Кисамедин Г.М.

Профессор Казахской Головной Архитектурно-Строительной академии (КазГАСА)

Открытие железобетона в практике Огюста Перре  и  научная теория  современной архитектуры Ле Корбюзье.  Дом на улице Франклина 25, в Париже,  О. Перре. 1903г. 

Перед формированием 5-ти принципов современной архитектуры предшествовали открытия: железобетона,  математического расчета балки, колонны, монолитной армированной  плиты, безбалочного перекрытия.  Самым интересным историческим, если не парадоксальным фактом, является то, что задолго до провозглашения  принципов современной архитектуры  Ле Корбюзье,  на практике  уже существовал  дом,  построенный Огюстом Перре на улице Франклина 25 бис в Париже, строго  соответствующий этим самым принципам. Дом на улице Франклина 25 бис был построен на основе точного инженерного расчета  с использованием нового строительного материала,  и новой для  своего времени технологии ее возведения.  Даже существует такой курьез, что Огюсту Перре банки отказывали выдавать кредит на строительство дома, так как расчетные  колонны казались экспертам очень тонкими, и они предсказывали, что дом может обрушиться. Строительное законодательство Германии и Англии выражали недоверие к тонким железобетонным колоннам, размер сечения которых был результатом научного расчета, и настаивали на больших сечениях. Однако великим О. Перре на практике и  его ученику Ле Корбюзье в теории и на практике удалось соединить достижения науки - инженерии с искусством, в результате которого они получили новый масштаб, новый стандарт восприятия современной архитектуры. Принципы современной архитектуры, провозглашенные Ле Корбюзье,  связаны с изобретением железобетона и математического расчета  каркасной структуры здания.  Художественное воздействие    на него превращает результаты науки в новое качество, которое называется  синтезом  науки и искусства или  архитектурой.  После распада классицизма  и открытия железобетона эпоху современной архитектуры до конца 20 века можно назвать эпохой железобетона. Итальянский архитектор П. Л. Нерви восхищался железобетоном и говорил, что железобетон самый лучший в мире материал, он отвечает на любые  нагрузки, принимает любые формы, перекрывает любые пролеты.  Из монолитного железобетона стали строить  водонапорные башни, резервуары, хранилища,  и его стали применять в архитектуре гражданских зданий. Архитекторы,  долго пребывавшие в предрассудке  от своего классического образования, освободились, наконец,  от старого метода творчества и быстро стали осваивать новые материалы и новые технологии возведения зданий. Ле Корбюзье начал свою трудовую деятельность еще молодым в мастерской известного французского архитектора Огюста Перре,  который, как выше было сказано, уже воплотил известные сегодня  принципы  современной архитектуры в доме на улице Франклина 25 в 1903г: дом на опорах; свободный план, свободный фасад, сад на крыше.

 

C:\Users\Ace\Desktop\400px-25_bis_rue_Franklin.jpgФото 1. Многоквартирный жилой дом на улице Франклина 25 бис в Париже. О. Перре. 1903г.

 

В истории архитектуры Огюст Перре  стал первым архитектором, который сделал железобетон основным материалом 20 века. В то время во Франции О. Перре,  по свидетельству Ле Корбюзье, «был единственным на пути нового направления».  О. Перре  первым использовал железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры.   Железобетонный каркас в жилом доме на улице Франклина 25 бис обнажен и является частью архитектуры фасада. Несущий каркас здания был независим от внутренней планировки этажей, что позволило О. Перре  произвести свободную, то есть разную  планировку всех этажей. В этом доме произошло историческое событие - дифференциация несущих и ограждающих конструкций, благодаря использованию железобетонного каркаса. О. Перре в восьми этажном доме спроектировал эркеры на шести этажах, которые  выступают из плоскости фасада, а на первом этаже использовать сплошное остекление, где устроил себе проектное ателье, а на  последнем этаже разбил сад.  Стены лестничной клетки выложены новым материалом – стеклоблоками, которые раньше освещались только световой шахтой.  «Огюст Перре с присущим ему пониманием задач строителя дал решительный импульс Ле Корбюзье для выбора своего собственного пути», - сказал З. Гидион  в своей книге «Пространство, время, архитектура».  (стр. 204).      Основатель теории и практики  современной архитектуры Ле Корбюзье, провозгласил 5 принципов современной архитектуры: свободно стоящая колонна в пространстве жилища; функциональная независимость каркаса  и стены не только в отношении наружных стен, но и внутренних членений; свободный план; свободный фасад;  сад на крыше.  В принципе, Ле Корбюзье  мог бы провозгласить только один принцип,  и это был бы принцип, вытекающий из свойств каркаса здания, который  дает полную свободу планировки планов всех этажей и всем фасадам здания! Это был бы принцип полной независимости каркаса здания от функций, которые в нем протекают, вследствие которого свободны планы и фасады и даже кровля.  Новизна ощущения открытия заключалась в возможности отсутствия первого этажа, перенесения сада на крышу, ленточное и сплошное остекление, и многое другое, что было со временем открыто мастерами современной архитектуры железобетона. Эти слова, впервые услышанные студентами, не кажутся им столь значительными для архитектуры, но не нужно делать большой экскурс в историю архитектуры, когда эти принципы в архитектуре действительно были еще невозможны, а достаточно привести   пример любого каркасного здания,   которых сегодня великое множество, и в котором, возможно, они  находятся в данный момент. Совершенство смысла  этих слов предстоит  раскрыть перед ними, для того чтобы оценить природу уникальности и роль художественного решения в поиске синтеза науки и искусства в архитектуре.  Художественное выражение преимуществ каркасного здания  в свое время была актуальной концептуальной платформой архитектурных произведений мастеров архитектуры 30-60 годов в мировой практике, но мой опыт лектора подсказывал мне,  что наиболее действенным всегда является наглядный пример.  Я предлагаю студентам, мысленно передвинуть или вообще убрать все  стены в учебной аудитории, где идет занятие, и  показываю, в том числе, на ограждающую стену. Показывая, на ограждающую стену, я говорю, что  с ней можно также свободно обращаться – она не несущая, как и эта, показываю на перегородки и в том числе на перекрытие. Эту аудиторию вы можете разделить на несколько или соединить с соседними помещениями или сделать круглой, овальной, здание от этого не пострадает, его каркас позволяет произвести полную перепланировку.  Не правда ли это свобода! Можно демонтировать пол, потолок и раздвинуть стены, перегородки и сделать здесь, например, кинозал на 400 зрителей с организацией амфитеатра. Это реально, потому что, несущий каркас – опора и ригели это позволяет, ну, правда, в шаге 6 на 6 метров, в пространстве кинозала  появятся свободно, стоящие опоры.  «Свободно стоящая опора» это и есть первый принцип, ему не нужны ни стены, ни перегородки, ни пол, ни потолок,  ему достаточно быть частью каркаса,  он главный герой принципов каркасной архитектуры, это он передает нагрузку, минуя стены и перекрытия на фундамент!  Таким образом, каркас здания позволяет иметь свободный фасад, свободный план, а в отношении плана первого этажа – его даже может и не быть.  Дом на опорах – новизна, подчеркивающая преодоление силы, связывающей  здание с землей, где передача нагрузки на фундамент происходит через опору в пространстве -  полная независимость каркаса от всего, что прежде его связывало, а последний этаж, наоборот, может быть эксплуатируемым и стать частью земли с садом. Свободу фасада  здания иногда  выражали ленточными окнами, где  непрерывная лента окон не прерывалась межоконными промежутками, обусловленными несущими свойствами стен.  Возможности принципов архитектуры обусловлены каркасной структурой здания, которые художественно обыгрывались и открывались архитекторами,  благодаря которому можно сделать не только ленточные окна, не только сплошное остекление, но и представить виртуозные картины невесомости, иллюзорности,  абстрактности искусства архитектуры, как это делали мастера архитектуры,  и все это было возможно  благодаря железобетону.