С.М. Смирнов

           Патриотические программы «Солдатские звезды»,

                   рассматриваемые в теме диссертации

 

 

                 «Служу Отечеству и музам!» - под таким девизом общественным объединением  в социальном секторе региона создан Московский Фестиваль-конкурс хореографических миниатюр имени Елены Романовны Россе (Расиной) (1904-1991) в честь прославленного детского балетмейстера, заслуженного деятеля искусств России, активного участника фронтовых концертных бригад, награжденной медаль «За оборону Москвы» (автор проекта - Сергей Смирнов). Блестящий педагог, лучшие ее постановки определили основные направления современной детской хореографии. Заслуга ее в том, что она создала индивидуальную школу детского балета - «школу Россе». В этом проявился её глубочайший педагогический дар, который составил новую эпоху в истории творчества детского хореографического искусства. Проект создан и осуществлялся в 2001 году в рамках Московского Городской патриотической акции к 60-летию Битвы за Москву на ВВЦ (павильон «Культура). В 2004 году к 100-летию педагога-просветителя в рамках Международного гуманитарного Форума: «Международное Десятилетие культура мира и ненасилия в интересах детей Планеты (2001-2010 гг.)», объявленного Генеральной Ассамблеей ООН проект при участии ЮНЕСКО фестиваль был проведен в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Межведомственная комиссия правительства Москвы дала Учредителю проекта - общественной организации «Историко-культурный центр «Солдатские звезды» - Разрешение на производство и использование изображения Герба города Москвы на медали имени Е.Р.Россе «За истинное служение детскому хореографическому искусству!», а также использовании наименования «Москва» в названии фестиваля.  Ботанический  сад  РАН  вывел  новый  сорт сирени, и общественная организация вышла с предложением назвать его в честь педагога - балетмейстера «Россе». Фестиваль призван оценить вклад педагогов-хореографов в развитие детского хореографического искусства и поощрить авторов и исполнителей, проявивших свою творческую неординарность в раскрытии форм детской хореографической драматургии  «За одухотворенность детских сердец!». В 2007 году в Москве в Департаменте образования Москвы прошел тендер на проведение социально значимых программ в рамках проводимого «Года ребенка», в котором общественное объединение приняло участие с программой «Детский фестиваль танца имени Е.Р. Россе». Оценки его успешного проведения  в Колонном Зале Дома Союзов  опубликованы  в журнале «Московская школа» (июль, 2007г).

                  Одна из культурных универсалий является игра. Еще в 1999 году - в преддверие славных дат в истории Отечества – 55-летие Победы и 2000 Христианства на Руси общественное объединение «Солдатские звезды» создало проект «Богатырские игры» - борцовский турнир памяти воина – борца, «богатыря земли Русской», Олимпийского чемпиона 1956 года по классической (греко-римской) борьбе в тяжелом весе, участника Штурма Берлина Анатолия Ивановича Парфенова (1925-1993). По зарубежным откликам  после  «Олимпиады -56» можно было прочесть - «Парфенов - силен, как Бог, слажен, как Геракл». В родном Подмосковье ему воздвигнута памятная плита с надписью на мраморной плите: «Богатырю земли Русской». Жизненная судьба и спортивные подвиги национального героя яркой строкой вписаны в летопись нашего государства Российского – герой спорта стал одним из символов народной гордости за Отечество. Анатолий Парфенов являл собой редкостный для молодежи пример истинного русского богатыря-самородка. Первые из молодежной серии «Богатырские игры» (автор проекта - Сергей Смирнов) прошли как праздник русской богатырской удали и свидетельствовал Величие и славу России. «Каждый, кто выйдет на этот помост, должен знать, что он прикоснулся к легенде, имя которой Парфенов», - обратился к участникам «Богатырских игр» трехкратный Олимпийский чемпион, Герой России, депутат Госдумы РФ А.А.Карелин. Победители награждены памятными медалями имени А.И.Парфенова. «Богатырские игры» предназначены для нового поколения граждан обновленной России и содействуют формированию нравственно-патриотических ценностей, повышению мастерства у молодых спортсменов, воспитанию  молодежи на  примере славного жизненного пути национального героя. Общественное объединение было включено с проектом «Богатырские игры» Анатолия Парфенова в список организаций, осуществляющих реализацию спортивных проектов в рамках Городской комплексной целевой программы «Спорт Москвы 2007-2009» в раздел «Программа развития клубной системы, физкультурно-спортивная работа негосударственных некоммерческих спортивный организаций» на 2008 год. Программа проведена в ноябре 2008 года в новом  спортивном сооружении города-героя Москвы - во Дворце борьбы имени Ивана Ярыгина при содействии Департамента физической культуры и спорта Москвы и префектуры ЮВАО Москвы, при участии Федерации спортивной борьбы России и Москвы. 

          Прошедшее десятилетия показывают, что подвиги защитников нашего Отечества имеют большое влияние на атмосферу в обществе, воспитание молодежи в духе истинных ценностей. Среди всех поколений героев войны всегда было много ленинградцев. Немеркнувшие подвиги всегда рождают чувства гордости и благодарности за замечательные свершения.  Наши потомки должны знать о тех блокадных днях, через что прошли их предки, чтобы отстоять для них право на жизнь. Опыт пережитого помогает нам преодолеть и нынешние трудности. Как же поддерживать память в детских и подростковых умах? Для этого существует «волшебная сила искусства» - кинематограф, книга - вечные хроники деяний наших цивилизаций… и танец. Проект общественного объединения «Солдатские звезды» в честь юных участников истории середины ХХ века назван «Крещенные блокадой».  В 2002 году - в год 60-летия первого плац - концерта агитвзвода воспитанников 55-й армии Ленинградского Фронта - общественным объединением «Солдатские звезды» создана программа патриотического искусства в честь артистов юного поколения осажденного Ленинграда под руководством «военного балетмейстера», старшего лейтенанта, педагога Аркадия Обранта «Мемориал А.Е. Обранта», девиз которого «Мы продолжим пламенную повесть» (авт. строчек - поэт, «дитя блокады» Н. Добронравов). Яркой страницей летописи города-героя на Неве являлась история создания танцевального агитвзвода воспитанников политотдела 55-ой Армии Ленинградского Фронта. Своим жизнеутверждающим искусством танца человек, небывалой прежде профессии - «военный балетмейстер», старший лейтенант Аркадий Обрант (1906-1973) помог выжить и выстоять детям блокадного Ленинграда, когда город-фронт держал круговую оборону в годы Великой Отечественной войны. 30 марта 1942 года артистами юного поколения осажденного Ленинграда был дан первый плац-концерт. Это было больше, чем концертное выступление – даже дети несли бесстрашно свою службу, огнем своего таланта  растопили холод и отчаяние. В основе проекта - судьба детского фронтового ансамбля. Задача его создания - раскрытие духовно-нравственных ориентиров,  той  основы,  на которую может опираться новое поколение граждан ХХI века.

       Из письма воспитанницы агитвзвода В.П. Уваровой (1924-2004) президенту общественного объединения «Солдатские звезды», автору  проекта в 2002 году:  «Расстояние в 60 лет - это чудо, которое Вы возродили! Ваша цель проекта - «продолжить пламенную повесть» несет факел эстафеты памяти. Сегодняшнему поколению молодежи это необходимо знать как пример прекрасного, мужества и стойкости «оловянных солдатиков» - детей войны, которые после тяжелой блокадной зимы встали в строй и включились в тяжелую армейскую жизнь. Это -яркий пример для молодежи в беззаветном служении Отечеству». Жизнь Валентины Павловны Уваровой (1924-2008) - яркий пример для молодежи в беззаветном служении Отечеству. 14 июля 1943 года Валентина Уварова (Сулейкина) была тяжело ранена осколком  снаряда в ногу: «Это была трагедия для всех ансамблистов - и меня в первую очередь. В моем лице была ранена Юность, Молодость, Красота! В один миг было все перечеркнуто и, пока не потеряла  сознание, я повторяла фразу: «Как же я буду теперь танцевать..?!». 8 марта 1945 года В.П. Уварова была награждена орденом Красной Звезды «...за мужество и отвагу, проявленную при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни!». Фронтовой путь ее явился прообразом создания повести детским писателем Юрием Яковлевым «Балерина политотдела» и постановки одноименной драмы в Саратовском ТЮЗЕ в 1975 году. Созданный в театре женский тип, относящийся абсолютно к женщинам - мирам, нес в себе некое душевное пространство! В 2004 году при участии РОО ИКЦ «Солдатские звезды» (Москва) В.П. Уварова была награждена в год своего 80-летия Золотой звездой Российского  Фонда  Мира.

    Детский феномен участия воспитанников агитвзвода на театре военных действий отображен в кинематографе режиссером Наумом Бирманом «Мы смерти смотрели в лицо» (Госфильмофонд), в главной роли военного балетмейстера Аркадия Обранта -киноактер Олег Даль. Проект патриотического (блокадного) искусства включает социально - культурные программы - «А музы не молчали…» (посещение музеев города), «Родом из Блокады» - встречи с ветеранами сцены), «Планида А.Е.Обранта» - конкурс балетмейстерских работ имени А.Е. Обранта, «Театр в квадрате обстрела» - устный альманах по книге Юрия Алянского, «Место в истории» - встреча с «обрантовцами», ветеранами-блокадниками, «Музей хлеба» и «Куклы героического прошлого» - выставки, «Приз Российского Фонда Мира  «Балерины политотдела» и др. Реализация проекта общественным объединением - РОО ИКЦ «Солдатские звезды» - было возможным при  участии в конкурсе на проведение мемориала в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года. В год 65 прорыва блокады Ленинграда – «первого праздника со слезами на глазах» патриотическая программа «Мемориал артистов юного поколения осажденного Ленинграда (1942-1944гг) прошел в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя при финансовом  содействии профильных Комитетов Правительства Москвы и активного участия Московской общественной организации ветеранов-жителей блокадного Ленинграда. Покровители проекта – блокадница, мировая звезда оперного искусства Г.П. Вишневская, член Российской ассоциации хореографов, кандидат искусствоведения, участник фронтовых концертных бригад, блокадница Н.Е. Шереметьевская.  При поддержки губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко Юбилейная V патриотическая (блокадная) программа на блокадную тему «крещенные блокадой» - "Мемориал артистов юного поколения осажденного Ленинграда 1945-1945гг ("Мемориал А.Е.Обранта (1906-1973) в честь "военного балетмейстера", старшего лейтенант,  педагога-гуманиста прошла в январе 2009 года в ГУ «Доме молодежи Санкт-Петербурга»и активного участия Региональной общественной организацией «Жители блокадного Ленинграда» (Санкт - Петербург), семей ветеранов-блокадников  и молодежи города.

        Киноименины.   В декабре 2009 года - начале 2010 года - 50-лет со времени выхода на экраны кинокартины «Баллада о солдате» (режиссер Г.Чухрай) и кинодебюта Владимира Ивашова, победного шествия картины на экранах страны. В 1960 г в Италии Владимиру Ивашову как лучшему актеру вручен приз «Сан Винсент» с формулировкой «За высокий гуманизм и исключительные  художественные  качества». Время не ослабило живое воздействие картины, за кинолентой стоят одновременно трагедия войны и душевная красота подвига киногероя Владимира Сергеевича Ивашова (1939-1995гг.). Алеша Скворцов навсегда остался молодым и в сердце матери и в нашей памяти. Он - символ целого поколения мальчишек, чья взрослая жизнь уместилась в два-три года. За этот срок  Алеша  успел  стать  Человеком, успел  узнать, что такое Подвиг, Честь, Добро и Любовь. Фильм - это баллада обо всем лучшем, что есть в душе человека. Главным в нем остается: человеческое достоинство, патриотизм, преданность и честность, чистая любовь - все те качества, которые делают русский народ великим и сильным. За  лучшее воплощение на экране образа  защитника Отечества - символа  целого поколения людей ветеранские общественные организации Российской Федерации, творческие структуры поддержали инициативу общественного объединения  «Солдатские звезды» - о проведении проекта памяти В.С. Ивашова,  значимость которого олицетворяет идея, ради которого он создается - «благородная память потомков». В 2005 году с участием общественного объединения «Солдатские звезды» Участник международных программ наблюдений и исследований малых планет Солнечной Системы Крымская Астрофизическая Обсерватория и Международный Астрономический Союз (МАС), Институт прикладной астрономии РАН присвоили малой Планете Солнечной Системы № 12978, открытой 26 сентября 1978 году научным сотрудником Л.В.Журавлевой, имя «Ivashov» «За высокое гуманистическое содержание ролей, созданных с большим обаянием и искренностью на киноэкране, в театре и на эстраде».

    «За талант, обогативший отечественное кино, за вклад в отечественную  культуру и раскрытие в искусстве темы патриотизма и любви к Отчизне» ветеранской общественностью выдвинута идея учреждения общественной премии «Свет звезды» (без материального поощрения) с вручением знака  имени Владимира Ивашова новому поколению актеров кино, эстрады.  Проект получил широкое общественное звучание в ветеранских кругах, Гильдией актеров кино России, Российском Клубе Героев и Федеральном агентстве по делам молодежи.

         Деятельность общественного объединения представлена в разработке новой патриотической программе «Кремлевские курсанты». Рабочая группа по координации информационно-пропагандистских и культурных  мероприятий  в  связи с памятными датами военной истории Отечества Российского организационного комитета «Победа» поддержала предложение Общественной организации о проведении проекта-куранта «Солдатские звезды» в честь героического подвига  курсантов Краснознаменного  училища  в  Битве за Москву в 1941г  на правом берегу реки Лама под Волоколамском  - навстречу празднованию в году  65-летия  Великой Победы.  В Истории Второй мировой войны записано: «…в боях под Москвой отличились бойцы и командиры… курсантского училища им. Верховного Совета РСФСР под командованием Младенцева». 5 октября 1941 г в Московском Краснознаменном училище им. Верховного Совета РСФСР прозвучал сигнал тревоги. Когда в боевом снаряжении курсанты выстроились на лагерном плацу, начальник училища сказал: «До ваших выпускных экзаменов остался месяц. Но сегодня обстановка такова, что вашим экзаменом будет бой с врагом. И я уверен, что каждый сержант сдаст их на «отлично». И курсанты с честью прошли свой путь… Ясно было об изначальной обреченности ополченческих частей, бойцов-добровольцев, которые должны были собой затормозить продвижение гитлеровских танков. Они  не умели  воевать - были плохо оснащены, но были самоотверженны! Зимой 1941 года «на равнинах снежных юные таланты» стояли на Волоколамском шоссе, в 40 километрах от Москвы. Рота капитана Рюмина-240 «вчерашних мальчишек» - бросились на защиту столицы, на участке, где фашистам удалось прорвать фронт. Курсанты попали в окружение.  Но опытные бойцы с мужеством и отвагой ринулись в бой, захватив обоз немцев с «наградами» за взятие Москвы. Сдав «экзамен на бессмертие», это о них поэт Михаил Матусовский потом напишет: 

                                   Мы падали в кромешной темноте,

                                  Забыв о смерти от ожесточенья.

                                  Но умирать не легче, если те

                                  Бои имели местное значение.         

        Молодежи – преемникам героической славы, новому поколению курсантов и офицеров, продолжателям славы «кремлевских курсантов», в годину серьезных испытаний, утвердившим и возвеличившим достоинство и славу России, ветеранам и труженикам тыла посвящается эта программа. Придавая проекту государственно-общественный характер, историко-художественное сценическое повествование «На равнинах снежных юные… таланты» состоится в Большом зале Администрации Президента РФ в декабре 2009 года.  Выражая общественное признание и давая оценку заслуге курсантов Московского военного училища имени Верховного Совета РСФСР в годы войны, а также роли училища в воспитании нового поколения курсантов в духе патриотизма и любви к Родине, готовности к ее защите,  общественность города-героя Москвы поддержала обращение общественного объединения «Солдатские звезды» в Высший Совет Форума «Общественное признание» о награждении Училища знаком лауреата Форума «Гордость Отечества» и вручение Диплома, которое станет кульминацией  патриотической программы ( 6-9 декабря  2011 год к 70-летию Битвы за Москву). Т
В этой патриотической акции активным участником выступает «поисковый отряд» под руководством заслуженного учителя Российской Федерации Г.А. Быстрова.   В память о тех, кто в боях за Родину добывал наше Сегодняшнее, кто строил  Дом, который мы называем Отчизной, кто не щадил себя во имя общественного блага, скульптор Сергей Коненков назвал «Парком  добрых  воспоминаний  под сенью новых саженцев».    

Патриотическая тема защитников Москвы в годы войны развита в программе Зеленоградский городской фестиваль «Солдатские звезды» на  Крюковском рубеже обороны  Москвы (1981-2001). Автор проекта – Сергей Смирнов.

 

  Все, что сердцу дорого

 Лучезарный талант Юрия Чичкова  - достойный повод  для самых высоких слов. В нем замечательный композитор представляется  во всей полноте своего творческого и человеческого существования: природа и быт у него неотделим от высокого искусства, а простые сиюминутные эмоции - от размышлений по поводу музыкального сочинительства. Юбилейное мероприятия "Большой музыкально-песенный вернисаж Юрия Чичкова "Все, что сердцу дорого" в Москве, в честь 80-летия москвича-композитора 4 ноября 2009 в Большом Зале консерватории  им.П.И. Чайковского с участием Большого Детского хора имени Виктора Попова, музыкальных коллективов.  Проект проходил в социальном партнерстве с творческими организациями и государственными учреждениями системы культуры и образования Москвы.

В знак вклада москвича-композитора в общественную и культурную жизнь Москвы общественностью Москвы Учрежден именной Приз Юрия Чичкова "Поиск и поддержка одаренных детей в области музыкального искусства" с вручением памятной медали Юрия Чичкова.

       Большая патриотическая тема, прозвучавшая в концерте-памяти связана с предстоящей памятной датой - 65-летием Великой Победы, особой близкой офицеру-музыканту.   Событие освещено в региональных средствах СМИ (теле-радио программах). Приветственный адрес участникам "Большого музыкально-песенного вернисажа Юрия Чичкова" заслуженного учителя Российской Федерации Оськиной Галины Леонидовны: «Какой удивительный нынче праздник! Какое торжество на "Большом музыкально-песенном вернисаже Юрия Чичкова" в честь его 80-летия со дня рождения композитора, офицера-музыканта, лауреата Госпремии СССР, народного артиста России, заслуженного деятеля искусств, народного артиста России, автора передачи на радио «Музыкальный Радиосбор, члена редколлегии журнала "Пионер", большого друга Детства". Я озвучила текст "Юбилейного приглашения" к проекту Сергея Смирнова "Все, что сердцу дорого", которое вы держите в своих руках. И отмечаем мы этот день в "Год молодежи", в великолепном Большом зале консерватории, в его консерватории, которую он окончил по классу сочинения композитора В.Я. Шебалина, в его зале, в котором, он чувствовал себя учеником, дерзающим примерить звание композитора и дорасти до великих Учителей, строго смотрящих на нас с этих удивительных портретов. Посмотрите, сколько молодых, светлых и радостных лиц в зале, представляющих Его страну Детства, вышедших из нее и пребывающих в ней. Эта страна была ему безмерно дорога и всегда оставалась в его памятливом сердце. Он расцветил ее своим редкостным талантом, удивительными песнями для детей и о детях. Детство, с его вечными и нетленными темами и проблемами. Ему он был предан и - зорким своим взглядом, тонким, все улавливающим слухом - вобрал в свой музыкальный мир. Свою гражданскую позицию и свое требовательное "credo" к жизни и творчеству вместе со своими соавторами - поэтами выразил в емкой песенной формуле: «Все, что сердцу дорого», и продолжил, - в песню так и просится…». Когда мы говорим о композиторе-песеннике, то уже не отделяем его имени от имен поэтов - "школьного поэта" Константина Ибряева, Михаила Пляцковского, Юрия Энтина,  Петра Синявского и др. Они срослись в гармонии, удачно отыскав друг друга, чтобы стать сердечным сплавом, горящим, горячим и подарить его читающим и поющим в стране Детства. Он работал в различных жанрах, но песня стала сердцевиной его творчества. Что же стало дорогим для маэстро?! Все знают ответ: это вечные темы, которые держат взрослого и ребенка в пределах всего человечества, того, ради чего человек приходит в этот сложный мир, чтобы стать человеком и остаться в нем навсегда… Дорога Ему Родина, его Россия с детским счастливым смехом и радостью, веточкой смородины, с песней соловья, его столица Москва, светлое имя «мама» и вальс в ее честь, школа с ее звучащими многоголосыми, заливистыми звонками, безоблачные малиновые рассветы, которые мы любим встречать. Вечно останутся в сердце его музыкальные интонации, посвященные детским праздникиом в «Артеке» и «Орленке», волшебным городам, подвигам таких, как Клава Назарова, болгарка Лиля Карастоянова в годы войны, экзотическому жирафу, дружбе детей народов мира и всех живущих на большой планете Земля, простой девочке Наташке-первоклашке, маленьким зеленым городкам, по улицам которых мы ходим пешком, таким, как мой родной Зеленоград, дворцу пионерской мечты и перекресткам детства, солдатские звезды на проселках России.  Когда-то мне пришлось написать маленькую аннотацию к пластинке «Солдатские звезды» с лучезарными песнями Юрия Михайловича, вышедшей на фирме «Мелодия», где звучали известные детские голоса хоров. Я всегда была среди почитателей его таланта и всегда любовалась удивительно улыбчивым его лицом, его легкими руками, летавшими по клавишам, его умением говорить с детьми и давать автографы. В человеческом своем проявлении он был очень похож на свою музыку. Такие, как он, очень нужны сегодня работающему учителю, взяв его за руку можно отправляться и на урок, и на праздник…  Идет время… Как жаль, что его нет сегодня с нами. Но есть его песни душевные, задумчивые мелодичные, улыбчивые, насмешливые и грустные… Он предан детям, детской теме и детской мечте, о таких, как он, говорят - «Остался в Детстве…». Он дал нам место в своем живом песенном сердце, а мы так удобно в нем устроились, что не хотим расставаться с его особой интонацией доброты и сердечности, с его переизбытком мелодичности…, так нужных нам в ХХI веке.

 

   Общественное объединение патриотического профиля «Солдатские звезды» как тип субъектного опыта в пространстве культуры несет в себе заряд огромной духовной силы - воспитательный потенциал в сфере гражданско - патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, -  отмечает Московская общественная организация ветеранов-жителей блокадного Ленинграда.  За годы общественной деятельность Смирнову С.М. удалось на практике показать возможности творческого продвижения нового поколения граждан России в общении с искусством музыки и танца, в утверждение высоких идеалов спорта, здорового образа жизни, в целом, в классическом наследии отечественной культуры и практики культурного строительства.

             За годы общественной деятельности  Региональная общественная организация «Историко-культурный центр «Солдатские звезды» за создание общественных проектов патриотического искусства, образующие региональные (межрегиональные, российские) стандарты, отмечена медалью «Ф.М. Достоевский. За Красоту. Гуманизм. Справедливость», знаком лауреата и Дипломом Форумом «Общественное признание» к 10-летию общественной деятельности, Почетной наградой Национального Совета по общественным наградам «За вклад в культуру» Геральдической палаты РФ, Росвоенцентром, Комитетом защиты мира, Союзом женщин России и др. В диссертационной работе рассматривается концептуально тема «Общественное объединение как предмет философского осмысления и как объект социального анализа в пространстве культуры», а также общественное объединение и его задачи как агента социализации.

         Правомерно отметить несомненную значимость полученных автором диссертации практических результатов. Речь идет о создании модели функционирования в социальной среде общественной структуры - гражданского объединения  патриотического звучания, трансляции историко-культурного наследия, о создании и реализации авторских программ (проектов) патриотической направленности для детей и молодежи, получении путевки в жизнь – «карт-бланж» в обществе (по итогам общественно-значимой экспертизы) и использования при этом технологии  творчества и  механизма реализации (финансового инструмента, социального партнерства,  бюджетной субсидии (гранта).  Речь идет о неком социокультурном феномене, о прогнозировании деятельности и социально-культурном проектировании общественного объединения как вида социально-проектной деятельности, в том числе показ механизма превращения авторских идей в духовную лабораторию социальной практики в области гражданско-патриотического воспитания молодого поколения граждан ХХ1 века на идеалах высокой нравственности,  духовности и гуманизма в обществе.

      Социальная тема авторского творчества выполнено на важную в теоретической и практическом отношении тему, которая находится в стадии разработки ученых и практиков в сфере культуры и образования. Разрабатывая проблему социально -  культурного проектирования общественного объединения как вида социально-проектной деятельности, авторы - исследователи прежде всего обращали внимание на прежний опыт и результаты культурно-творческой деятельности по формированию гражданско-патриотических чувств молодого поколения  граждан России  средствами  культуры  и  искусства, спорта. При таком подходе на периферии исследовательского поиска оставались весьма значимые вопросы, касающиеся создания эмоциональной основ для формирования гражданско-патриотических чувств, механизма реализация авторских программ (проектов) в социальной сфере, и соответственно - создания культурного пространства, открытого для творчества и социального партнерства - диалога субъектов культурного процесса, взаимодействия в «третьем секторе», общения и PR-акции, культурных коммуникаций, воспитание историей, сохранения, трансляции нравственно-патриотических ценностей в детско-юношеской (молодежной) среде, функционирования общественного объединения (формирования) в регионе, участия в общественном процессе института волонтерства.  Исследование С.М. Смирнова в  достаточной  мере  снимает образовавшиеся здесь лакуны. 

        Рецензируемое изыскание по теме диссертации,  вполне квалифицированно  выполнено  с точки зрения апробированных средств, и достигнутых при этом результатов практико-ориентируемого исследования, использования при этом исследовательских  средств  для  своего  эксперимента в социальном секторе региона. Профессор МГУКИ, лауреат Форума «Общественное признание» (2009) Ю.А. Стрельцов отмечает, что оправдал себя добротно проведенный эксперимент по созданию (учреждению) общественного объединения как субъекта культурной  практики  в  целях поставленной уставной деятельности по содействию гражданско-патриотическому воспитанию юного поколения, сохранению культурно-исторического наследия, реализации авторского права. Продуктивным оказался подход автора исследования к созданию культурного пространства, открытого для творчества (в раскрытии гражданско-патриотической темы) и социального партнерства в решении диссертантом задач в социальной среде.  В целом,  умело поставленные цель и задачи исследования, и примененные при этом общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, квалификация), сравнительно-исторические (исторический, историко-логический, историко-педагогический) и общепедагогические (анализ литературно-художественных и документально-хроникальных источников, архивных материалов через контекст-анализ, анкетирование, интервью) методы исследования, дали положительный результат в научном эксперименте. Результат дает основание сказать, что  созданное (учрежденное) общественное объединение является субъектом социально-культурной деятельности в работе с молодежью по формировании патриотических чувств средствами культуры и искусства, физической  культуры и спорта.

      Нельзя не подчеркнуть в этой связи, что накопленный опыт, как правильно отмечает сам автор, в значительной мере сохраняет свою актуальность сейчас в патриотической работе с населением нашей страны, будто в отдельно взятом регионе или на уровне муниципалитета, в разных видах деятельности - на государственной службе или на  общественном поприще.

 

            Список литературы по теме социально-культурное проектирование:

1. Ахиезер А. С. Социокультурные механизмы циклов культуры // Искусство в

ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования

художественной культуры в переходных процессах. M.: Наука, 2002. - С. 116-135.

2.     Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений – М.: Наука, 1993. – 232 с.

3.     Боронникова Г.А. Теоретические аспекты социокультурного проектирования  

4.     культурно-досуговых центров / учебное пособие. – Пермь, 2006. – С. 108– 144.

5.     Дридзе  Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. – М., Рос. Институт культурологии, 1995.

6.             Калякина А. Проектные технологии в сфере культуры //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 12. – С. 64–68.

7.              Красильников Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования: учебное пособие – М. : МГИК, 1993.

8.             Кузицын Г. М. Проектирование социально-культурных процессов: учебное пособие. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2002.

9.             Курбатов В. И. Социальное проектирование: учебное пособие для вузов. – Ростов/Д: Феникс, 2001. – 412 с.

10.        Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие для вузов / Москов. гуманит. ун-т. – 6-е изд., доп. – М. : Флинта, 2006. – 240 с.

11.        Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: рекламные технологии, связи с общественностью, спонсорская деятельность / А. П. Марков. – СПб. : СПбГУП, 2005. – 400 с. (Библиотека Гуманитарного университета; вып. 23.

12.        Марков А.П. Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб, 1998.

13.        Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы: учебное пособие. – М.: Наука, 1995. – 304 с.

14.            Программирование культурного развития: региональные аспекты. – Вып.2. Сборник научных трудов. – М., Рос. институт культурологии. –1993.

15.         Социальное проектирование в сфере культуры : методологические проблемы : сб. науч. тр. /сост. Д. Б. Дондурей. – М., 1986. – 177 с.

16.        Стегний В. Н. Основные сферы социального прогнозирования: учебное пособие / Перм. гос. техн. ун-т. – 2005. – 208 с.

17.            Стегний В. Н. Теория и методология социального прогнозирования: курс лекций / В. Н. Стегний ; Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2005. – 241 с.

16. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования.-М., 1995.

17.  Шекова Е. Л. Проблемы и перспективы развития фандрейзинга в России (опыт учреждений культуры Москвы и Петербурга) // Некоммерческие организации в России. – М., 2004. – № 2.

 18. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования  взаимодействии субъектов образовательною процесса: – СПб., 2000. – 14с.

19. Авдеев Н., Ашмарин И., Степанова Г. Человеческий потенциал России: факторы риска // Человек. – М., 1997. – № 3.

20. Афанасьев Ю. Л. Социально-культурный потенциал художественной

 21. Ахиезер А. С. Методология социокультурного исследования переходных процессов (на материале России): Автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01 /

22. Ашмарин И. И., Юдин Б. Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. – М., 1997. – № 3.


23. Богатырева Т. Г. Факторы культуры и образования в стратегиях развития российского общества. Рукопись. 2002.

24. Генисаретский О. И. Деятельность проектирования и проектная культура (Предисловие к неизданной книге о проектной культуре, 1994) // Сайт Олега Генисаретского.
25. Генисаретский О. И. Еще раз о средовом проектировании и проектности культуры (заметки по ходу дела) // Кентавр: Методологический альманах. – М., 1996. – №2.
26. Генисаретский О. И. Лекция о материале проектирования. Крым, Новый свет, 12-13.07.2001 // Сайт Школы культурной политики. – 2001.
27. Генисаретский О. И. Лекция о месте проектирования в системе стратегической работы. Крым, Новый свет, 09.07.2001 // Сайт Школы культурной политики. – 2001.
28. Генисаретский О. И. Политика сохранения социокультурного ядра как методологический вызов // Со-Общение. – М., 2003. – 24.02.

29. Генисаретский О. И. Пространственное развитие и стратегическое управление // Стратегическое планирование в муниципальном управлении: Введение в предмет: Уч. пособие для муниципальных управляющих. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. – (Б-ка местного самоуправления. Вып. 19).

30. Генисаретский О. И. Проектная культура и концептуализм // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. – М.: ВНИИТЭ, 1987. – С. 39-53.

31. Генисаретский О. И. Социальное проектирование как средство актуальной культурной политики // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. – М.: НИИ культуры, 1986. – С. 29-42.

32. Генисаретский О. И. Философия проектирования: Лекция. Крым, Новый свет, 09.07.2001 // Сайт Школы культурной политики. – 2001.

33. Генисаретский О. И. Экология культуры: от ценностных ориентации — к проектной концептуалистике // Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. Вып. 1. – М.: НИИ культуры, 1991.

34. Генисаретский О. И., Глазычев В. Л. Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России // Муниципальные технологии: Сб. ст. – Обнинск, 1997. – № 5. – (Б-ка приложений к журналу «Городское управление»).
36. Глазычев В. Л. Глубинная Россия: 2000-2002. – М.: Новое издательство, 2003. – 328 с. – (Новая история).

37. Глазычев В. Л. Культура проектного воображения: Лекция в рамках проекта «Открытый университет», Чебоксары, 15.03.2003 // Сайт Культурная столица Поволжья. – 2003.
38. Глазычев В. Л. Лекции об эволюции проектирования (1-2), Крым, Новый свет, 12-13.07.2001 // Сайт Школы культурной политики. – 2001.
39. Глазычев В. Л. Методология проектирования: Лекция на семинаре «Введение в общую прикладную методологию», Киев, 25.04.2002 // Сайт Школы культурной политики. – 2003.
40. Дридзе Т. М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования: [Учеб. пособие] / Мин. культуры РФ. Рос. Акад. наук. Рос. институт культурологии. – М.: РИК, 1995. – 148 с.

41. Дуликов В. З. Социально-культурная работа за рубежом: Учеб. пособие /4. Зуев С. Э. Гуманитарное знание: подход, ресурс и проект общественного развития // Сайт Сергея Эдуардовича Зуева. – 22.03.2003.
42. Зуев С. Э. Культурный капитализм как сфера социально-экономических инноваций: Публичная лекция // Сайт Тольяттинского гос. университета. – 19.09.2003.
43. Зуев С. Э. Методология и культурное проектирование: Интервью // Сайт Сергея Эдуардовича Зуева. – 29.08.2003.
44. Зуев С. Э. Социально-культурное проектирование. – Ижевск: Альтернатива, 2003. – 156 с.

45. Зуев С. Э. Социокультурное проектирование: Анализ ситуации, постановка проблемы // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 1.
46. Зуев С. Э. Эволюция проектной работы в рамке культурной политики: Лекция. Крым, Новый свет, 13.07.2001 // Сайт Школы культурной политики. – 2001.
47. Карпухин О. И. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства // Социально-политический журнал. – М., 1998. – № 3. – С. 141-150.

48. Катаев С. Молодежь или социально-культурные общности в аспекте межпоколенческих отношений // Теоретические основания культурной политики. – М.: РИК, 1993. – С. 250-258.

49. Княгинин В. Н. Проект государства: Лекция. Крым, Новый свет, 09.07.2001 // Сайт Школы культурной политики. – 2001.

50. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Одобрено решением коллегии Мин. культуры РФ от 20.01.1995 / Ммин. культуры РФ. Рос. институт культурологии. – М., 1997.- 47 с.

51. Костина Е. Роль государства в воспроизводстве творческого потенциала // Культурная политика: проблемы теории и практики. – СПБ.: Дмитрий Буланин, 2003. – С. 66-92.

52 Красильников Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие для студентов институтов культуры / Моск. гос. институт культуры. – М.: МГИК, 1993. – 73 с.

53. Куприянов В. А. Моделирование процессов социокультурных трансформаций: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Рос. ин-т культурологии. – М., 1998. – 24 с.

54 Мамедов Ф. О научном подходе к формированию культурной политики в гражданском обществе // Культурология – культурная политика – развитие: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Культурология – культурная политика – развитие», 1–3 июня, Москва. – М.: РИК, 2001. – С. 48-60.

55. Мамедов Ф. О научном подходе к формированию культурной политики в гражданском обществе // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. – М.: РИК, 2002. – С. 245-259.

56. Михайлова Н. Г. Традиционная культура в современном социокультурном пространстве // Ориентиры культурной политики: Инф. сб. – М.: ГИВЦ МК РФ, 2004. – №11. – С. 15-26.

57. Орлова Э. А. Влияние распределения культурного потенциала на процессы модернизации в обществе // Теоретические основания культурной политики. – М.: РИК, 1993. – С. 125-143.

58. Орлова Э. А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. – М.: РИК, 1993. – С. 96-124.

59. Попов С. В. Проектирование общественных изменений: Лекция в рамках проекта «Открытый университет», Чебоксары, 29.03.2003 // Сайт Культурная столица Поволжья. – 2003.

60. Розин В. Социальная общность как форма «телесности» культуры // Теоретические основания культурной политики. – М.: РИК, 1993. – С. 221-234.

61. Севан О. Г. Европейский опыт участия населения и партнерства в программах развития // Ориентиры культурной политики: Инф. сб. – М.: ГИВЦ МК РФ, 1999. – №7. – С. 30-40.

62. Севан О. Г. Сохранение и использование сельского культурного потенциала // Теоретические основания культурной политики. – М.: РИК, 1993. – С. 186-200.

63. Севан О. Г. Социокультурная среда поселений: культурологический подход // Городская культура Сибири: история и современность: Сб. науч. трудов. –64. Селезнева Е. Н. Социальная эффективность культурной политики // Наука о культуре: итоги и перспективы: Науч.-информ. сб. – М.: РГБ; Информкультура, 2002. – Вып. 4. – С. 68-73.

64. Соколов Е. Н. Методология стратегического планирования в отраслевых управленческих структурах // Теоретические основания культурной политики. – М.: РИК, 1993. – С. 76-95.

65. Социальное проектирование в сфере культуры: От замысла к реализации: Сб. науч. тр. / Мин.т культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры; Сост. и науч. ред. Д. Б. Дондурей. – М.: НИИ культуры, 1988. – 192 с.

66.  Социально-экономические проблемы России: Справочник / Под ред. П. С. Филиппова, Т. М. Бойко; ФИПЭР. – 2-е изд., перераб., доп. – СПб.: Норма, 2001.272 с.

67.  Социокультурное пространство диалога: Сб. / РАН. Науч. совет по истории мир. культуры; Отв. ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 1999. – 221 с. -52.

68.Ясперс К. Смысл и значение истории. М. 1991г.