деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и пр.);

5)  Ценности и установки, лежащие в основе приоритетов, и предрасположенность к конкретным действиям.

6)  Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, честность, внимание к людям и пр.)

 Руководителям малых предприятимй часто приходится принимать решения в условиях дефицита времени, когда нет возможности долго и кропотливо изучать ситуацию и тщательно оценивать вероятные ситуации. Все эти факторы побуждают руководителей действовать на основе интуиции. Интуитивное решение внешне выглядит как мгновенное озарение. Однако это озарение возможно лишь в том случае, если человек владеет всей полнотой информации по данному вопросу.

При попытках использовать новые методы и техники (обучения и развития персонала организации) в ситуациях конкретных организаций можно столкнуться с тем, что специфика условий жизнедеятельности каждой организации требует серьезной модификации этих средств, приспособления их к сложившимся в организации традициям, стилю управления, особенностям технологии и оргструктуры, величине организации, ее окружению и статусу в объемлющих системах — отрасли, городе, регионе, к структуре ее кооперативных связей и т. д. Такая модификация требует принципиально иного использования сложившихся методов и техник, в частности отношения к ним как к материалу, который должен быть переформирован в соответствии с требованиями и ограничениями ситуации данного предприятия в данных условиях. А это, в свою очередь, требует поиска и разработки таких методологических и теоретических средств, которые могли бы послужить основой построения искомого средства изучения организации и воздействия на неё. Одним из таких методов является инновационная игра (составитель первоначального варианта игры, которая была апробирована в России - профессор Н. И. Лапин). В ходе разработки программы игры использовался опыт организации рабочих конференций представителями Тавистокской школы, а также создателями организационно-деятельностных игр. В игру входят следующие основные подпрограммы, в соответствии с которыми строится инновационная игра: выработка решений, проектирование, программирование, обучение, исследование, тренировка, рекреация.             Данная игра как метод исследования и развития организации может эффективно использоваться для решения широкого класса проблем стратегического характера, в том числе профессиональных компетенций руководителей, а именно, навыков принятия оптимального (рационального) решения.  Инновационная игра выступает как система, открытая как внешним, так и внутренним воздействиям. При проведении инновационной игры отмечается то, что только в большой группе может быть смоделирована целостная реальная жизненная ситуация, в которой находятся участники игры в организации. Правила и условность, которые задаются на общих вводных заседаниях, условия работы и жизни на время игры, её временные рамки и режим, общая, значимая для всех проблема, принадлежность к одной организации и некоторые другие моменты позволяют рассматривать большую группу как целостность со своими особыми свойствами и механизмами функционирования, отсутствующими в малых организациях. Метод инновационной игры – это метод, который объединяет в себе такие виды деятельности, как анализ слабоструктурированных проблем, выработка комплексных инновационных решений, ориентирование сотрудников организации  на инновационные стратегии и поведение, обучение их технике групповой работы в процессе принятия решения и ряд других, а также позволяющий  повысить  общий уровень управленческой компетентности  в области разработки и принятия решения и создании стратегии развития своих организаций.

Наше исследование было проведено на малых предприятиях г.Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанской области. В целях достоверности  результата о возможности использования инновационной игры в развитии  навыков принятия управленческих решений в рамках малых предприятий, была взята контрольная группа, в которой  делался только замер уровня развития навыков принятия решения, без проведения инновационной игры. В экспериментальной группе замеры (эмоциональная и содержательная сторона исследования) проводились  в течение всей инновационной игры, которая проводилась в течение 6-ти рабочих дней (по 6 часов в день). Второй срез проводился через  месяц после проведения инновационной игры, в целях   отслеживания устойчивости отработанных  навыков принятия решения.

Опросы, проводимые после игры, показали, что участники из экспериментальной группы, по их утверждению, получают для использования в дальнейшей работе следующее: возможность взглянуть на свою работу шире, не с технократических позиций, средства проведения глубокого анализа ситуация перед принятием решения, средства оценки последствий своих решений, уверенность в своих силах, в том, что от них многое зависит, понимание того, что организационные вопросы — самое главное в работе руководителя, убеждение в необходимости отрешиться от психологического воздействия текучки, повышение ответственности за принимаемые решения, лучшее понимание других, себя, ситуации, овладение технологией групповой работы и многое другое. Подобные высказывания участников игр свидетельствуют об их понимании того, что главный эффект игры — не только и не столько в вырабатываемых решениях, сколько в перестройке видения ситуации и получении средств для саморазвития. Так после проведения инновационной игры значительно повысился в процентном соотношении средний и высокий уровень принятия решения.   Высокий уровень развития навыка принятия решений наблюдается у каждого руководителя в экспериментальной группе. Всего высокий уровень составил 46,7%. Средний уровень составил 53,3%. После участия в инновационной игре не наблюдается низкий уровень развития навыка принятия решения. Так видим,  что на процентном уровне произошли изменения. Высокий уровень развития навыка принятия решения поднялся с 33,3% до 46,7%. Аналогично, средний уровень развития навыка принятия решения поднялся с 46,7% до 53,3%.  После проведения инновационной игры  в экспериментальной группе не наблюдается низкий уровень развития навыка принятия решения (снизился с 20% до 0). Кроме того, отсутствие низкого уровня развития навыка принятия решения, показал, что действительно, участие в инновационной игре позволяет отработать  исследуемый навык в короткое время и с устойчивым результатом. Также, в результате инновационной игры в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии навыка принятия группового решения. После игры не наблюдается низкий уровень развития навыка принятия группового решения. Те,  кто имел низкий уровень развития данного навыка, имеют средний уровень. Те, кто имел средний уровень развития навыка принятия группового решения,  отработали  данный навык на высоком уровне, чего не наблюдалось до  проведения игры. Таким образом, инновационная игра не просто позволяет отработать или развить навык принятия группового и индивидуального решения, но и сформировать навык совместного решения поставленного перед группой задачи. Во время дискуссий сотрудники организации  отмечали у себя поднятие настроения, появление уверенности, что они на правильном пути по решению своих повседневных задач, что появляется уверенность  при выборе стратегии поведения в той или иной производственной ситуации. Руководители отметили, что если раньше они перекладывали принятие решения друг на друга, то в настоящее время они согласованно приходят к единому мнению, либо не сомневаясь берут на себя ответственность в принятии того или иного решения в сложившейся ситуации.

В контрольной группе изменений не произошло, т.е. как в первом срезе наблюдался низкий уровень у 23,1%, то во втором срезе – 23,1% как видим, изменений нет.  Практически на одном уровне наблюдается средний уровень  развития навыка принятия решения.

В экспериментальной группе значительно изменился показатель по высокому уровню развития навыка принятия решения по сравнению с контрольной группой (46,7 против 23,1). В контрольной группе по истечению времени изменений в развитии навыка принятия решений не наблюдается. Следовательно, можем утверждать, что инновационная игра способствует

развитию навыка принятия решения в условиях малого предприятия. Для  определения значимости в различиях использовался φ*- критерий Фишера.

Диапазон данных находится от 0,002 до 0,73, что свидетельствует о не значимой статистической связи между показателями. Однако на процентном уровне отображена разница. Мы предполагаем, что если  проследить дальнейшее поведение руководителей малых предприятий и персонала в процессе принятия решения, т.е. устойчивость отработанных навыков принятия решения в рамках инновационной игры, то результаты покажут свою значимость, что и осуществляется в настоящий момент. Само исследование было проведено в марте 2010 года. По результатам исследования мы отмечаем тот факт, что инновационная игра способствует развитию навыков принятия решения на различных уровнях: групповом и индивидуальном. В процессе проведения инновационной игры  появляется возможность для участников  получить полную свободу действий при выполнении решений. При совместной деятельности в коллективе развивается взаимный контроль. В процессе совместной деятельности развиваются навыки принятия решения, управленческого решения, расширяются знания по способам, методам и средствам, используемые при принятии решения. В ходе принятия решения у участников исследования расширились способности принятия рационального решения в ситуациях различного характера. А также при разработке управленческого решения рассматриваются несколько вариантов решения, чего не наблюдалось раньше, т.е. до проведения инновационной игры.

Инновационная игра  является на сегодняшний день наиболее развитой формой социальной технологии; она может стать арсеналом психологов-практиков и руководителей предприятий, способствуя повышению общего уровня управленческой культуры и создавая условия, необходимые для развития как руководителей, персонала, так и предприятий в целом.