Традиционная обрядовая и праздничная еда у народов Дагестана

З.Б. Рамазанова

Повседневная пища направлена на поддержание жизненных сил человека, она подвержена большим изменениям из-за взаимопроникновения других культур. Обрядовая же пища, прежде всего, несет смысловое значение и является символом определенных нравственных уз и обязательств, культурных норм и ограничений. В связи с этим большой интерес представляет пища в обрядах жизненного цикла, так как была направлена на обеспечение здоровья и благополучия ребенка и его матери. Родильный обряд народ Дагестана состоял из трех основных моментов: беременность, роды и послеродовой период.

С самого начала беременности женщина должна была соблюдать систему запретов и ограничений, связанных с тем или иным видом пищи. Например, ей запрещено было употреблять в пищу зайчатину, чтобы у новорожденного не появились внешние признаки зайца («заячья губа») и т.д.

В начале беременности у женщины наступает период так называемых вкусовых капризов, т. е. особое расположение к некоторым видам пищи. У нее появляется сильное желание поесть ту или иную пищу, и в этом желании ей нельзя отказывать.

Обычно когда резали барана, то беременной предлагали есть все, что она пожелает. Ей давали все части бараньей туши и блюда, приготовляемые из свежей баранины, типа кишок, наполненных картошкой, луком, крупой и т. д. Варили также блюда из конечностей, т.е. давали ей такие части туши, которые считались предпочтительными для рождения полноценного ребенка.

В целях создания наиболее благоприятного течения беременности традиционными этическими нормами регламентировалось поведение не только беременной женщины, но и всех членов семьи.

В этот период близкие старались выполнять ее прихоти, связанные с пищевыми потребностями, диктовалось это не столько потребностью рационального питания, сколько боязнью повредить внешности ребенка, так как у ребенка могли оказаться родимые пятна, повторяющие цвет и форму ягод, фруктов и других продуктов питания, которые хотела попробовать беременная женщина, но не смогла это сделать. По этой же причине, при беременной считалось неприличным говорить о кулинарных изысках и несезонных фруктах, продуктах, которыми в данный момент не могли ее угостить.

Разумеется, основной функцией пищи в послеродовой период было поддержание физических сил роженицы и младенца. Здесь на первый план выступают рациональные народные знания. Некоторое время после родов придерживались определенного пищевого режима. Например у лакцев, женщину после родов кормили супом из солода, куда добавляли масло и сахар и заставляли есть без хлеба; хинкалом с чесноком, пельменями с начинкой из кукурузной муки с добавлением чабреца, кусочков курдюка, муки, яиц -, кормили яичницей с медом, урбечем, разведенным маслом.

У даргинцев было принято кормить женщину после родов жидкой кашей «дахни» из пшеничной или кукурузной муки, роженица должна съедать примерно столько «дахни» с маслом и медом, сколько весит ребенок. Для нее готовили также суп с сушеной курагой: курагу чистили, несколько раз мыли в теплой воде и кидали в кипяток, затем муку замешивали холодной водой отдельно и тоже подливали туда. В конце добавляли сахар. У тюркоязычных народов Дагестана роженицу кормили мучной кашей (дахни, хашил), обильно политой урбечем, медом и маслом.

Роженицу после родов кормили также жидкой кашей на отваре кураги с медом, давали ей сливочное масло с медом; угощали роженицу солодовыми лепешками. Эти блюда считались наиболее питательными, способствующими поддержанию физических сил роженицы. Считалось, что такая каша хорошо очищает организм, питательна и способствует увеличению количества молока. В первые два – три дня эта каша становилась основной пищей женщины. Кроме того, роженицам, для того чтобы они набрались сил, рекомендовалось съесть  яичницу, выпить горячего молока. Затем ей приносили ребенка на кормление. А ребенку до первого кормления во многих обществах давали на пальце пососать мед со сливочным маслом.

Таким образом, режим питания женщины после родов был обусловлен рациональными моментами народных знаний и должен был способствовать остановке послеродовых кровотечений, восстановлению физических сил роженицы.

Таким образом выглядит пища в системе обрядов, связанных с родильным циклом у народов Дагестана. Обязательным компонентом этой обрядности являются пищевые продукты. Как практически во всех сферах традиционно-бытовой культуры, здесь налицо сочетание профанического и сакрального начала. Пища выполняет не только важную биологическую функцию обеспечения здоровья роженицы и ребенка, но и является составной частью многочисленных магических приемов, также направленных на обеспечение благополучия роженицы и новорожденного. Практически все обряды этого цикла находят соответствие в этнической среде Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, что свидетельствует об их древности. Характерно значительное сохранение элементов традиционного родильного комплекса и в современном быту народов Дагестана несмотря на широкое распространение медицинских знаний.